- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему любви в поэзии М. И. Цветаевой: «Да, в вечности - жена, не на бумаге!» (11 класс)
Конспект урока по литературе на тему любви в поэзии М. И. Цветаевой: «Да, в вечности - жена, не на бумаге!» (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Фёдорова С.И. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема любви в поэзии М.И. Цветаевой:
«Да, в вечности - жена, не на бумаге!»
Цели: Цель: показать исключительность чувств любви М. И. Цветаевой к С. Я. Эфрону.
Задачи:
1. Обучающая. Формировать навыки аналитического чтения стихотворений Цветаевой.
2. Развивающая. Развивать навыки выразительного чтения лирических произведений, умения находить художественные средства, умения работать с публицистическими и художественными текстами.
3. Воспитывающая. Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические чувства.
Тип урока: изучение нового материала.
Методическое обеспечение: ЭОР (электронно-образовательные ресурсы), эвристическая беседа (метод наводящих вопросов), сообщения учащихся, исследование художественного текста, прослушивание аудиозаписи)
Ход урока.
-
МОТИВАЦИЯ,
-
Слова М. Цветаевой, музыка М. Таривердиева "Мне нравится..."(исполняет ученица)
Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в фильме режиссера Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или с лёгким паром", "Мне нравится..." и "У зеркала"
-
Прослушав песню, можно сказать, о чём она писала?
-
ТЕМА УРОКА.
Слайд №1 «ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ» (запись в тетрадях)
-
О чём мы должны узнать на уроке? (как относилась Цветаева к этому чувству)
-
СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ЦВЕТАЕВОЙ.
Слайд 2: (портрет Цветаевой)
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о женщине-поэте, М. И.Цветаевой, которая своим творчеством смогла глубоко проникнуть в души многих людей. Мы живём в начале XXI века, она жили в первой трети XX, но её поэзия до сих пор задевает за живое, не оставляет человека равнодушным.
Мы уже говорили с вами, как изображали это чувство в своей поэзии А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, С. А. Есенин. Кого-то из вас уже посетило это чувство, у кого-то всё ещё впереди.
-
А в вашем понимании любовь, что это такое?
-
Может ли ваше мнение с годами измениться? (мнение учащихся)
Слайд№3. Ариадна Сергеевна Эфрон. «Это были ваши размышления, а теперь узнаем мнение Цветаевой об этом высоком чувстве. А помогут нам воспоминаниями её дочери, Ариадны Сергеевны Эфрон, стихи, которые писала М. И.
СЛАЙД №4: ВОЛОШИН
биографы (ученик) Когда «в 1910 году вышел 1 поэтический сборник Цветаевой «Вечерний альбом», первым, кто прочитал её стихии и отметил в них искренность, был Максимилиан Волошин. Для гимназистки этот отзыв был огромной радостью и поддержкой. А впоследствии Волошин станет ее другом и учителем на всю жизнь.»«Однажды, отдыхая в Коктебеле у Максимилиана Волошина, Марина Цветаева сказала:
- Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень.
На что М.Волошин ответил:
- Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем».
Коктебель - пгт в Крыму.
Слайд №5 (берег) Именно здесь на глазах у Волошина решилась её судьба. М. Цветаева встретилась с Сергеем Эфроном 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Вот что об этом пишет Ариадна Сергеевна: Слайд (берег)
(ученик) «Ему 17, а ей 18. Она собирала камушки. Он стал помогать ей - красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Заглянув в них и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, - и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещённый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день…»
Словарная работа.
-
Ребята, а знаете ли вы что такое сердолик?
Сердолик - минерал, разновидность халцедона, считался целебным камнем во все времена. Его носили для оздоровления всего организма. Наибольшей популярностью пользовался в древней Греции, на ближнем Востоке, Руси.
Слайд №6: ВЕНЧАНИЕ.1912 (церковь)
Вот в этой Палашевской церкви Рождества Христова в 1912 г Серёжа и Марина обвенчались. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина. В 1914 г. она напишет стихотворение, которое называется «Я с вызовом ношу его кольцо!
IY. Прослушивание аудиозаписи «Я с вызовом ношу его кольцо!»
Слайд№7 (кольцо)
Y.АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ..
-
Как вы думаете, о ком и о чём пишет в этом стихотворением Цветаева?
О своём муже, о себе и…
-
Каким видите Сергея вы?
М. Цветаева, когда встретилась с Эфроном записала в своём дневнике: «Когда я встретилась с Сергеем Эфроном, я сразу поняла: буду лепить своего героя по образу, он должен быть таким же, как юные генералы, герои 1812 г. И ведь эти свои мысли она доверила бумаге, в данном стихотворении она об этом пишет:
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге…
Прочитайте строчки, в которых даётся описание Сергея. На что она обращает своё внимание, на какую деталь? (На его глаза. Ведь глаза - это зеркало души)
-
Какое выразительное средство использует, когда пишет о глазах? (сравнение)
-
С чем сравнивает и почему?
Две бездны. Ей, наверное, хочется окунуться в эту бездну, узнать, чем он живёт, о чём думает, мечтает. Она хочет быть участницей всех его дел, мечтаний, начинаний. Возможно, она ещё не всё знает о своём муже: ведь они прожили всего 2 года. Те, кто хорошо знал их, говорили, что в это время молодые поссорились. Может быть, и поэтому Цветаева пишет о бездне. В этих глазах столько неизведанного, что ей хочется заглянуть в них и т. д.
-
Почему у Цветаевой появилось слово «трагически»?
«В его лице трагически слилось
Две древних крови…»
Во-первых, Сергей страдал от того, что в судьбу вмешалось и смешанное происхождение Эфрона. Ведь он был не только наполовину евреем - он был православным.
Во-вторых, она не знала, что он страдает от того, что у него умерла мать. Он, младший, ему долгое время не говорили, а когда узнал, то замкнулся. Помогла ему взглянуть на жизнь - Марина, её любовь. Вот об этом, возможно, и упоминает Цветаева в данном стихотворении. И еще, она не могла предположить, что "роковые времена" не за горами, не знает, что ждёт его (их) впереди, но она предчувствует, что в будущем у них будет много испытаний, которые они должны будут пройти вместе, не сломаться, не изменить друг другу.
-
Какой поэтической строфой заканчивается данное стиховорение?
«В его лице я рыцарству верна»
-
На что похоже? (Присягу, клятву)
-
Начинает Цветаева стихотворение с романтического портрета Сережи, а заканчивает чем? Куда она смотрит? (Заглядывает в будущее)
В 4 четверостишии каждая строфа - это ступень, ведущая вверх, к пьедесталу или эшафоту. (предчувствия её) подтверждением являются следующие строчки:
«Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.» (доска, на которой отрубали головы)
Вывод: Какие качества присущи цветаевской героине? (верной, вечной женой) Цветаева уверена в себе, она твёрдо знает, что никто и ничто не заставит её разлюбить Эфрона.
-
Как вы думаете, какая поэтическая строчка из стихотворения является главной, ключевой? «Да, в Вечности - жена, не на бумаге!»
(записать в тетрадь)
-
Как вы думаете, какой пунктуационный знак чаще всего использовала в стихах М.И. (тире) Кстати, это любимый пунктуационный знак у Цветаевой.
-
Значение у тире какое? (ученик)Этот знак нам помогает понять, о чём думала поэтесса. Наверное, она очень тщательно подбирала слова, чтобы высказать самое сокровенное, желанное. Поэтому при чтении мы должны делать продолжительные паузы и т. д.
Разминка. Напишите имя любимого человека правым локтём, а левым - ваше имя.
В эти годы она была самой счастливой женщиной, потому что рядом с ней - любимый человек и крохотная дочурка Ариадна. Вот что писала об этом Цветаева в своём дневнике.
СЛАЙД№8 "Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Наша встреча - чудо... Мы никогда не расстанемся».
НО: Их счастье было недолгим. Почему? Об этом нам расскужут биографы 2 группы.
Слайд№9: «Гражданская война»
( ученик) «1914 - Начинается I мировая война. Сергей - студент 1 курса Московского университета, вместе с другими он отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата-милосердия; он рвётся в бой, но медицинская комиссия одна за другой находят его негодным к строевой службе по состоянию здоровья. Но ему удаётся, наконец, поступить в юнкерское училище. Это и сыграло роковую роль во всей его дальнейшей судьбе, потому что его окружали офицеры. Он оказывается втиснутым в лагерь белогвардейцев.
Слайд№10: (Эфрон-белогвардеец)
(ученик)1918 - «Её муж будет на фронте, в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность. Жить ей было мучительно трудно. В годы революции и гражданской войны она вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках с двумя детьми. Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать - продано, сжечь - сожжено, чтобы не замёрзнуть". "Если вы живы..., если Бог сделает чудо - оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака».
-
Что её спасало в эти трудные для неё годы? Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись стихи, настоящие жемчужины, отшлифованные скорбью, омытые слезами с посвящением С. Эфрону
2 группа. В 1920 г Цветаева напишет стихотворение, посвящённое мужу.
YI. Чтение стихотворения: "Писала я на аспидной доске» стр. 103 .
Анализ стихотворения. (_учащиеся)
1 стофа
-
О чём это стихотворение? ( В нем Цветаева признается в любви.)
-
Есть ли строчки, подтверждающие ваши слова?
..чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
-
Какое лексическое средство использует?
Четырехкратный лексический повтор слова "любим" говорит о желании этого чувства, о радости, о счастье. Она не может скрыть в себе этого. У неё огромное желание, чтобы её любовь услышали, узнали о ней все., не только ЗЕМЛЯ, но и НЕБО. Поэтому появляется слово «радуга»
-
говорят ли вам о чём-нибудь такие слова, как «радуга»? «крест», «кольцо»? Что это? (символы)
-
Радуга неслучайно, потому что у неё огромное желание, чтобы её любовь услышали, узнали о ней все. Ей мало земли, ей нужно небо, чтобы и оно слышало и знало о ее любви.
-
Крест - символ страдания, жертвы. У каждого человека свой крест, и Цветаева его несёт через всю жизнь
-
Кольцо - для неё бесценный подарок, который она получила от Сергея Эфрона в 1912году.
-
образ радуги небесной - символ отражения божественного света; вечности;
-
образ креста - символ страдания, жертвы;
-
образ кольца - символ верности.
«Непроданное мной! - Внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.»
скрижалях»(доска, плита со священными написаниями)
-
Сделайте вывод, как эти образы помогают поэтессе выразить своё понимание любви?
-
Найдите предложение, в котором, по вашему мнению, заключена основная мысль. Какая?
«Ты уцелеешь на скрижалях» (запишите в тетрадь.)
М. И. Цветаева до конца своих дней будет любить только одного мужчину, Сергея Яковлевича Эфрона. Сказать, что она его любила, ничего не сказать, она его боготворила.
-
Какой синтаксический приём использует в этом стихотворении? Если в 1 - тире, то в этом стихотворении что?
-
Какие предложения по цели высказывания? (восклицательные предложения.)
(наводящие вопросы)
Слайд №11: ЦВЕТАЕВА И ЭФРОН вместе.
-
После прочтения, анализа стихотворения, что вы можете сказать о Цветаевой? Какой она была женщиной, женой?
-
Просмотрите свои записи, какое, по вашему мнению, выражение могли бы послужить поэтическим названием нашего урока?
Оно должно точно охарактеризовать М. И.Цветаеву.
Слайд №12: «Да, в вечности - жена, не на бумаге!
Каждый ли умеет так любить? Любовь сродни искусству, творчеству. Именно так любила М. И.
Русский философ начала 20 века Николай Александрович Бердяев дал такое определение любви:
СЛАЙД №13: « Любовь есть источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии…»
Как относилась Цветаева к этому чувству?
СЛАЙД №14: СПАСИБО ЗА УРОК.
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза прекрасно-бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху. 1914
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стёклах, -
И на стволах, которым сотни зим…
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!-
Расписывалась - радугой небесной,
Как я хотела, чтобы каждый цвёл
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечёркивала имя…
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.
18 мая 1920
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза прекрасно-бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху. 1914
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стёклах, -
И на стволах, которым сотни зим…
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!-
Расписывалась - радугой небесной,
Как я хотела, чтобы каждый цвёл
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечёркивала имя…
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.
18 мая 1920
1922 - Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины.
17 лет она проживёт за границей .В 1937 - возвращаются в Россию дочь и муж). А в 1939 - Цветаева, но счастья не было, т. к. её муж и дочь были обвинены в измене Родине и были арестованы.
В 1941 году Сергея Эфрона расстреляли.