БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

Бурный процесс развития нашего общества затрагивает разнообразные ее сферы, в том числе и образование. Становится очевидным, что перестройка образования нуждается не в каких-то косметических мерах, а в коренной незамедлительной перестройки учебного процесса. В этом педагогическая наука с дидактической точки зрения должна неотложно комплексно помочь решить следующие задачи, стоящие перед педагогической практикой: 1.Построение эффективного содержания обучения, обеспечение возможности его гибкого изменения. 2.Обеспечение возможности индивидуализации содержания обучения и педагогического  воздействия. 3.Формирование у обучаемых твердых действенных знаний и развитие на их почве умений и навыков практической деятельности. 4. Активизация обучаемых, обеспечение их самостоятельности. 5.Максимальная реализация творческого потенциала педагога и обучающегося.  Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать  образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся,  является технология блочно-модульного обучения. Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому студенту выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Студенты могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, творческих работ, изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная технология предполагает, что студент должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Педагог при этом выступает в кач...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ.



Н.А.ЛАВРИНЕНКО, преподаватель спецдисциплин

КГУ « Зыряновский технологический колледж»



Бурный процесс развития нашего общества затрагивает разнообразные ее сферы, в том числе и образование. Становится очевидным, что перестройка образования нуждается не в каких-то косметических мерах, а в коренной незамедлительной перестройки учебного процесса. В этом педагогическая наука с дидактической точки зрения должна неотложно комплексно помочь решить следующие задачи, стоящие перед педагогической практикой:

1. Построение эффективного содержания обучения, обеспечение возможности его гибкого изменения.

2. Обеспечение возможности индивидуализации содержания обучения и педагогического воздействия.

3. Формирование у обучаемых твердых действенных знаний и развитие на их почве умений и навыков практической деятельности.

4. Активизация обучаемых, обеспечение их самостоятельности.

5.Максимальная реализация творческого потенциала педагога и обучающегося.

Многолетняя практика работы в колледже показывает, что обучающиеся, пришедшие из школ в колледж оказываются неподготовленными к определенной деятельности на уроках, направленной на освоение знаний и умений по спецпредметам, так как они в большинстве не обладают абстрактным, образным, наглядно-действенным мышлением (неумение грамотно работать с информацией - собирать необходимые для исследования определенной задачи факторы, анализировать их, делать необходимые обобщения; формулировать аргументированные выводы; читать и вычерчивать схемы, зарисовывать несложные предметы).

Отсюда, одна из актуальных проблем в сфере профессионального образования - внедрение новых педагогических технологий, в которых обучающиеся получают возможность формирования знаний, умений и навыков путем их привлечения к осознанной работе, включения в творческий процесс применения приобретенных знаний.

Заслуживает внимания блочно-модульная технология обучения, позволяющая решать следующие задачи:

- индивидуализация обучения, перенос акцента на развитие личности обучающиеся в процессе обучения.

- реализация творческих способностей обучающегося и педагога.

- формирование гибкого и вариативного содержания обучения.

- повышение уровня мотивации, активности и самостоятельности обучающегося в процессе обучения.

- формирование и развитие прочных знаний, практических умений и навыков.

В формировании профессионального мастерства важным звеном является производственное обучение, в процессе которого создается система профессионально-педагогических умений, навыков, их формирование по выбранной профессии, овладение обучающегося необходимым производственным опытом, профессиональным мастерством.

Производственное обучение - основная составная часть обучения швейным профессиям, которые во многом определяют уровень подготовки рабочих.

Для овладения профессией необходимы четкие продуманные построения учебно-производственного процесса, определенная система производственного обучения.

В обучении специальностям швейного производства одежды применяют операционно-комплексную систему, основной задачей которой является обеспечение последовательного овладения производственными навыками, умениями, профессиональным мастерством в условиях технического прогресса.

С учебной точки зрения трудовой процесс швейного производства одежды позволяет вычленить из него для изучения операции, расположить их в определенной последовательности переноса навыка, повторяемости, соединить различные операции сначала в простой, затем в более сложный комплекс (деталь, узел).

Следовательно, программа производственного обучения швейных специальностей также строится по операционно-комплексной системе. В ней предусмотрено сначала изучение операций: ручных, влажно-тепловых, машинных (универсальных и специальных, склеивающих). В ходе изучения операции соединяются в простой комплекс, например: ручные с влажно-тепловыми, ручные с машинными и влажно-тепловые и т.п. Затем выполняют сложные комплексные работы: изготавливают детали, узлы изделия, далее изготавливают целые изделия - завершают обучение производственной практикой.

Первый блок «Вводный» (ознакомительный) представляет собой руководство для обучающегося. Данный блок посвящается знакомству студента с избранной профессией и представляет собой структуру, отражающую:

- требования к уровню профессиональной подготовки выпускника;

- содержание модульной программы в блочно-модульном варианте;

- материальное оснащение профессии;

- правила безопасности труда и пожарная безопасность в учебных мастерских;

- режим работы, формы организации труда и правила внутреннего распорядка в учебных мастерских.

Второй блок «Подготовительный» отражает формирование у обучающегося первоначальных умений и навыков в выполнении движений, действий, приемов работы и в целом операций ручных, машинных, влажно-тепловых, клеевых и других работ путем специальных упражнений и аналитического представления и понимания обучающимся переноса приобретаемого навыка с одной операции на другую в конкретной группе операций правильно выполнять технические требования, выполнять приемы пользования инструментами, приспособлениями малой механизации, работы на различном швейном оборудовании, его заправки нитями, регулированием некоторых механизмов, четкой и правильной организации рабочих мест и соблюдение правил безопасности труда при выполнении всех групп операций формируются навыки четкого соблюдения технических и технологических условий, качественных показателей выполняемых работ.

Данный блок состоит из 4-х модулей: Модуль 1 - «Упражнения по выполнению ручных стежков и строчек», Модуль 2 «Упражнения по выполнению машинных строчек и швов», Модуль 3 «Влажно - тепловая обработка. Клеевое соединение», Модуль 4 изготовление изделий (изготовление мужского белья; изготовление столового белья). Каждый модуль подготовительного блока заканчивается контрольно-проверочной работой и по окончанию изучения присваивается квалификационный разряд обучающегося данного блока.

Третий блок «Методы обработки швейных изделий. Организация массового производства одежды». Он состоит из 2 модулей: Модуль 1 «Обработка отдельных узлов и деталей легкой женской и детской одежды». Модуль 2 «Изготовление изделия без примерок». (Изготовление ночного белья, изготовление домашней одежды, изготовление детского ассортимента).

Данный блок предусматривает закрепление знаний, навыков и умений, полученных при реализации модулей блока 2, а также изучение различных вариантов технологической последовательности изготовления изделий, приобретение навыков изготовления деталей и узлов одежды различными способами; изучение приемов изготовления изделий из различных тканей и материалов.

Каждый модуль также заканчивается контрольной проверочной работой и обучающийся защищает свой полученный разряд или повышает его.

Четвертый блок «Изготовление изделий по индивидуальным заказам». Он состоит из 2 модулей: Модуль 1 «Изготовление поясной одежды» (изготовление юбок, брюк). Модуль 2 «Изготовление плечевой одежды» (изготовление платья, сарафана, изготовление жакета, жилета; изготовление изделий с подкладом). После изучения данного блока студент выполняет квалификационную работу, соответствующего разряда.

Узловые учебных элементы - даются в виде схем деталей и узлов, таблиц, которые могут заполняться совместно с мастером или обучающимися самостоятельно. Учебные элементы - для закрепления обучающихся теоретического материала в виде практических заданий реализуют дифференцированный подход. Выполнение этих заданий требует от обучающихся воспроизведения и анализа определенной информации установление межпредметных связей, при этом поддерживается устойчивый интерес к учёбе, создаются условия формирования практических умений и навыков, совершенствуются умения самостоятельно работать.

По каждой единице модуля (юбка, женское платье, брюки и т.д.) студентам предлагается выполнить:

- описание внешнего вида модели;

- выбор методов и способов обработки деталей и узлов изделия;

- составление инструкционных, технологических карт на обработку деталей и узлов изделия;

- составившие технологические последовательности обработки изделия.

При выполнении этих работ просматривается самостоятельная деятельность обучающихся, что вызывает интерес к профессии.

Данная система в производственном обучении позволяет присвоить квалификационный разряд на определенном этапе обучения и на последующих этапах обучения обучающиеся смогут повысить свой разряд или подтвердить ранее полученный разряд.

Пробудить интерес у обучающихся к урокам производственного обучения, превращать их в активных участников уроков, активизировать их самостоятельную деятельность, возможно только используя активные формы и методы обучения.

Использование в профессиональном обучении современных образовательных технологий позволяет реализовать цели преподавания - это подготовка конкурентно способных специалистов способных к саморазвитию, и результат этого удачный карьерный рост.


© 2010-2022