Урок по рассказу А. П. Чехова Хирургия

Тема урока: «Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ»VI. Итог урока - На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову» (Слайд 40) - Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором.. Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает нам жизнь, он лечит многие пороки. Его смех остается бессм...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:
«Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ»

Ход урока.


I. Сообщение темы, цели урока

II. Слово о Чехове

Наш герой родился в середине 19 века.

- Назовите даты жизни и смерти писателя.

Да, ровно 150 лет назад 17 (29) января) 1960 года родился А.П. Чехов, человек необыкновенного душевного изящества, вежливый, доброжелательный, умеющий расположить к себе, обаятельный, веселый, проживший короткую, но чрезвычайно интересную и содержательную жизнь. Прочитайте воспоминание - отзыв современника, известного детского писателя и критика литературы К. И. Чуковского:

- «…Высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущий к себе всех…»

В каком старинном русском провинциальном городе он родился?

(А.П. Чехов родился в старинном провинциальном городе Таганроге).

Его родители были из семей крепостных крестьян, выкупившихся и начавших свое дело: Павел Егорович и Александра Яковлевна

- Где часто приходилось работать сыновьям Павла Егоровича «для хозяйского глаза»?

( В бакалейной лавке)

Расскажите об укладе семьи Чеховых.

Павел Егорович воспитывал детей по-старинному: с наказаниями, поркой. Беспрекословное послушание, считал он, идет им только на пользу. Отец хотел, чтобы дети хорошо учились и занимались пением и музыкой. Душой семейства была мать, .Евгения Яковлевна, наделенная огромным запасом человечности и доброты. Павел Егорович был человеком одаренным: играл на скрипке, рисовал. Артистический его склад передался детям. Они любили рисовать, разыгрывать домашние сценки, пародировать друг друга, давать смешные прозвища. В семье любили шутить, веселиться. Например, докладывая двоюродному брату Мише, почему он не может приехать повидаться, Антон острит: «Министр финансов объяснит тебе причину». В семье все учились. Антон во время учебы в гимназии увлекся театром и литературой.

- Духовный авторитет Антона в семье вырос, когда он в Таганроге начал в 16 лет самостоятельную жизнь.

Дело в том, что отец Антона решил построить дом, взял кредит, но расплатиться с кредиторами оказался не в состоянии. Поэтому он вслед за старшими сыновьями переезжает в Москву, спасаясь от долговой тюрьмы. Вскоре в Москву перебирается и вся семья, и только Антон остается в Таганроге, чтобы окончить гимназию и получить аттестат. Он живет в бывшем родном доме квартирантом, зарабатывая себе на жизнь репетиторством (уроками), много читает. И даже посылает кое-какие рубли в Москву, т.к. отец долго не мог найти работу.

Будущий писатель выдерживает первое испытание характера.

- Да, вот в это-то время вполне проявились главные черты характера Антона Павловича: его мудрая сдержанность, умение вести дела с достоинством, вызывать к себе уважение. За эти качества в людях он будет бороться всю жизнь и как писатель.

Позже он учил брата сознавать свое достоинство. Прочитайте строки из письма Антона Павловича к брату Николаю.

Ученики по очереди читают строки из письма к брату.

Из письма брату Николаю:

Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.

Они платят долги.

Они не лгут даже в пустяках.

Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома.

Они не болтливы.

Они воспитывают в себе эстетику: не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

- На какой факультет поступил будущий писатель, если его преподавателями были

К А.Тимирязев, Н.В. Склифасовский, именем которого назван в Москве НИИ скорой помощи?

.(В 1879 году А.П. Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета)

- Да. Диплом об окончании медицинского факультета Антон Павлович получил в 1884 году и стал практикующим врачом.

Уже в годы учебы в университете становится довольно известным писателем, имя которого часто скрывается под псевдонимами

- Что такое псевдоним?

(Вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты)

) Какими псевдонимами подписывался Чехов?

(«Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Брат моего брата».)

- С самой ранней юности лет10 -12 подряд Антон Павлович работал, как фабрика, не зная простоя. В течение ряда лет редкий номер журнала «Осколки» выходит без юмористического рассказа Чехова. В журналах требовали, чтобы он писал часто, . коротко и смешно. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. «Краткость - сестра таланта», - это Чехов повторял не раз.

III. Аналитическая работа с текстом.

- Вы самостоятельно прочитали рассказ «Хирургия» (Профессия врача не могла не сказаться на творчестве). Поработаем в качестве литературоведов, выявим особенности юмористического рассказа А.П. Чехова на примере «Хирургии», понаблюдаем, как писатель создает юмористическую ситуацию.

- Что для такой работы нам необходимо?

(Хорошо знать текст, наблюдать над текстом, вчитываться в текст)

И еще вспомним литературоведческое понятие

- Что такое юмор?

(Юмор - изображение героев в смешном виде, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества.

Юмор - смех веселый, доброжелательный.)

- Начнем исследование. В тетрадях запишите заголовок:

Особенности юмористического рассказа А.П. Чехова:

(Отвечая на вопросы учителя, ученики делают наблюдение над текстом, приходят к выводам, запись которых появляется на экране, учащиеся фиксируют в тетрадях.)

- Мы уже прочитали рассказы И.С. Тургенева «Муму», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Чем отличается рассказ «Хирургия»? Почему чеховский рассказ гораздо короче?

( У Тургенева много описаний природы, портретов, авторских характеристик.)

- А у Чехова?

(Никаких предварительных подробностей, описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию, Оно начинается сразу. Отсутствует развернутое авторское рассуждение)

- Прочитайте первую фразу рассказа.

(Земская больница)

Мы не знаем еще кто, но нам уже сообщено где и что. В двух словах сказано многое.

Значит можем отметить особенность чеховского рассказа

1. Лаконизм и простота. (Эти особенности присущи почти всем произведениям писателя)

- Что служит источником юмористической ситуации в рассказе «Хирургия»? (больной зуб), т.е. бытовая ситуация, которая обозначается в первой же фразе. Значит, следующая особенность:

2. Бытовая ситуация. (Ученики записывают)

- Как фамилия дьяка, который вырывает зуб?

(Вонмигласов)

- Говорит ли о чем-нибудь фамилия Вонмигласов?.

(Вон глаз, вон глас, голос.)

- (Вонмем - это возглас, призыв во время службы, означающий на церковно-славянском языке: «Внимайте». Вслушайтесь: вонмем, внимание, внимайте. Верно, слова одного корня. Так о чем же говорит нам фамилия Вонмигласов?

(Фамилия эта говорит о том, что владелец ее имеет отношение к церкви).

- А фамилия Курятин? Каковы ассоциации?

(Куриная слепота. Мокрая курица - вот ассоциации, которые она вызывает.)

- О каком человеке говорят «мокрая курица»?

(О жалком).

- Чехов очень тяжело переживал невежество своих коллег.

- А какая фамилия еще звучит в рассказе?

(Египетский)

Случайна ли фамилия Египетский?

Подумайте дома.

Вот к чему мы пришли: Фамилии героев «Хирургии» вовсе не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях этой фамилии. Это форма юмористической оценки.

Это следующая особенность юмористического рассказа А.П. Чехова.

3. «Говорящие» фамилии. (Ученики записывают в тетрадях.)

Послушаем начало рассказа в исполнении актера. Обратите внимание на внешность героев, манеру говорить, двигаться, выражать свои чувства.

Звучит аудиозапись начала рассказа, включая первую реплику дьячка Вонмигласова.

- Как выглядит Вонмигласов? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок дьячка? Говорит нам о чем- либо эта деталь? (Эти детали указывают на несоответствие внешнего вида сану дьячка.)

- Что вынимает дьячок из красного платочка и с поклоном кладет перед фельдшером?

(Просфору)

- Что это такое?

(Приношение, белый круглый хлебец, употребляемый для причастия.)

) Как же помогает понять настроение героя, его психологическое состояние эта деталь? Эта деталь используется не только для описания быта, но раскрывает переживание героя, его состояние. Понаблюдайте.

(Дьячок кладет просфору с поклоном, он почтителен, говорит благочестивым тоном, льстивым, угодническим)

- Он благочестив на самом деле или только внешне?

- Почему дьячок в конце рассказа забирает просфору?

(Сначала благочестивый, льстивый тон. Смиренно, кротко, почтительно ведет себя. Затем грубо и несдержанно. Благочестие только внешнее)

- (Значит, автор использует яркую, выразительную деталь не только для создания быта, но и для раскрытия переживаний героев, их состояния, характеристики.

Ученики записывают:

. 4. (Слайд 35) Двойная роль детали.

- Что собой представляет рассказ «Хирургия»? Описание, повествование, разговор?

(Почти весь рассказ состоит из разговора двух действующих лиц - персонажей.)

- Как называется такой разговор?

(Диалог).

- Рассказ очень похож на маленькую забавную пьесу, сценку, рассказ-сценка.

- Записываем следующую особенность рассказа

5. Сценичность диалога. (Рассказ-сценка)

- Продолжим разговор о дьячке Вонмигласове.

- Как Вонмигласов говорит, какие слова в его речи преобладают в первой реплике.

(Говорит церковно-славянским языком, косноязычно, невнятно, льстивым, заискивающим тоном, уничижающе по отношению к себе, преобладают слова церковные, в конце - просторечные)

- Отличается его речь от речи фельдшера Курятина?

Значит, речь у каждого героя неповторимая и характеризует героя.

Записываем:

6. Индивидуализация речи. (

Прочитаем в лицах фрагмент. « Фельдшер берет козью ножку….» до «- Тянул!..»

Проследим за характером фельдшера Курятина, манерой говорить, двигаться, выражать свои чувства.

Дейстующие лица:

1. От автора ( чтение реплик)

2. Фельдшер Курятин.

3. Дьяк Вонмигласов

- Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает решение?

- Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку. Минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? О чем эти действия рассказывают читателю?

(Он не знает, как правильно вырывать зуб)

- В рассказе фельдшер Курятин дважды дает определение одному понятию, и всякий раз по-разному? О каком понятии и определениях идет речь?.

- Молодцы!. Итак, в одном случае - «Хирургия - пустяки», в другом - «Хирургия - дело непростое», «Хирургия - не шутка».

Как вы объясняете его поведение?

( Курятин играет роль образованного врача, имеющего профессиональные знания и умения, почтительного, культурного человека. На самом деле фельдшер необразованный, хвастливый, самоуверенный, несдержанный, грубый.)

- Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? Какое значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его сигареты? Какой вывод можно сделать о его культуре, его умении?.

(Невежество, глупость, отсутствие культуры, элементарных профессиональных знаний и умений.)

- Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе?

Пытается употреблять в своей речи профессиональные слова (медика), («…тракцию сделать по вертикальной оси…»), но косноязычен («…не тово… как его?»), не умеет выразить правильно и четко свои мысли, не заканчивает предложения, лексикон беден.

- О чем говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом?

(На протяжении всей процедуры с зубом говорит о помещике Египетском, хвастается своим знакомством с образованным человеком, богатым, знатным)

- Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит: «образованность… один костюм сто рублей стоит»?

(Для Курятина образованность связана с дорогим костюмом. Людей оценивает не по уму и делам, а по богатству, званию, чину)

- Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?

(Оба невежественные, глупые, несдержанные, грубые, угодничают. Не получили хорошего образования)

- Только ли смешон этот рассказ?

Записываем последнее положение:

7. Грустный взгляд сквозь веселый смех. («Они смешные, но невеселые»)

IV. Выводы по аналитической работе над текстом.

Итак, какие особенности юмористических рассказов А.П. Чехова мы выявили?

1. Лаконизм и простота изложения.

2. Бытовая ситуация.

3. «Говорящие» фамилии.

  1. Сценичность диалога.

  2. Двойная роль детали.

  3. Индивидуализация речи.

7. Грустный взгляд сквозь веселый смех.

- Посмотрим и послушаем инсценировку .

V. Инсценирование со слов: « - Тянул! - говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом…) и до конца рассказа.

- Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

- Удалось ли нашим артистам показать характеры персонажей?

- А.П. Чехов был хорошим доктором и ставил точный диагноз. Попробуем и мы с вами поставить диагноз героям «Хирургии»

(Диагноз - болезнь безнравственности, потеря человеческого в человеке).

- О каких ее симптомах поведал писатель? Над чем смеется в этом рассказе Чехов?

) Назовите отрицательные качества героев.

(Невежество, глупость, самоуверенность, хвастовство, грубость, несдержанность, угодничество.)

- Каковы причины «заболевания» героев рассказа?

(Низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины.)

- Подумаем о лекарстве против болезни, об ее профилактике.

(Учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков)

VI. Итог урока

- На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову» (Слайд 40)

- Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором.. Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает нам жизнь, он лечит многие пороки. Его смех остается бессмертным, молодым.

И еще он оставил нам заветы:

- Прочитайте. (Слайды 42 - 44)

1. Краткость - сестра таланта.

2. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

3. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

Жаль, что А. П. Чехов прожил короткую жизнь. В рассказах Чехова есть грусть о сложностях в жизни, о недостатках в людях, когда они не замечают этого

- Каким человеком предстает перед нами А.П. Чехов?

(Человеком умным, честным, образованным, с чувством собственного достоинства, способным взять на себя ответственность за семью, веселым, остроумным. )

- В Чехове были свобода и легкость, которые воплотились в его рассказах.

IX. Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитав рассказы:

  1. Толстый и тонкий 2. Каштанка 3.Детвора

4 Ванька

  1. Спать хочется


© 2010-2022