- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему: Виды орфографических упражнений
Конспект урока по русскому языку на тему: Виды орфографических упражнений
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Григорьева Г.Н. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Виды орфографических упражнений.
Тип урока: Методика их проведения.
Цель урока: познакомить с различными видами орфографических упражнений:
а) по учебным задачам (простое, сложное)
б) по структуре дидактического материала
в) по отношению записанного к исходному материалу.
Оборудование: записи на доске, таблички, учебник «Русский язык в начальных классах»(теория и практика обучения), учебники русского языка для начальных классов, жетоны.
Планируемые результаты:
Предметные: самостоятельное определение видов упражнений, овладение методикой их проведения;
Личностные:
-проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
-понимает причины успеха в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
• Определяет цель деятельности на уроках;
• Учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные:
• Использует знаково-символические средства при выполнении заданий;
• Делает выводы о результате совместной работы группы и преподавателя;
• Составляет алгоритм под руководством преподавателя;
Регулятивные:
• Слушает и понимает речь других;
• Приходит к общему мнению в совместной деятельности с одноклассниками.
Задачи педагога:
Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
устанавливать связь с жизненным опытом студента, с педпрактикой.
I Организационный этап.
Вхождение учащихся в пространство деятельности на уроке.
- Проверим готовность.
По каким критериям?
1. Актуализация знаний. Беседа:
1) Какие виды упражнений бывают?
а) фонетические, - Маша
б) морфологические, Влада (лексические)
в) синтаксические, Ксения
г) словарные, Катя.
2. Постановка учебной задачи:
- У нас с вами осталась нерешённая задача.
- Как вы думаете, в чём вам надо поупражняться?
- Какая же тема урока?
( На доске «Виды орфографических упражнений. Методика их проведения»)
- Умение путём рассуждений решать орфографические задачи - это лишь необходимая предпосылка грамотности.
- Грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пишет так, а не иначе.
Т.е., его письмо достигло автоматизма. Автоматизм навыка формируется в результате многократных повторений действия другими словами в результате упражнений.
- Традиционно выделяются группы орфографических упражнений:
1. Грамматико - орфографический разбор.
2. Списывание.
3. Диктанты.
4. Лексико-орфографические упражнения.
5. Изложения.
3. Открытие «нового» знания.
- Многие пособия по орфографии включает в себя описание орфографических упражнений.
- Большая часть орфографических упражнений носит комплексный характер, т.е. направлена на обработку умения ставить и решать орфографические задачи.
- Значительное место среди таких упражнений занимают обучающие диктанты.
Диктанты могут отличаться по объёму (словарные словосочетаний предложений)
по соотношению диктуемого и записываемого (сплошные и выборочные)
по особенностям контроля (предупредительные объяснительные)
по степени речевой активности (репродуктивные и творческие и т.д).
- Научить писать под диктовку, т.е. научить кодировать услышанное-это значит переводить орфоэтическую форму предложения в орфографическую. Иначе говоря, учитель диктует по нормам произношения, а ученик диктует в соответствии с орфографической формой.
Методика проведения упражнений.
- Каковы бы ни были виды упражнений, они должны удовлетворять определённым требованиям.
Эти требования в основном сводятся к следующему:
1) Упражнения должны быть разнообразными. Лишь при этом условии они будут интересными и полезными для учащихся. Однообразие притупляет их восприимчивость и активность.
2) Одно и то же упражнение не может быть продолжительным( чем меньше возраст, тем доза для работы должна быть меньше.
Упражнения должно быть регулярными, постоянно повторяется.
3) Материал для упражнений работы должен изменяться (варьироваться) в зависимости от этапа работы над тем или иным грамматическим разделом.
4) В процессе упражнений у детей вырабатываются определённые учебные умения и навыки, которые подготавливают к самостоятельной работе:
- умение внимательно слушать и слышать,
- писать под диктовку,
- разбирать слова по составу по определительному плану.
- по части речи и членам предложения
- навести справки в учебнике, словаре…
5) По характеру мыслительной деятельности упражнен6ия должно быть аналитико-синтетическими:
Это и граммотный разбор,
и конструирование слов и предложений, словосочетаний,
и связных текстов,
и находить сходство и различать между словами(например, при определ.пад.форм.)
В процессе выполнения граммотных упражнений учащихся должны уметь объяснить и доказывать.
«Почему ты так думаешь?»
«Докажи, что именно надо разобрать?»
« Объясни, что именно так надо писать.»
Свои рассуждения ученики должны строить по определённому плану, производить разбор в известном порядке и в связной форме.
Пример упражнения, с которым можно начать обучения письму под диктовку.
По дороге бежал кот Пушок. На доске фиксируется модель:
1) Учитель читает по орфоэпии.
Учащиеся составляют схему предложения(модель)
______ _______ ________ _______ _______
2)Слова разделяются на слоги ( под каждым слогом дужка) и ставят ударения ( модель)
/_____ _______ _______ ______ _______ .
3)В каждом слоге отмечают орфограммы.
_______ ________ _______ ________ ________ .
4)Поставленные орфографические задачи решаются доступными средствами, проставляются орфограммы.
П о о е е т П ок.
5) Орфографическое проговаривание предложения по модели.
6) Собственно диктант.
7) Проверка написанного.
Структурирование полученных знаний.
- На доске и в тетрадях фиксируется модель: «Обучение письму под диктовку».
- Составьте алгоритм обучения письму под диктовку, как будете действовать.
а) Практическая работа:
2 кл., стр: 65 упражнение на проверяемые и непроверяемые гласные.
3 кл., стр.35 упражнение на умение выбрать однокоренное слово как проверочное.
Знакомство с содержанием упражнения
б) Формулирование правил.
в) Составьте алгоритм:
как будете действовать, если надо будет найти родственные слова,
найти проверяемое слово.(упр. 35-3 кл).
г) Решение орфографической задачи:
Рефлексия.
Осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
Итоги урока.
- Какие виды упражнений бывают?
- Что такое алгоритм?
( это точное или легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом решения орфографические задачи определённого типа.
- сформулируйте основные шаги алгоритма.
( 1. Обнаружение орфограммы и её квалификация)
2. Выбор способа проверки.
3. Лингвистический эксперемент.
4. Написание как итог решения задачи.
5. дополнительная проверка.
6. Запись. (Задача решена).
Дополнительный материал.
Упражнениям разнообразных видов в системе обучения отводится до 80% площади учебников.
Упражнения предусматривают практические действия - письмо, а также умственные действия в соответствии с грамматической теорией и орфографическими правилами.
- Упражнения могут быть устными и письменными.
- По отношению записанного к исходному:
• без изменений текста
• С изменением текста:
а) выборочное
б) свободное
в) творческое
г) распределительное.
• По учебным целям
а) тренировочные
б) контрольные.