Конспект урока русского языка на тему Правописание сложных прилагательных (7 класс)

Урок составлен с учётом современных требований к учебному занятию, направлен на развитие предметных компетенций, а также личностных и метапредметных: познавательных, коммуникативных, регулятивных. В основе занятия - деятельность учащихся. Цель: изучение правила правописания сложных прилагательных с опорой на имеющиеся знания по словообразованию и орфографии. Предметные задачи урока: комплексное повторение изученного в разделах "Лексика", "Орфография", "Пунктуация";"открытие" правила правописани...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ассанова С.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми

Конспект урока русского языка в 7 классе

(Программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой; учебник: Русский язык. Учебник для 7-го класса основной школы / Под научной ред. А.А. Леонтьева. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2009. - 288 с.)


Тема урока:

«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация.

На доске (на экране) предложение:

(Не)взрачная соломе(н,нн)ая шляпка вдруг слетела с (огненно)рыж..й копны и плавно опустилась на (пеше)ходн… дорожку.

Слово учителя:

- Проанализируйте предложение на лексическом уровне (учащиеся обращают внимание на слово «копна», называют троп и определяют его роль).

- Проанализируйте предложение на пунктуационном уровне (учащиеся отмечают, что слова «невзрачная» и «соломенная» не являются однородными членами, что союз «и» связывает однородные сказуемые, поэтому запятые в предложении не ставятся).

- Проанализируйте предложение на уровне орфографии (учащиеся раскрывают скобки, вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора).

- Написание каких слов мы не смогли объяснить?

- Что у них общего?

(Ученики делают вывод о том, что объяснить не могут написание слов «огненно-рыжей» и «пешеходной», что их объединяет часть речи и способ образования).

- Давайте сформулируем тему занятия.

Этап целеполагания и планирования.

- Итак, мы определили тему урока. А теперь давайте сформулируем его цели.

(«Открыть» для себя правило написания сложных прилагательных, закрепить его на практике).

Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

- Опираясь на свой жизненный, читательский опыт, вспомните как можно больше сложных прилагательных, образованных по-разному, запишите их в столбик, определите способ образования.

(Для страховки готовится работа: по лексическому заданию отгадать прилагательное, если ученики интуитивно не могут сказать, как слово пишется, написание проговаривается учителем.

В результате в тетрадях появляются записи:

пароходный - пароход (образовано от сложного существительного при помощи суффикса -н-) и т.д. В ходе коллективного обсуждения ищем примеры на все пункты правила).

-Условными обозначениями распределите записанные слова по группам в зависимости от правила написания.

- Опираясь на записанные примеры (группы), сформулируйте общее правило слитного написания сложных прилагательных.

- Опираясь на записанные примеры (группы), сформулируйте общее правило дефисного написания сложных прилагательных.

- Найдите правило в учебнике - параграф 11, сравните с тем, которое мы сформулировали сами. Может быть, мы о чём-то забыли сказать?

- Составьте АЛГОРИТМ применения правила или МОДЕЛЬ правила в ТЕТРАДИ ОТКРЫТИЙ.

Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

- Выполните упражнение 89 с дополнительным заданием: слова с дефисным написанием нужно сгруппировать согласно правилу.

(Учащиеся выполняют самостоятельно, по ходу работы разрешается совещаться).

- (После выполнения). Какие слова вызвали у вас затруднения?

(Слова, вызвавшие затруднения, обсуждаются, с ними составляются предложения).

- Выполните упражнение 92 с дополнительным заданием: добавьте 1-2 группы слов на те пункты правила, которые в упражнении не представлены.

(Взаимопроверка и взаимооценка: «5» - всё выполнено верно и составлены дополнительно 2 группы слов, «4» - всё выполнено верно и составлена дополнительно 1 группа слов, «3» и «2» не ставим).

- Какие трудности у вас возникли при выполнении данных упражнений?

Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними

(творческая ситуация).

Работа со словами «КОМПАНИЯ» и «КАМПАНИЯ» (класс делится на 4 группы - в целях экономии времени делит учитель).

Каждой группе предлагается через проектор сюжетная картинка (Приложение 1). Задача:

- Составьте по данной картинке публицистический текст (жанр - репортаж), в основе которого будет слово «КОМПАНИЯ» или «КАМПАНИЯ», в тексте должны быть представлены примеры на все пункты изученного правила.

(После выполнения задания представитель каждой группы читает текст, остальные группы оценивают (на эмоциональном уровне - насколько интересным в содержательном и языковом плане получился текст и сколько «иллюстраций» правила представлено). После обсуждения и оценивания тексты сдаются на проверку по критерию «Грамотность», после чего будет выставлена итоговая оценка).

Этап подведения итогов, рефлексии, домашнего задания.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока (ученики проговаривают).

- Я прошу поднять руку тех, кто уверен, что у вас никогда не возникнет трудностей при написании сложных прилагательных.

- Хорошо! Поздравляю вас! Для вас индивидуальное домашнее задание (Приложение 2); можно взять распечатки, можно сфотографировать, в электронном журнале будет прикреплён файл - можно выполнить в печатном виде и отправить. На следующем занятии вы поделитесь с нами своими наблюдениями.

- Я прошу поднять руку тех, кто всё понял, но считает тему трудной.

- Я прошу поднять руку тех, у кого остались вопросы по теме. Эти вопросы можно задать мне или одноклассникам, которые тему поняли.

- Дома: 1) по Тетради открытий подготовить представление правила в виде алгоритма действий или модели; 2) выполнить упражнения 90 и 91 или упражнение 94.


Интернет-ресурсы к Приложению 1

  1. iprogs.ru/2011/08/16/

  2. en.hameleons.com/rastr/people/teens/6314-happy-people.html

  3. storonniki.info/

  4. liveinternet.ru/users/3162595/post219215712/

Приложение 1

1.Конспект урока русского языка на тему Правописание сложных прилагательных (7 класс)

2Конспект урока русского языка на тему Правописание сложных прилагательных (7 класс)


3Конспект урока русского языка на тему Правописание сложных прилагательных (7 класс)

4Конспект урока русского языка на тему Правописание сложных прилагательных (7 класс)

Приложение 2

Задание: вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить выбор написания. Использовать по необходимости дополнительные источники информации.

(Мног...) обещающий работник; (много) обещающий, но мало делающий; (трудн...) доступная вершин;, (трудно) доступная даже для опытных альпинистов, (диаметральн...) против...положный вывод; (чисто) русский характер; (плохо) скрываемое настроение; (абсолютно) искренний ответ; (безукоризненно) честный ученик; (жизненно) важный вопрос; (исконно) русский характер; (подлинно) научный подхов; (резко) отрицательное отношение; (смертельно) бледный человек; (рабски) покорный взгляд; (практически) полезный вывод; (исторически) неизбежный факт; (фабрично) заводские рабочие; (историко) архитектурный институт; (орехово) зуевский комбинат; (научно) технический прогресс; (социально) экономический профиль; (вальтер) скоттовский роман; (лев) толстовский стиль; (глухо) немой человек; (научно) технический прогресс; (лиро) эпическая поэма; (лейб)гвардейский полк.



© 2010-2022