Внеклассное мероприятие к 200-летию М. Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

Данное мероприятие разработано к 200-летию великого русского поэта и представляет собою игру, которую уместно провести, как итоговый урок по творчеству,так и внеклассное мероприятие. Разработка урока (игры) разработана в этом году и проведена учениками-старшеклассниами в среднем звене. План мероприятия следующий:   1 станция: «Факты биографии» 2 станция: «Ребус» 3 станция: «Строчки» 4 станция: «Родина» 5 станция: «Лотерея» 6 станция: «Чей портрет?» 7 станция: «Поэма» 8 станция: «Герои»  9 станци...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра по творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова,

посвященная 200-летию поэта.

«Талант работает, гений творит»

Цели.

  • Пробудить в детях интерес к литературе, к поэзии, к чтению;

  • расширять литературный кругозор обучающихся;

  • развивать навыки выразительного чтения и чтения лирических произведений наизусть, развитие внимания, мышления, речи, памяти;

  • учить детей соревноваться, сопереживать друг другу.

Оборудование. Кроссворды, конверты с цифрами, конверты с заданиями, иллюстрации поэтов аудиозапись фрагментов, магнитофон, компьютер, мультимедийная презентация.

План проведения:

1 станция: «Факты биографии»

2 станция: «Ребус»

3 станция: «Строчки»

4 станция: «Родина»

5 станция: «Лотерея»

6 станция: «Чей портрет?»

7 станция: «Поэма»

8 станция: «Герои»

9 станция: «Кто больше?»

10 станция: Подведение итогов.



Правила игры:

В игре может принимать пять-шесть команд по пять участников в каждой. Командам выдается маршрутный лист, согласно которому команда следует от пункта А до пункта В. В маршрутном листе ведущие на каждой станции делают пометки и ставят количество заработанных баллов. Таким образом, командам следует преодолеть нелегкий и долгий путь следования. Это 9 станций, требующих интеллектуальных и творческих способностей команды. В зависимости от того, как команда проявила себя в творческом и интеллектуальном плане , это скажется на результатах, который выражается в сумме заработанных баллов. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество по отношению к другим командам.

Желаем вам творческих успехов!

Ход игры:

1 станция: «Факты биографии»

Команда вытягивает карточку с заданием (из трех вопросов) и отвечает. Каждый верный ответ оценивает одним баллом. На обдумывание команде дается не более 2 минут.

Примерные задания:

Карточка:

1. В ночь на 15 октября (по старому стилю - 3 октября) 1984 года в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын. Где же родился Михаил Лермонтов?

А) в Москве б) в Санкт - Петербурге в) в с. Тарханы Пензенской области

2. Музыкальный инструмент, на котором играл М.Ю. Лермонтов

А) скрипка б) гитара в) пианино

3. Фамилия бабушки поэта

А) Арсеньева б) Ганнибал в) Лутовинова

2 станция: «Ребус»

Команде предстоит разгадать ребус.

Предлагается три ребуса. За верный ответ команда получает по одному баллу. Время на один ребус - 1 минута.

Примерное задание:

Е Р Т Е К (Терек)

А М К У Ш (Машук)

Т И П Я Р С Г О К (Пятигорск)

3 станция: «Строчки»

Команда вытягивает конверт со строчками известных стихотворений. Но вот беда - они рассыпались. Их нужно собрать. На задание отводится 2 минуты.

1 конверт:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

2 конверт:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

3 конверт:

Амур спросил меня однажды,

Хочу ль испить его вина -

Я не имел в то время жажды,

Но выпил кубок весь до дна.

4 станция: «Родина»

К слову Родина подобрать как можно больше ассоциаций. На задание отводится одна минута.

5 станция: «Лотерея»

Капитан команды вытягивает лотерейный билет с номерами вопросов.

На каждом лотерейном билете ориентировочно 5-7 цифр. Команда называет свои цифры и ведущий задает им вопросы. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Примерные вопросы:

  1. Город на Кавказе, названный в честь поэта. (Лермонтов)

  2. Фамилия французского офицера, с которым была первая дуэль писателя. (Барант)

  3. Имение, в котором прошло его детство. (Тарханы)

  4. Увлечение Лермонтова. (Рисование)

  5. Часть российской империи, где большую часть жизни провел Лермонтов. (Кавказ)

  6. Название стихотворения, которое Лермонтов написал в 16 лет. (Парус)

  7. Какими языками владел М.Лермонтов? (французским, немецким, английским, читал по - латыни, начинал изучать азербайджанский и грузинский).

  8. Как звали отца М.Лермонтова? (Юрий Петрович).

  9. Как звали бабушку М. Лермонтова? (Елизавета Алексеевна)

  10. Как звали маму М. Лермонтова? (Мария Михайловна).

И другие

6 станция: «Чей портрет?»

Команды по очереди называют поэтов лермонтовской поры. За каждый верный ответ - один балл.

Для этого задания командам предлагаются портреты:

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

2.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

3.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

4.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

5.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

6.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

7.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

8.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

9.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

10.

Внеклассное мероприятие к 200-летию М.Ю. Лермонтова «Талант работает, гений творит»

(Державин, Карамзин, Радищев, Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Крылов, Грибоедов, Тютчев, Кюхельбекер, Плетнев, Вяземский, Козлов, Дмитриев, Рылеев, Одоевский, Хомяков, Кольцов, Боратынский, Языков, Батюшков, Ершов).



7 станция: «Поэма»

Дать ответы на задания карточки (из двух вопросов):

  1. Какая поэма Лермонтова начинается со слов: «Пускай слыву я старовером, Мне всё равно - я даже рад: Пишу Онегина размером; Пою, друзья, на новый лад»? («Тамбовская казначейша»)

  2. Какую поэму Лермонтов написал на основе черкесской песни о юноше, вернувшемся из битвы, в которой погибли его родные и товарищи? («Беглец»)

  3. В каких лермонтовских произведениях действие происходит на Кавказе? (В «Демоне», «Мцыри», «Беглеце»)

  4. Перед кем исповедуется Мцыри? (Перед монахом, который вырастил и воспитал его)

  5. Какое женское имя использует Лермонтов и в поэме, и в драме? (Нина, в «Сказке для детей» и «Маскараде»)

  6. Лермонтов называл себя изгнанником, сравнивая то с реальными людьми, то с природными реалиями, то с фантастическими силами. С кем и какими? (тучами, с Байроном)

8 станция: «Герои»

Дать ответы на задания карточки (из двух вопросов):

  1. С чем сравнивает себя герой «Узника»: «На коня потом вскочу, В степь, как ... , улечу»? (ветер)

  2. О ком: «одиноко Он стоит, задумался глубоко ... »? А кто «стоит одиноко на голой вершине ... »? (Утес и сосна)

  3. «Валерик» - это имя или название? Что оно значит? (С чеченского языка «Валерик» переводится как «река смерти», это название произведения поэта)

  4. Кого Лермонтов называл «мой милый Саша»: «Я знал его: мы странствовали с ним в горах Кавказа»? (Александра Одоевского, декабриста, сосланного на Кавказ)

  5. На кого ссылается поэт: «И право, ... нам не врёт, Сказав, что день беды пройдёт, А что пройдёт, то будет мило»? (На Пушкина и его стихотворение «Если жизнь тебя обманет...»)

  6. Кого из лермонтовских героев прозвали Мефистофелем, а «одна нога у него была короче другой, как у ... »? У кого? (Вернера - «Княжна Мери», «как у Байрона»)

9 станция: «Кто больше?»

За одну минуту командам написать названия произведений гениального поэта. За каждый верный ответ - 1 балл.

10 станция: Подведение итогов.

Подведение итогов. Награждение команды-победительницы.











Маршрутный лист команды __________________



Станция

Содержание

Баллы

1. «Факты биографии»

2. «Ребус»

3.«Строчки»


4. «Родина»


5. «Лотерея»


6. «Чей портрет?»

7. «Поэма»

8. «Герои»

9. «Кто больше?»

10. Сбор в актовом зале

Подведение итогов. Награждение

Итого:



© 2010-2022