- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Неологизмы и их разновидности. Пути образования новых слов и значений в наше время
Неологизмы и их разновидности. Пути образования новых слов и значений в наше время
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермолаева Н.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Неологизмы и их разновидности. Пути образования новых слов и значений в наше время».
Цель: обобщить знания студентов о неологизмах и их разновидностях; научить находить неологизмы в тексте, определять их лексическое значение; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
-
Организация учащихся на работу.
-
Работа по теме урока.
1. Объявление темы и цели урока.
- Продолжаем разговор о лексике, составляещей пассивный запас слов; выявить отличительные признаки новых слов, научиться находить новые слова в тексте, объяснять их лексическое значение.
2. Вступительная беседа.
-
Что называется неологизмами? (Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения понятий, явлений.)
-
С чем связано появление неологизмов в языке? (С развитием науки, техники, культуры, экономики, спорта, дипломатических отношений.)
-
Какие же слова можно считать неологизмами? (Вошедшие в язык за последние годы, хотя и среди них есть уже перешедшие в общеупотребительные и даже устаревшие.)
-
На какие группы можно разделить неологизмы, расскажите?
1) В зависимости от способа :
а) лексические - это неологизмы, которые образовались по продуктивным моделям, из элементов, имеющихся в языке; заимствованные из других языков;
б) семантические - это неологизмы, которые возникают в результате присвоения новых значений уже известным словам.
2) в зависимости от условий создания неологизмы делятся на:
а) общеязыковые (узуальные) - это неологизмы, появившиеся вместе с новыми понятиями, реалиями;
б) индивидуально-авторские - это неологизмы, введенные в употребление конкретным автором. К этой группе относятся и окказионализмы - созданные в контексте конкретным автором.
3) В зависимости от целей создания неологизмы делятся на:
а) номинативные - выполняют чисто номинативную функцию;
б) стилистические - дают образную характеристику предметам, которые имеют другое название.
III. Практическая часть.
1. Запишите слова в 3 столбика: общеупотребительные, устаревшие, неологизмы.
Общеупотребительные
Устаревшие
Неологизмы
Дискотека
Целинник
Брифинг
Стажер
Райком
Менеджмент
Президент
Купец
Инвестиция
Сериал
Комиссар
Лицензия
Космос
Красная Армия
Гриль
Компьютер
Лицей
Кетчуп
Джинсы
Мэр
2. Обобщение: Что данное упражнение помогло нам понять?
3. Пользуясь толковыми словарями, словарями «Новые слова и значения», определите значение неологизмов.
Форвард (нападающий)
Рейтинг (степень популярности, авторитет какого-либо лица, группы в определенное время)
Гамбургер (мягкая булка, запеченная с рубленым бифштексом, овощами)
Саммит (встреча глав государств, правительств)
Шоумен (тот, кто заминается организацией и проведением шоу)
Рокер (член молодежной группировки, разъезжающий по улицам без глушителя,
пренебрегая правилами дорожного движения)
Приватизация (передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность)
Обобщение: Что можно сказать об этих словах? К какой группе неологизмов можно отнести? Как они появились в языке?
4. Какие новые значения приобрели следующие слова? Можно ли их назвать неологизмами в наше время?
1. Дума - царская дума (верхний совет из бояр под председательством царя) -
старое
Государственная дума - нынешняя палата Федерального Собрания Российской Федерации
Государственная дума - выборный орган городского управления
2. Династия - род, дом, говоря о государе - старое
поколение, из которого вышло несколько последних людей
одной профессии
3. Губернатор - начальник губернии (большой округ России, разделяющийся на уезды) -
старое
- глава исполнительной власти крупного города
4. Пират - морской разбойник - старое
-
угонщик самолета
-
компьютерный пират
5. Пионер - человек, который одним из первых поселился в новой стране, местности
-
человек, который помешал начало чему-то новому (переносное)
-
член детской организации
5. Распределить неологизмы в две группы в зависимости от способа появления: лексические, семантические.
Лексические
Семантические
Высокие дивиденды (доходы, которые получает владелец акции)
Трудное авторалли (гонки на машинах)
Главный рефери (судья в спортивных состязаниях)
Значительные инвестиции (вложения капитала)
Сценарий визита (1. литер. - драматическое произведение для кинофильма; 2 план)
Компьютерные пираты -Телевизионный мост (1.сооружение; 2. прямая связь)
Деревянный рубль (1. деньги; 2. обесцененный, не имеющий хождения на мировом рынке)
Валютная интервенция (1. вмешательства во внутренние дела государства; 2. засилье определенной валюты на мировом экономическом рынке)
Обобщение: 1) Как отличить лексические и семантические неологизмы?
2) Как появились лексические неологизмы в языке?
6. Найдите индивидуально - авторские неологизмы в поэтических текстах
И.Северянина, определите способ создания неологизмов.
-
Откройте учебник П.А.Леканта, с. 37. Найдите № 85.
-
Находим окказионализмы. Как образовался?
7. Обобщение: Какую роль играют неологизмы в художественном тексте?
IV. Итог урока: 1) Что называется неологизмом?
2) С чем связано понятие неологизма?
-
Какие же слова можно считать неологизмами?
-
Назовите группы неологизмов?
V. Домашнее задание: Упражнение 86 (сборник упражнений под редакцией П.А. Леканта).