Открытый урок по теме Графика. Алфавит (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме:

«Графика. Алфавит»

5 класс

Цели урока:


  1. воспитательные: формировать чувство ответственности за результаты своего труда, формировать умение работать в команде, воспитывать положительное отношение к знаниям и интерес к изучению русского языка.

  2. обучающие: познакомить с историей появления русского алфавита; повторить алфавит русского языка; расширить представление о отличии устной речи от письменной; познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, объяснить назначение алфавита.

  3. развивающие: развивать культуру речи, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов, отличать звуки от букв.


Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: урок-путешествие во времени и одновременно урок-игра. Для того, чтобы нам узнать его тему, предлагаю вам отгадать небольшой кроссворд. Он нам и подскажет, о чем мы будет сегодня говорить. Для успешного выполнения задания вам нужно будет вспомнить то, что мы уже знаем о языке. Работайте в паре.

II. «Отгадывание» темы урока (проверка усвоения ранее изученного материала и домашнего задания).

О

Р

Ф

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

П

Р

А

В

И

Л

О

П

У

Н

К

Т

У

А

Ц

И

Я


Ф

О

Н

Е

Т

И

К

А

С

И

Н

Т

А

К

С

И

С

З

В

У

К

Б

У

К

В

А


А

Л

Ф

А

В

И

Т

Задание 1. Отгадайте слово по вертикали.

1. Наука, которая изучает правописание слов.

2. Чтобы не ошибиться в написании слова или постановке запятой, мы используем именно его.

3. Наука, которая изучает систему знаков препинания.

4. Наука, которая изучает звуки речи.

5. Наука, которая изучает словосочетание и предложение.

6. Они могут быть гласными и согласными.

7. Их в русском языке всего тридцать три.

Задание 2. Из выделенных букв составьте еще одно хорошо знакомое нам слово.

III. Объявление целей урока.

-Молодцы! Верно отгадали кроссворд! Итак, тема нашего сегодняшнего урока - «Графика и алфавит». Мы познакомимся с наукой графикой, узнаем, чем занимается каллиграфия, проследим развитие русского алфавита и узнаем, как же связаны буква и звук.

IV. Объяснение нового материала.

а. Слово учителя

-Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной - с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).

Наука графика изучает начертание букв, их виды (запись в тетради текста со слайда). Основным понятием в графике служит каллиграфия. Итак, послушаем подготовленного ученика, который расскажет нам об этом удивительном искусстве.

б. Сообщение о каллиграфии (с иллюстрациями).

С появлением письменности на Руси перед людьми встала новая проблема - как писать буквы? Потому еще с X века стали разрабатывать шрифт - начертание букв в едином стиле. Отсюда и пошло искусство каллиграфии - единого начертания букв алфавита.

Первый шрифт назывался Уставом. Он существовал до XIV века. Его отличали строгие стройные линии. Буквы были крупными. Заглавная буква всегда оформлялась особенно ярко - красным и золотым, либо сопровождалась картинкой. Но Устав был неудобным шрифтом, так как требовал слишком больших усилий и в нем слова писались без пробелов.

С XIV века его сменяет Полуустав. Буквы становятся мельче, появляются знаки препинания, упрощается оформление заглавной буквы. Удлиняются «хвостики» у букв «у», «дэ», «рэ».

В XVII веке на смену полууставу пришла Скоропись (от слов «скоро писать»). Буквы по отдельности, как в Уставе или Полууставе, писать неудобно, потому люди стали соединять их разными «завитками». Рисунки рядом с заглавными буквами остались только в церковных книгах. Петр I приказал создать «гражданский шрифт» - единый для всего населения Российской империи. Именно он и стал основой для современного начертания букв.

Каллиграфия с каждым столетием все совершенствовалась. Издавали даже специальные прописи для детей. Сегодня навыки каллиграфии помогают ребятам красиво и ровно писать буквы.

в. Слово учителя.

-В наше время каллиграфия - это не только синоним чистописания, но это и целое искусство, которым увлекаются тысячи людей. Для них красиво написать букву или слово - особая творческая задача. В итоге даже простое стихотворение превращается в настоящий шедевр живописи. А недавно, в 2008 году, в Москве открылся специальный музей каллиграфии.

Итак, запишем в тетрадь: каллиграфия - наука о правильном и одинаковом начертании букв. Далее в столбик отметим основные исторические шрифты: устав, полуустав, скоропись.

Физкультурная минутка

Вышла мышка,

Вышла мышка как - то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук - «дернули за гири»)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон (глубоко вдохнуть и сесть).

Но каллиграфия не существовала бы, если не было алфавита. Что такое алфавит? А какое исконно русское название соответствует этому греческому слову? Правильно, азбука. Послушаем рассказ об истории алфавита.

г. Подготовленный ученик об алфавите (с иллюстрациями).

Как известно, славянский алфавит создали святые братья Кирилл и Мефодий. Но мало кто знает, что вначале было два разных алфавита. Более древний из них - глаголица. Буквы в ней больше похожи на забавные крючки, потому на глаголице было очень тяжело писать слова. И тогда Кирилл создал еще один алфавит, который носит его имя - кириллицу. Первоначально в ней было 43 буквы. Но алфавит развивался вместе языком. Буквы то добавлялись, то исчезали из-за своей ненадобности. Так, первыми исчезли из алфавита носовые гласные («юс большой» и «юс малый»), затем - йотированные.

Крупную реформу алфавита провел Петр I. Он отменил буквенное обозначение чисел, потому что на Руси появились арабские цифры, распорядился убрать одинаковые буквы (например, до реформы в русском языке были буквы «ферт» и «фита», которые обозначали один звук [ф]).

Последняя реформа русского алфавита состоялась в 1917-1918 г. - в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Само слово «алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Скажите, ребята, а какое русское название соответствует алфавиту? Правильно, азбука!

д. Слово учителя.

Итак, сделаем, вывод: алфавит - это (запишем определение в тетрадь) и отметим название первых русских азбук - глаголица и кириллица.

VI. Эвристическая беседа.

Ребята, а теперь давайте немного поразмышляем. Нам понятно, зачем нужна каллиграфия - чтобы красиво и понятно писать буквы.

- А зачем нужен алфавит?

- Почему важно знать порядок букв?

- Где он может нам пригодиться?

Молодцы!

Итак, графика - это наука, которая связана с буквами, а фонетика связана со звуками.

- А между собой звук и буква связаны?

Конечно! Буква - это письменное изображение звука. Букву мы видим, а звук - слышим. Буква служит нам в письменном общении, а звук - в устном.

VII. Закрепление изученного.

-Ребята, вы уже знаете, что такое алфавит. А кто сможет правильно и без запинки перечислить все его буквы? Как правильно произносятся буквы? Посмотрите на доску! (ученик произносит алфавит). Теперь все сказано верно!

-Посмотрите внимательно на алфавит. Найдите в нем две «безголосые» буквы - они не обозначают звуков (мягкий и твердый знаки). А буквы, которые состоят из двух звуков? (е, ё, ю, я). Молодцы. Теперь разделимся на команды.

(например, «Алфавит» - мальчики, «Графика» - девочки)

Задание №1. Расположите фамилии членов команды в алфавитном порядке и представьте команду.

Юлия Мулюкова Руслан Сафиуллин Артур Шабанов

Денис Рахимов Милена Уваева Гузель Галимова

Марсель Ахметшин Лилия Газимова Илюза Ахметшина

Гульшат Губайдуллина Эмиль Хасанов Алмаз Галимов

Алина Шабанова Дмитрий Мурин

Задание №2. Расположите представленные вам города Республики Башкортостан в алфавитном порядке.

Уфа Стерлитамак Нефтекамск Белорецк Туймазы Сибай Кумертау Мелеуз Янаул Агидель Бирск Салават Учалы

-Молодцы!

VIII. Подведение итогов. Интеллектуальная игра (опрос).

А теперь настало время подвести итоги урока. Сейчас я смогу проверить, насколько внимательны вы были.

1. Назовите науки, с которыми мы сегодня познакомились.

2. Что они изучают - звуки или буквы?

3. Назовите исторические шрифты, с которыми мы познакомились.

4. Кто был автором первого алфавита?

5. Зачем нужен алфавит?

6. Как связаны буква и звук?

IX. Объявление домашнего задания: п. 56-57 (читать), записи в тетради выучить, упр. 290 (устно), упр. 293 (письменно) на странице 115.

X. Объявление отметок. Благодарю за урок!

Задание для команды «Алфавит»


Расположите представленные вам города Республики Башкортостан в алфавитном порядке.

Уфа Стерлитамак Нефтекамск Белорецк Туймазы Сибай Кумертау Янаул Агидель

Бирск Салават Учалы


Задание для команды «Графика»


Расположите фамилии членов команды в алфавитном порядке и представьте команду:

Юлия Мулюкова Руслан Сафиуллин Артур Шабанов

Денис Рахимов Милена Уваева Гузель Галимова

Марсель Ахметшин Лилия Газимова Илюза Ахметшина

Гульшат Губайдуллина Эмиль Хасанов Алмаз Галимов

Алина Шабанова Дмитрий Мурин





© 2010-2022