Работа учителя русского языка в условиях лечебно-профилактического учреждения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа учителя русского языка в условиях лечебно-профилактического учреждения


Переход школы на новые образовательные стандарты диктует новые требования и к работе учителя в условиях лечебно-профилактического учреждения. Планируемые результаты освоения обучающимися основной программы общего образования предполагают формирование у них универсальных учебных действий, которые включают в себя способность к самооценке; умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; формулировать собственной мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. И учитель, работающий с детьми, проходящими курс лечения в ЛПУ, должен помочь ребенку «не потеряться, не отстать» от сверстников.

Учебный процесс в возрастной группе в ЛПУ имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что

- уроки в них проводит один учитель одновременно с учащимися одного, двух, а то и трех классов в одном помещении;

-дети поступают с разными учебно-методическими комплектами;

- при наличии одного методического комплекта у разных учащихся неодинаковый темп прохождения учебного материала (темы не совпадают);

- часто дети поступают с большим отставанием по причине болезни, с низким уровнем знаний, умений и навыков;

- быстрая утомляемость, плохое самочувствие послеоперационных детей;

- занимает некоторое время адаптационный период: ребёнок привыкает к новым условиям, режиму работы, к незнакомому учителю.

Соответственно, и урок в условиях лечебного учреждения отличается от урока в классе с одной возрастной группой и по структуре, и по организационным формам, и по методам обучения.

Рассмотрим структуру урока в возрастной группе, его отличия от урока в обычной общеобразовательной школе. Главная особенность - обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке. Учитель, работающий с одним классом, имеет выбор: включать в урок самостоятельную работу учащихся или нет. И в зависимости от задач и выбранной методики проведения урока планирует деятельность свою и учащихся. Совсем другое - урок одновременно с детьми пятого, шестого и седьмого классов. Чтобы объяснить новый материал учащимся одного класса без ущерба для ребят другого класса, учителю надо занять детей полезным делом, предложить им самостоятельную работу, выполнить то или иное задание без его непосредственного руководства. И пока ученики одного или двух классов самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новое, спрашивает пройденное, разъясняет очередное задание для самостоятельной работы учащимся того класса, с которым работает.

Таким образом, самостоятельная работа ребят становится необходимым условием учебной деятельности учащихся и важнейшим обязательным компонентом урока в ЛПУ.

Из этого фактора следует особенность урока - чередование работы учащихся под непосредственным руководством учителя, работы с учителем и самостоятельной работы по заданию или собственному выбору.

В структуре урока можно выделить три чётко выраженных компонента:

1) фронтальная (общая) работа всех классов;

2) работа одного класса под непосредственным руководством учителя;

3) самостоятельная деятельность по индивидуальному плану работы на уроке.

Учебное занятие выглядит как чередование этих видов деятельности.

Количество чередований компонентов урока зависит от многих условий: содержания учебного материала, степени самостоятельности учащихся, а также возрастных особенностей. Чем старше ученики, чем большим числом учебных умений они владеют, тем больше возможностей для самостоятельной деятельности. Поэтому, как правило, в один урок включается несколько самостоятельных работ. Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует чёткой регламентации учебного времени. Это в свою очередь обязывает учителя тщательно подготавливать на урок все необходимое заранее, так как любое отвлечение от работы с классом, будь то запись образца или простое прикрепление таблицы, неизбежно приводят к потерям учебного времени.

Еще одной особенностью уроков в ЛПУ является наличие отвлекающих факторов: зрительных, слуховых. При этом, если объяснение учителя в старших классах можно рассматривать как подготовка к восприятию этих знаний младшими школьниками, то нечёткие, ошибочные ответы младших мешают, отвлекают старшеклассников от решаемой в это время учебной задачи и лишь иногда ориентируют на повторение ранее изученного материала.

Отвлекающим фактором, приводящим к утомляемости, рассеиванию внимания, считаю применение учителем средств обучения коллективного обучения, поэтому целесообразно использовать лишь индивидуальный демонстрационный материал: памятки, таблицы, иллюстрации, схемы и т.д.

Ещё одной особенностью урока во внутрибольничной школе является то, что детям приходится не только много заниматься самостоятельно, но и самим осуществлять пооперационный (пошаговый) контроль и контроль результата своей или чужой деятельности. Для успешной самостоятельной деятельности на всех этапах учебного занятия, необходимо владение учащимися умением контролировать деятельность, в первую очередь свою. Значение этого умения в том, что контроль при успешном, правильном выполнении создаёт уверенность в своих силах, при ошибках - обеспечивает их своевременное устранение. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Учащиеся старших классов могут проверить письменные работы и послушать устные ответы младших школьников.

Нужно отметить, что с позиции учителя, урок в группе это фактически 2, 3 урока, связанные в один. Каждый из этих уроков имеет свои цели, задачи, содержание, средства обучения. В течение 30 минут учитель переключается с составляющей одного урока на другой, третий и так - неоднократно. Не всегда просто перейти с языка изложения в пятом классе на язык семиклассника, нелегко удерживать в памяти тот материал, которым следует продолжить прерванное.

С позиции ученика урок также отличается от обычного: прерывистостью, необходимостью сосредоточиться, не отвлекаясь на происходящее вокруг. Для ребёнка это невероятно трудно. Многим требуется немалое время для адаптации в таких условиях работы. Однако, дети, которые проходят курсы лечения неоднократно в течение года (2 - 4 раза по 3-4 недели), как правило, находятся под контролем врачей, а значит, и учителей внутрибольничной школы на протяжении нескольких лет, довольно скоро переключаются на знакомый режим работы, видят преимущества обучения в больнице, восполняют пробелы в имеющихся знаниях.

При планировании урока важно помнить, что главная цель учителя - создать благоприятные условия для успешного усвоения новых знаний учащимися; подобрать такой материал для закрепления полученных знаний, чтобы сразу выявить, насколько осознанно усвоен новый материал; развивать умение работать в паре, группе; формировать у учащихся навыки самопроверки, взаимопроверки; воспитывать уважение к чужому мнению. Цели для ученика: усвоить новый материал; применять полученные знания при решении учебных задач, использовать их для разрешения практических ситуаций; повторить ранее пройденный материал; не мешать учащимся других классов работе на уроке.

Для успешной организации учебного процесса на уроке, школьникам выдаются индивидуальные карты работы на уроке, в которых прописаны тема урока, цели работы, задания с инструкциями по выполнению, ответы на задания для самоконтроля. В отдельных случаях, индивидуальные карты заменяются на алгоритмические предписания, указывающие пути получения нужных результатов с помощью данных в определённой последовательности учебных заданий (самостоятельное открытие учащимися новых знаний).

Это придаёт уроку чёткость, ребята знают, что им предстоит делать.

Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, а также умелого проявления педагогического такта.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с учениками нескольких классов учителя, работающие в лечебно-профилактических учреждениях, ставят перед собой цель, чтобы учащиеся, находящиеся на продолжительном лечении, восполнили имеющиеся пробелы, получили полноценные знания и по окончании лечения безболезненно влились в работу своих классов.

© 2010-2022