Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: языковые средства выразительности

Статья «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: языковые средства выразительности» предлагает систему работы над языковыми средствами, начиная с 5 класса. Материал представляет из себя подборку упражнений, рассмотрение хода выполнения задания и образцы полученных решений в соответствии с коммуникативной задачей.Систематическая работа над языковыми средствами уже в ходе обучения в 5 классе позволит начать подготовку к экзамену в 11 классе, и если продуманно и системно продолжить эту работу в следующи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волченко Наталья Алексеевна,

учитель МОУ Полетаевская СОШ


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: языковые средства выразительности

Одними из важных составляющих ЕГЭ по русскому языку и литературе, включающих в себя умение понимать текст, обрабатывать информацию, создавать свой, оригинальный текст, являются задания на определение роли языковых средств ( русский язык - часть 2, задание В8; литература - части В и С), задания по анализу текста ( русский язык - часть1, задания А 29-31; литература - части В и С). Но для нас более важным является, конечно, не просто подготовить детей к успешной сдаче экзамена, но подготовить их к успешной адаптации в обществе, успешной социализации, т.е. сформировать речевую компетентность в полном объеме.

Речевая компетентность школьников предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, базовыми умениями использования языка в различных сферах и ситуациях общения; соблюдение норм литературного языка, овладение лексическими средствами языка; осознание языковой картины мира. Выпускники должны адекватно воспринимать устную речь и быть способными передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения, выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Обучение коммуникативным навыкам предполагает, что это двусторонний процесс: сообщение информации и ее восприятие. Общающиеся стороны тем полнее, точнее и успешнее усваивают информацию, чем точнее создан образ передаваемой информации.

Удачно созданный образ информации облегчает понимание и усвоение нужного объема нового, закрепление его в долговременной памяти. Ярким примером тому может служить реклама кофе «Гранд», в которой сочетаются мужественный облик актера, рекламирующего кофе, вопрос, заданный ему (кофе мужского или среднего рода), ответ (если кофе хороший, то, конечно, мужского рода), а все вместе - великолепный урок грамматики. Ребенок, увидевший этот ролик, уже на уровне подсознания будет помнить, что «кофе» - мужского рода.

Давайте попросим кого-нибудь без ошибок написать фразу, например, «Сатискевея биловисно пмикутевела». Маловероятно, что вы сможете ее правильно воспроизвести после однократного знакомства с ней. А теперь возьмем другую фразу: «Сосна раскидисто росла». Во-первых, вам не нужно несколько раз ее перечитывать, чтобы запомнить: образ информации воссоздается легко в силу ее осмысления по мере чтения и не исчезает после того, как вы отвели глаза от нее. Во-вторых, воспроизводя ее облик, вы можете орфографию и пунктуацию проверить, используя правила русского языка.

Таким образом, чем ярче и полнее создается образ информации ее носителем, тем точнее и устойчивее воспримется и запомнится она ее приемником. Ясно, что образность значительно влияет на восприятие и письменной, и устной информации.

Задача школьных курсов русского языка и литературы как раз в этом и состоит: научить учащихся создавать и воспринимать словесный образ языковой информации. Очень важно, чтобы ученик понимал, что существительное не только часть речи, но и способ создавать картину мира, например: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…», а суффикс помогает передать отношение к этому миру: «морозина, человечище, уродушка…».

Огромная роль в этом процессе отводится изучению языковых средств. Выполняя упражнения по освоению орфографической и пунктуационной грамоты, учащиеся могут и должны воспринимать слова и вязь этих слов не как мертвое сочетание букв, а как живые словесные образы.

Сегодня и к учителям, и к учащимся приходит осознание необходимости готовиться к экзамену не в 11 классе, а с 5 и не по тестам и «натаскивающим» пособиям, а системно, по учебникам и справочникам.

В курсе 5 класса возможно освоение таких понятий, как эпитет, метафора, инверсия, гипербола, сравнение, а также пропедевтическое знакомство с понятиями, которые будут изучаться в последующих классах (например, метонимия, синекдоха….).

Система работы над языковыми средствами позволит не только научить воспринимать образы, созданные другими, но и использовать языковые средства при создании своих текстов. При кажущейся бесполезности и громоздкости таких заданий, как «определите стиль…, тип речи…, роль метафоры…» и т.п., часто опускаемых учителями ввиду опять-таки кажущейся нехватки времени, эффект от их выполнения проявляется уже в конце года при работе учащихся с творческими заданиями (сочинениями, творческими ответами…); их речь становится эмоционально наполненной, окрашенной в тона настроения, индивидуальности.

В 5 классе система работы над языковыми средствами мы пробуем строить так, чтобы дети видели образцы нужных ответов, схему их построения, «заготовку». Усложняя постепенно систему заданий, к концу учебного года мы поможем детям осознанно отвечать на такие вопросы (определите стиль, тип текста, озаглавьте текст) не на уровне интуиции, а следуя четкому алгоритму, т.е. они будут «видеть» образ текста, воспринимать максимум информации, т.к. будут задействованы и органы чувств, и эмоции, а не только зрительные и анализирующие «рецепторы».

Как правило, в учебнике дается материал теоретический, например, «повествование - тип речи…», а далее уже идут задания: определите тип речи. Сильные учащиеся, конечно, улавливают суть и интуитивно. А вот дети средних и слабых способностей занимаются, в основном, «угадайкой», так как на вопросы «А почему это описание?», «А почему это художественный стиль?», ответы дают примерно такие: « Здесь про поход в лес рассказывается, поэтому повествование» или «Здесь описывается береза, поэтому художественный стиль». Самое печальное, что некоторых учителей такие ответы устраивают. Поэтому, дойдя до 11 класса, такие дети с трудом могут, а чаще не могут выстроить композицию своего сочинения, понять основную задачу при создании текста сочинения, элементарно - не понимают, о чем их просят рассказать в «теме» сочинения. Задание «озаглавьте текст» не осмысливается, «выдергивается» либо часто повторяющееся слово, либо вообще первое попавшееся на глаза, а ведь это очень важная коммуникативная задача: заголовок должен передать или тему, или проблему, или идею текста. Чтобы их определить, необходимо проанализировать тип текста, стиль, языковые средства и их роль.

Работу по изучению тропов и стилистических фигур нужно начинать именно с 5 класса: в этом возрасте дети очень восприимчивы, чутки к слову, начинают сочинять, пробуют писать стихи - рифмованные и ритмичные тексты (не всегда, конечно, есть в них гармония смысла и формы, но стремление к гармонии есть).

Кроме того, в 5 классе курс литературы тоже предполагает знакомство с понятиями ЭПИТЕТ, СРАВНЕНИЕ, ГИПЕРБОЛА, МЕТАФОРА. Необходим алгоритм работы с этими терминами, четко продуманная система работы над закреплением этих терминов и над выработкой навыка практического применения при чтении и создании своего текста - обучение литературоведческое не должно быть эпизодично.

Системную работу можно организовать и в курсе русского языка на базе тех упражнений, что есть в нем, например, по учебнику «Русский язык.5» Ладыженской Т.А. , М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

УПР.7, например, идеально подходит для введения понятия «Эпитет». Для этого можно воспользоваться определением в учебнике литературы, можно ввести его на уроке. Итак, вопрос «О чем в нем говорится?» предполагает анализ темы, типа речи, позиции автора - все это пятиклассник должен выполнить самостоятельно. Не каждому это под силу. Поможем ему. Читаем текст:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г. Паустовский.)

1) Ищем ключевое слово - ЯЗЫК

2) О чем 1предложение? - описание признаков языка;

2 предложение? - связь между любовью к стране и любовью к языку;

3 предложение? - это новый абзац, т.е. новая мысль - языку нужно учиться.

3) Раскроем смысл 1 предложения.

Каковы признаки языка?

Язык - богатый (золото имеет, бриллианты или…?)

- меткий (стреляет хорошо или…?)

- могучий (богатырь-силач или…?)

  • волшебный (колдует потихоньку, над ним колдуют или…?)

Видим, что все определения используются не в своем прямом значении, а именно в «или». Что скрывается за этим «или»? Образ языка как живого существа, которое много может - богат лексически, разнообразен в оттенках и нюансах значений, может заставить людей сопереживать и радоваться, может преобразить мир до неузнаваемости или раскрыть невидимое (внутренний мир, например, кошки или несчастного ботинка в луже). И велик тот, кто владеет языком, он - тоже волшебник!

Итак, перед нами целая картина - образ богатыря-волшебника-языка, созданного только определениями. Такие определения называются эпитетами.

4) Раскроем смысл 2 предложения:

Слова создаются людьми, в них отражается история страны, история жизни отдельных людей, отдельных событий, история развития души человека. По сути, история существует только потому, что есть язык (слова) - так она слагается: от словечка к словечку - вот и биография мамы перед нами. Маму любим, любя, отбираем слова для того, чтобы запомнить ее навсегда, так и со страной. Хочешь, чтобы помнили всегда, - создай такой текст, чтоб его интересно было читать, чтоб был понятен, правилен. Любое дело живет долго, если его выполняет мастер.

После такого анализа вывод ясен и понятен без комментариев, он логично вытекает из предыдущего рассуждения.

5) Теперь мы можем помочь детям сформулировать ответ на вопрос: «О чем в нем говорится?»

Давайте дадим им подсказку, научим их строить правильно ответ, ведь это первый их ответ на такой сложный вопрос. Итак, после упражнения необходима подсказка (возможности использования ИКТ сегодня позволяют это сделать):

К.Г.Паустовский (говорит, описывает, рассуждает) (о) неисчерпаем(ых-ые) и удивительн(ых-ые) достоинств(ах-а) русского языка. Автор (убеждает, призывает, доказывает ) читател(ю-я), что нужно учиться языку, чтобы по-настоящему (знать, уважать, любить) свою страну, так, как любит он сам.

Кстати, после такого анализа задание «Выучите наизусть…» будет практически выполнено, т.к. текст будет осмыслен, понят ребенком.

Рассмотрим только те упражнения, которые позволяют ввести новое для пятиклассников понятие, и проследим ход рассуждений и возможные варианты работы над определением роли этого языкового средства. Мы уже говорили о том, что тексты упражнений в рассматриваемом учебнике подобраны так, что любой из них может быть использован для работы над развитием речи, для проведения творческой и самостоятельной работы по созданию текстов любого стиля и типа речи, чаще, конечно, художественного описательного текста в силу возрастных особенностей детей.

Системное обучение - это всегда непрерывное обучение. Постоянное обращение к лингвистической терминологии сделает процесс усвоения простым и естественным, а нахождение тропов в текстах и даже разрозненных словах и словосочетаниях подталкивает детей к мысли о том, что они просто необходимы для создания текста, необходимы для общения, для создания образа передаваемой, любой, словесной информации.

В п.5 «Стили речи» работа над анализом текста просто необходима. Возможность использования оргтехники позволяет предложить детям вот такую табличку, которая помогла бы детям сравнить тексты и уяснить суть различий между стилями, пусть такая простенькая:

Стиль

для чего предназначен

Форма

языковые черты

Научный

передать научные сведения

Устная

(доклад)

письменная

(статья)

термины, точность

Разговорный

Пообщаться (коммуникация)

Устная

(беседа)

письменная

(письмо)

оценочная лексика эмоциональные предложения, частицы

художественный

создать образ, чтобы читатель почувствовал то, чувствует автор

Письменная (рассказ, поэма, баллада…)

эпитеты, ряды ОЧП, олицетворения…

А теперь попробуем заполнить эту табличку, работая с конкретными текстами, которые даны в Упр.13. Но и здесь самостоятельно все дети могут найти только часть ответов, нужно помочь им сформулировать полный и точный ответ.

Сравниваем тексты:

  1. - Ну и ветер! Такую пылищу поднял!

  • Да, такого ветра давно не было.

  1. Ветер - это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в м/с, км/ч. Направление ветра определяется флюгером, выражается в градусах.

  2. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок… Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. (А.П.Чехов)

Тема текста

тип речи

для чего предназна-чен

форма

Языковые Черты

Стиль

1. Сильный ветер

описание

общение, обсуждение

ветра собеседниками

устная

эмоцио-нальные

предлож.

Частицы

Оценочная

лексика

(пылища)

Разговорный

2. Определение и характеристика ветра как атмосферного

явления

описание

сообщение научных сведений

письм

Термины, точные хар-ки

Научный

3. Сильный ветер

описание

передать чувство

страха при виде ветра такой силы

письм.

ОЧП, олицетворения, эпитеты

создают образ

ветра-разбойника

Художес-твенный

Мы видим, что текст №1 создает картину, причем не менее яркую, чем текст №3, потому что «поднять пылищу» мог только несущийся с силой ветер; оценочность, настроение есть в обоих текстах, а вот задачи их создания разные. Важно, чтобы дети поняли, что в 3 тексте для автора более значимым представляется не нарисовать картину грозы, а передать состояние, которое испытывает Егорушка перед силами природы (страх, ужас).

Т.О., таблица помогает детям сформулировать ответ на вопрос Упр.12:

  • под №1 фрагмент разговорного стиля, так как в нем представлен диалог двух людей, которые эмоционально, с помощью восклицательных предложений обмениваются впечатлениями об очень сильном ветре;

  • под №2 представлен текст научного стиля, так как описывается ветер как атмосферное явление, которое характеризуется скоростью, направлением; точность и полнота описания поддерживаются использованием терминов;

  • под №3 дано художественное описание ветра во время грозы, создается образ страшного, как разбойник, ветра, который автор олицетворяет благодаря использованию глаголов «рванул», «понесся», эпитетов «со свистом», «беспорядочно». Описание вызывает тревогу, подчеркивает чувство страха у героя.

Упр. 16 Пушкинские тексты, на первый взгляд, очень трудно анализировать в силу их кажущейся простоты. Но тем важнее приучить детей обращать внимание на те редкие в его произведениях языковые средства.

Отрывок из сказки - описание реакции старика на необычную способность рыбки разговаривать. Единственный эпитет - «ласковое слово». Спросим у детей, почему Пушкин подчеркивает, каким словом отозвался старик, за что такая милость рыбке? - За ЧУДО! Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

(А.С.Пушкин)

Упр.20 Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Работу с однокоренными словами поможет провести стилистический анализ:

Метели (какие?) снежные, эпитет создает образ «метель со снегом, из снега»;

Переулок (какой?) снежный, эпитет создает образ «переулок в снегу, под снегом»;

Река (какая?) заснеженная, эпитет создает образ «река в снегу, под снегом».

Дети делают вывод: структурно одинаковые прилагательные «снежный» в тексте имеют разные значения, а структурно разные слова «снежный» и «заснеженный» в тексте равнозначны.

Для того, чтобы дети более осознанно выполняли такие задания, как создать образ, вводится понятие АССОЦИАЦИИ. Это понятие поможет нам проводить и словарную работу, даже с такими, казалось бы, «необразными» словами, например, «суффикс».

Суффикс - это домик, это крыша - небо, угол - наказание - скука - друг, а друг - это всегда двое, вот мы и нашли нужный образ для двух ФФ - это друзья, взявшись за руки, они вместе переживают скуку.

Упр.24 1.В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят. 2. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. 3. Люблю грозу в начале мая.

Как эпитеты помогают определить время дня, года, настроение?

Этот вопрос заставит детей воссоздать картину, описанную в предложении (2. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.), вдумываться в значение каждого слова: золотая листва - желтая, следовательно, осень;

розоватая вода - заря, солнечный свет отражается в воде, окрашивает ее;

настроение - в конце предложения точка, значит, эмоции приглушены, это скорее тихое спокойствие, легкая грусть.

Упр.28 Понятие метафоры и ее разновидности (метонимии) можно ввести на таком ярком, наглядном примере «чинят время»:

Чтобы ходики ходили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал, который час,

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Упр.31 ( Варенье, варить, варка, вареный… Дождливый, дождичек, дождь…очаровательный, чары.)позволит закрепить это понятие; предложим детям выбрать 3 эпитета, составить с ними предложение, включив в него метафору, например: Березовый дождичек очаровательным ковром накрыл тяжелую, мокрую траву.

Таким образом, учитывая, что практически все упражнения в учебнике содержат материал для тренинга, можно в течение всего курса обучения предлагать для работы задания по отработке понятий эпитета и метафоры.

Упр.44 (В нашем спорте есть немало тренеров, обладающих даром человековедения… Кого поставить на матч? Кого посадить на скамейку запасных? С кем следует расстаться?..) Риторический вопрос - этот стилистический прием чаще всего характерен для публицистической речи, вопрос помогает автору привлечь читателя или слушателя к проблемам, волнующим автора. В данном тексте дети увидят еще одну функцию их: риторические вопросы подчеркивают важность работы тренеров, тонкости их профессии.

Упр.49 (В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зеленые ящерки, они мигают сонными глазками. Сегодня будет жарко!

Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрашены в цвет утренней зари. В кустах порхают веселые чижи. Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые легкие крылья! ) «Ночная тьма тихонько прячется…» - вводим понятие олицетворения как разновидности метафоры. Кроме того, задание к упр. (выбрать наиболее подходящий заголовок) предполагает анализ типа текста, стиля, языковых средств (эпитеты, метафоры, олицетворения, знаки препинания - восклицательные ). Дети сделают вывод, что утро наступает решительно (метафора - луч вспыхнул), а ночь уступает место неохотно (олицетворение - ночь прячется, эпитет - тихонько). Восклицательные знаки в конце абзацев, эпитеты «веселые», «радостно и счастливо» - все это говорит о том, что более точным будет заголовок «Радостное пробуждение».

Упр.65 предлагает нам познакомиться с таким приемом, как сравнение. Вчитываемся в текст:

Это было в сентябре. Из полынного островка выскочил русак и, как шар, покатился по полю. Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами. Я затаил дыхание и стал наблюдать за поединком, не зная, что придумает косой при очередном нападении ястреба.

Сравнение подскажет детям еще и то, что огромную роль для передачи стремительности происходящего играют глаголы. Ведь почему «как шар» - потому что быстро, он даже не бежит, не мчится, он КАТИТСЯ.

Упр.79 (1.Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву. 2.А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна. 3.Полыхают зори, курятся туманы, над резным окошком занавес багряный….) содержит предложения художественного стиля, здесь можно провести тренинг по языковым средствам, уже знакомым детям. Нельзя забывать о том, что необходимо не только находить троп, но и определять роль его в тексте. Ученики увидят, что Есенин природу олицетворяет, а метафора подмечает такие свойства природы, которые не всегда и не всякий отметит, эпитеты чаще метафоричны. На этом упражнении можно провести пропедевтическую работу: инверсия «ковром шелковым», «занавес багряный», «свищет ветер», отметить роль инверсии в создании образа.

А упр. 80 - 81 можно использовать для развития творческих способностей всех детей. Всех, потому что большинство детей этого возраста легко создают «сухие» повествовательные тексты «отчетного» типа, именно такие, какой представлен в упражнении: В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. До вокзала ехали трамваем. На электричке добрались до деревни. Оттуда отправились к березовой роще… Можно конкретизировать задание по редактированию предложенного сочинения (О чем следовало бы рассказать подробно, о чем более кратко?), дополнить его: введите в текст эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Более слабым детям можно разрешить озаглавить свое сочинение после доработки, более сильным же - сначала озаглавить, а потом в соответствии с заголовком отредактировать, что, конечно, гораздо сложнее

Упр. 85 Течешь, речка, не колыхнешься,

На крутой берег не взольешься.

На крутой берег не взольешься,

Желтым песком не возмутишься!

Особенности русского фольклора очень ярко проявляются в этом отрывке из песни. Не обязательно вводить термины (рефрен, ретардация), но обязательно нужно показать, что повтор строки подчеркивает медленное течение реки, эту же роль выполняет и повтор частицы НЕ

Упр.130. (С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых и не нашлось бы в нашем языке точного выражения.) Оно интересно тем, что можно проследить роль однородных членов предложения. Интересно попробовать заменить ряды ОЧП подобными или совершенно непохожими. Записать эти ряды, проследить, как изменится смысл текста, сузится или расширится его содержание (например: Нет ничего такого в ВОЗДУХЕ и НА ЗЕМЛЕ, что нельзя было бы передать русским словом. Полет птицы, движение облака, абрис ветки, журчание ручья, вздох крыла бабочки. Нет таких предметов и явлений - явных или неявных, - …) Задание сложное, поэтому лучше выполнять его фронтально.

Упр. 134. Используя весь арсенал знаков препинания (в исходном тексте только точки), попробуем изменить настроение от начала к концу абзаца, например, так:

Утро? Рассвело незаметно… На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке… Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам… Вот и река! Прибрежные камыши изредка шуршат…

Просим детей описать в соответствии со знаками настроение автора. Можно обратить внимание детей на звукопись (аллитерация Ш-Ш-Ш рисует звуковую картинку).

Упр.155 (Поднялась за рекой большая темная туча. Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. Упали первые тяжелые капли. Вскоре хлынул теплый проливной дождь.) Предлагаем детям выбрать эпитеты. Почему неожиданным является эпитет «теплый»?

Ряд эпитетов будет таким: большая темная туча, сильный вихрь, тяжелые капли - теплый проливной дождь. Эмоционально эпитеты « темные, тяжелые» настраивают на негативную реакцию, поэтому эпитет «теплый», конечно, вызывает удивление.

Упр.192 (1. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку. 2. В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие. 3. Лес зазвенел, застонал, затрещал…) Учитель предлагает определить, о каком предложении идет речь в таком высказывании: «Ряд однородных ________ передает разнообразие звуков, охвативших все пространство» Пусть дети попробуют определить роль ОЧП в каждом из предложений, сначала фронтально, затем самостоятельно, особенно интересно выполнять эту работу на материале упр. 195 и 196.

Интересно сравнить характер ветра и настроение автора в стихотворениях упр. 219 и 220, какую роль играют эпитеты и олицетворения в них:

Ветер осенний в леса подымается.

Шумно по чащам идет,

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.

(И.А.Бунин)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет.

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

(Н.А.Некрасов)

Дети проводят наблюдения и делают вывод, что в бунинской строфе автор испытывает отчаянный восторг, ветер олицетворен, он отражает настроение лирического героя, может быть, в преддверии будущей зимы, прощаясь с последними осенними днями. В стихотворении Некрасова дети заметят безоглядную, беспросветную тоску, ветер тоже олицетворен, но он только тосклив, только заунывен, от него веет не грустью даже, а смертью, абсолютной безнадежностью, отчаянием надлома. Уместно обсудить с детьми, отчего такие разные картины предстают перед читателем: тема одна (ветер в осеннем лесу), стиль и даже языковые средства одинаковые (художественный; олицетворение, эпитеты), а образы не похожи и чувства вызывают разные. Мы понимаем, что автор пишет образ, находясь в определенном состоянии, испытывая какие-то эмоции, чувства, он смотрит на мир не равнодушными глазами, а сопереживая миру и заставляя мир, в свою очередь, сопереживать ему.

После такой работы дети с удовольствием сочиняют свои зарисовки и этюды, но им обязательно нужно предложить тему неожиданную: «Одинокая кроссовка», «Снежинка на ладошке», «Паучок», «Заблудившийся шнурок»… Предложение включить в свой текст олицетворения, эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения, передать свое настроение заставит детей вдумчивее работать, внимательнее отнестись к слову, осмыслить свою работу. Поверьте, вам и самим будет интереснее проверять такие работы - они откроют вам детей с удивительной стороны, какой вы раньше в них не замечали. Если вы к тому же и классный руководитель в этом классе, психологический анализ работ поможет глубже изучить проблемы детей, приоткроет завесу над теми тайнами, о которых в обычной обстановке они не признаются никому, даже себе.

В упр. 253 необходимо поработать со словом «Пушкин»: в каких-то предложениях оно использовано в прямом значении, в каких-то в переносном:

  1. Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает до конца. - дети поясняют, что не сам Пушкин входит, а его произведения (метонимия).

  1. С того вечера я стал читателем книг его, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. 5. Пушкин - певец свободы, великий патриот и провозвестник светлого будущего своего народа. - слово использовано в прямом значении.

Упр.258 (Прекрасные и удивительные вещи лежат на витрине магазина: раскрытые готовальни, перочинные ножи, волшебный фонарь с красным глазом, микроскоп, увеличительное стекло, фотоаппарат. Сколько великолепных, чудесных вещей! Но больше всего мне нравится…мяч… Я разглядываю его и думаю: «Хорошо бы вернуть детство и погонять такой легкий, как перышко, мяч!») - велико значение эпитетов в этом упражнении, видима их роль в тексте, кроме того, последнее предложение позволяет ввести такое понятие, как литота: Я разглядываю его и думаю: «Хорошо бы вернуть детство и погонять такой легкий, как перышко, мяч!» Литота подчеркивает, что автор текста - взрослый человек, и для него воспоминание о детской забаве, конечно, приятно, а мяч кажется невесомым.

Интересно упр.332, работу с ним нужно, мне кажется, начать с выразительного чтения строк:

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.

Зачем повторяются слова? Содержание и форма в данном случае очень тесно связаны, повтор в данном случае имитирует стук колес. Теперь еще раз читаем вслух.

П.66 «Прямое и переносное значение слов», и в упражнениях этого параграфа, конечно, все упражнения предполагают работу с языковыми средствами, важно не ограничиваться простой констатацией тропа, а выявить роль его для понимания того, о чем говорит автор.

Упр.691 Все, что в песне славится,

Все, что сердцу помнится,

Все, что снится-видится

В стороне лесной, -

Милая красавица,

Ласковая скромница,

Белая березонька

Дарит мне весной.

Стихотворение Н.И.Рыленкова основано на анафоре (повтор в начале строки «Все…» усиливает всемогущество березоньки, той же роли служит и синтаксический параллелизм, понятие его можно ввести, не используя пока, может быть, термина).

Упр.709 Стихотворение «Книгоград» основано на развернутой метафоре: книжный шкаф, где каждый том - это дом, город, в этом городе любая книга - целая страна, этот город населяет своеобразное человечество - герои книг. Пусть дети попробуют создать свою развернутую метафору, создать этюд, основанный на развернутой метафоре, например, Лес - страна великанов и карликов…

Таким образом, в курсе 5 класса вводятся следующие языковые средства:

ЭПИТЕТ,

МЕТАФОРА,

СРАВНЕНИЕ,

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ,

РЯД ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

отрабатывается навык распознавания их в тексте, кроме того, дети знакомятся с понятиями типов и стилей речи, метонимией, гиперболой-литотой, анафорой, синтаксическим параллелизмом, развернутой метафорой, аллитерацией, риторическим вопросом. Творческие способности детей направленно развиваются, основываясь на ассоциативном мышлении и заданном использовании языковых средств в собственных текстах. Такой подход к развитию речи детей приводит к тому, что к концу года около 30 процентов детей начинают постоянно писать стихи, ну а пробуют-то уж точно все.

Мы видим, что систематическая работа над языковыми средствами уже в ходе обучения в 5 классе позволит начать подготовку к экзамену в 11 классе, и если продуманно и системно продолжить эту работу в следующих классах, то творческая часть ЕГЭ - С не будет представлять особой сложности для выпускников. Если все же представляет, обращайтесь, будем рады помочь.


© 2010-2022