Урок литературы в 5 классе по теме Н. В. Гоголь Портрет

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе по теме Н.В. Гоголь ПортретУрок литературы в 5 классе по теме Н.В. Гоголь ПортретУрок литературы в 5 классе по теме Н.В. Гоголь ПортретУрок литературы в 5 классе по теме Н.В. Гоголь ПортретУрок литературы в 5 классе по теме Н.В. Гоголь ПортретУрок литературы в 5 классе по теме Н.В. Гоголь ПортретУрок литературы в 5 классе по теме Н.В. Гоголь ПортретУрок по литературе в 5 классе


Учебник: Литература, 5 класс. («Шаг за горизонт»).

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. - М. : Баласс, 2008.


Н.В. Гоголь. Портрет.

Урок 2

Цели урока:

  • Проверить знание текста.

  • Формирование навыков характеристики литературного героя.

  • Познакомить учащихся с понятием «художественная деталь».

  • Работать над обогащением словарного запаса детей: тернистый путь, фантом, лорнет, деградация.


Ход урока

  1. Проверка знания текста.

Если ученик согласен с утверждением, то он ставит напротив цифры плюс «+», если не согласен - минус «-».

  1. Чартков развил в себе сам талант художника.

  1. «Чартков предан был своему труду».


  1. Герой на последние деньги покупает портрет.

  1. Первое, что купил Чартков, когда взял «золотую кучу»,- это новое пальто.

  1. Чартков стал модным живописцем. Именно этого желал ему профессор.

  1. Художника, который «копается по нескольку месяцев над картиною», Чартков сейчас называет «тружеником».

  1. Герой делает теперь лишь наброски портрета.


  1. Анализ самостоятельной работы учащихся.

В ходе проверки ответов учеников идёт глубокая работа с текстом, с характеристикой главного героя произведения.

Утверждения

Ответы

Выводы

  1. Чартков развил в себе сам талант художника.

-

«Чартков был художник с талантом, пророчившим многое».


  1. «Чартков предан был своему труду».

+


  1. Герой на последние деньги покупает портрет.

+

«Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний».

Учитель:

  • Что можно сказать о Чарткове, как о художнике?

  • Что можно сказать о Чарткове, как о человеке?

  • Каков путь молодого талантливого художника?

Ученики: (примерные ответы учеников)

Чартков - молодой талантливый художник, который был беден материально, но богат духовно. Художник покупает портрет, потому что «портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна». Но из-за бедности Чартков не жил, а выживал: «Терпи! А на какие деньги я завтра буду обедать?»

Учитель: Путь художника, который предан настоящему искусству, сложный, то есть тернистый.

Из словаря синонимов дети узнают: трудный, тяжкий.

  1. Первое, что купил Чартков, когда взял «золотую кучу»,- это новое пальто.

-

«…нечаянно накупил бездну всяких галстуков».

Учитель:

  • Почему Н.В. Гоголь подчёркивает, что его герой покупает прежде всего не самое главное, например, щегольское платье (а носил он «старую шинель»), а именно галстуки?

Вывод: «галстук» - это часть изображения героя, который подчёркивает, что Чартков меняется внутренне на наших глазах. Галстук - это не первая необходимость для героя, который только что голодал.

Учитель:

  • Какое средство выразительности заключается в слове «бездна» (галстуков)?

Ученики: метафора, которая показывает, что герой теряет чувство реальности, он попадает во власть денег.

Учитель: Посмотрите, как много мы можем сказать о герое благодаря одному точному слову писателя.

Знакомство с понятием художественная деталь (стр.222 учебника).

Художественная деталь - часть изображения человека (внешний вид, внешность, речь) и окружающего его материально-предметного мира (природа, быт, вещи), с помощью которой писатель характеризует героя.


  1. Чартков стал модным живописцем. Именно этого желал ему профессор.

-

«Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».

Вывод : Чартков ослушался совета мудрого профессора.


  1. Художника, который «копается по нескольку месяцев над картиною», Чартков сейчас называет «тружеником».

+

Учитель:

  • Почему художник и труженик - это слова, которые стали обозначать для героя разные понятия?

Ученики:

Герой предал свой талант, променял его на деньги.


  1. Герой делает теперь лишь наброски портрета.

-

«…стараясь набросать только кое-как одну голову, а остальное давал доканчивать ученикам».

Вывод: Герой, когда не был богат, был счастлив тем, что его посещало вдохновение, а сейчас, имея богатство, ему стало скучно жить.

Знакомство с понятием деградация человека (нравственное падение человека).

  1. Умершего героя

Н.В. Гоголь называет трупом.

+

Учитель:

  • Можно ли такую характеристику героя, как «труп» назвать художественной деталью? Почему?

В ходе анализа образа Чарткова у учеников должен получиться следующий кластер.

Кластер

Степень развития человека



Чартков талантлив Чартков губит свой талант

предаёт

Деградация человека

$

$

$

+ + +

Нищий

Богатый Материальное обеспечение

Домашнее задание: написать монофон - рассказ о герое, все слова в котором должны начинаться на одну букву. Непременное условие успешной работы - обращение к толковому словарю.

Образец монофона на букву Ч.

«Чартков честно чертил черты человека. Чартков чихает на чувства, чертит что-нибудь, черкает. Чартков чуждается (избегает общения) человечества, числится человеком. Чартков - чернь (люди, далёкие от духовной жизни)».

Ученики попутно делятся своими словами-находками.

5


© 2010-2022