Неологизмы и их разновидности. Пути образования новых слов и значений в наше время

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Неологизмы и их разновидности. Пути образования новых слов и значений в наше время».

Цель: обобщить знания студентов о неологизмах и их разновидностях; научить находить неологизмы в тексте, определять их лексическое значение; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать внимательное отношение к слову.


Ход урока

  1. Организация учащихся на работу.

  2. Работа по теме урока.

1. Объявление темы и цели урока.

- Продолжаем разговор о лексике, составляещей пассивный запас слов; выявить отличительные признаки новых слов, научиться находить новые слова в тексте, объяснять их лексическое значение.

2. Вступительная беседа.

  • Что называется неологизмами? (Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения понятий, явлений.)

  • С чем связано появление неологизмов в языке? (С развитием науки, техники, культуры, экономики, спорта, дипломатических отношений.)

  • Какие же слова можно считать неологизмами? (Вошедшие в язык за последние годы, хотя и среди них есть уже перешедшие в общеупотребительные и даже устаревшие.)

  • На какие группы можно разделить неологизмы, расскажите?

1) В зависимости от способа :

а) лексические - это неологизмы, которые образовались по продуктивным моделям, из элементов, имеющихся в языке; заимствованные из других языков;

б) семантические - это неологизмы, которые возникают в результате присвоения новых значений уже известным словам.

2) в зависимости от условий создания неологизмы делятся на:

а) общеязыковые (узуальные) - это неологизмы, появившиеся вместе с новыми понятиями, реалиями;

б) индивидуально-авторские - это неологизмы, введенные в употребление конкретным автором. К этой группе относятся и окказионализмы - созданные в контексте конкретным автором.

3) В зависимости от целей создания неологизмы делятся на:

а) номинативные - выполняют чисто номинативную функцию;

б) стилистические - дают образную характеристику предметам, которые имеют другое название.

III. Практическая часть.

1. Запишите слова в 3 столбика: общеупотребительные, устаревшие, неологизмы.

Общеупотребительные

Устаревшие

Неологизмы

Дискотека

Целинник

Брифинг

Стажер

Райком

Менеджмент

Президент

Купец

Инвестиция

Сериал

Комиссар

Лицензия

Космос

Красная Армия

Гриль

Компьютер

Лицей

Кетчуп

Джинсы

Мэр

2. Обобщение: Что данное упражнение помогло нам понять?

3. Пользуясь толковыми словарями, словарями «Новые слова и значения», определите значение неологизмов.

Форвард (нападающий)

Рейтинг (степень популярности, авторитет какого-либо лица, группы в определенное время)

Гамбургер (мягкая булка, запеченная с рубленым бифштексом, овощами)

Саммит (встреча глав государств, правительств)

Шоумен (тот, кто заминается организацией и проведением шоу)

Рокер (член молодежной группировки, разъезжающий по улицам без глушителя,

пренебрегая правилами дорожного движения)

Приватизация (передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность)

Обобщение: Что можно сказать об этих словах? К какой группе неологизмов можно отнести? Как они появились в языке?

4. Какие новые значения приобрели следующие слова? Можно ли их назвать неологизмами в наше время?

1. Дума - царская дума (верхний совет из бояр под председательством царя) -
старое

Государственная дума - нынешняя палата Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная дума - выборный орган городского управления

2. Династия - род, дом, говоря о государе - старое

поколение, из которого вышло несколько последних людей

одной профессии

3. Губернатор - начальник губернии (большой округ России, разделяющийся на уезды) -

старое

- глава исполнительной власти крупного города

4. Пират - морской разбойник - старое

  • угонщик самолета

  • компьютерный пират

5. Пионер - человек, который одним из первых поселился в новой стране, местности

  • человек, который помешал начало чему-то новому (переносное)

  • член детской организации

5. Распределить неологизмы в две группы в зависимости от способа появления: лексические, семантические.

Лексические

Семантические

Высокие дивиденды (доходы, которые получает владелец акции)

Трудное авторалли (гонки на машинах)

Главный рефери (судья в спортивных состязаниях)

Значительные инвестиции (вложения капитала)

Сценарий визита (1. литер. - драматическое произведение для кинофильма; 2 план)

Компьютерные пираты -Телевизионный мост (1.сооружение; 2. прямая связь)

Деревянный рубль (1. деньги; 2. обесцененный, не имеющий хождения на мировом рынке)

Валютная интервенция (1. вмешательства во внутренние дела государства; 2. засилье определенной валюты на мировом экономическом рынке)

Обобщение: 1) Как отличить лексические и семантические неологизмы?

2) Как появились лексические неологизмы в языке?

6. Найдите индивидуально - авторские неологизмы в поэтических текстах
И.Северянина, определите способ создания неологизмов.

  • Откройте учебник П.А.Леканта, с. 37. Найдите № 85.

  • Находим окказионализмы. Как образовался?

7. Обобщение: Какую роль играют неологизмы в художественном тексте?

IV. Итог урока: 1) Что называется неологизмом?

2) С чем связано понятие неологизма?

  1. Какие же слова можно считать неологизмами?

  2. Назовите группы неологизмов?


V. Домашнее задание: Упражнение 86 (сборник упражнений под редакцией П.А. Леканта).


© 2010-2022