Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В. Брюсова и С. Таспая «Труд»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по чтению в 5 классе: Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»

Цели урока:

Образовательная:

  • на примере данного произведения расширить представления детей о значении труда в жизни общества, в жизни разных народов через сравнительный анализ стихотворений русского и тувинского писателей.

Воспитательная:

  • воспитывать уважение и любовь к труду через использование игровых технологий.

  • способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать эмоционально-волевую сферу, образное мышление;

  • развивать навык выразительного чтения поэтического произведения.

  • Расширение словарного запаса учащихся через словарную работу на уроке.

  • побуждать детей к развитию своих трудовых навыков.

Оборудование:

  • презентация;

  • словарная работа;

  • текст речевых упражнений;

Тип урока: урок-повторение

Цели: Подготовительная работа:

План урока

  • Орг момент -Приветствие

  • Аутотренинг

  • Речевые упражнения

  • Рассказ «Два плуга

  • Сообщение темы урока «Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Я.Брюсова и Саая Таспая «Труд»

  • Стих-ие «Ажылдын кужу»

  • Физминутка для глаз

  • Просмотр фильма

  • Словарная работа

  • Игра «Ринг профессий»

  • Физминутка

  • Подведение итогов (рефлексия).

  • Домашнее задание

1.Орг момент -Приветствие

Скажем здравствуйте глазами,

Скажем здравствуйте руками,

Скажем здравствуйте мы ртом,

Станет весело кругом!

2.Аутотренинг

Я буду внимателен,

Я все замечу и запомню.

Я хочу узнать новое!

Я хочу работать!

Я готов!

3.Речевые упражнения

Учитель: - Подготовим свой речевой аппарат к работе.

а) чтение столбиков;

б) чтение слов;



ро

та

во

кро

ста

тво

скро

уста

ство

скромный

усталый

довольство

4. Проблемная ситуация «Два Плуга»

Послушайте, пожалуйста, рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».

(Учитель читает рассказ)

Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше. Чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечает тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

  1. 2. Интерактивная беседа.

- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего урока.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

в) чтение пословиц о труде.

Землю красит солнце, а человека труд.

Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.

Человека узнают не по речам, а по делам.

Человека узнают не по речам, а по делам.

5. Сообщение темы урока «Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Я.Брюсова, Саая Таспая «Труд».

Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»

Саая Таспай «Ажылдын кужу»

-Очур акый айбылаарга

Оон чуге дезип ундун?

-Ажыл кылыр хоннум чогул,

Агаарлаксаам келгилээр-дир.

-Ажыл болгаш бодуун чанчыл

Ажылчынны каастаар болгай.

-Арыг костюм, кылан сапык

Ажылчынны кааставас бе?

-Аъш-чем болгаш арыг хепти

Ажыл торуп турар болгай,

Кылыр иштен хоннун калза,

Хырнын аштаар, эктин элээр,

Ынчангаштын ажыл-ишке

Ынакшып чор, бодуун чору.

Словарная работа

Труженик - человек, который любит труд.

Труд-работа.

Довольство-богатство.

6. Физминутка для глаз

7. Просмотр фильма «Труд красит человека»

Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»

8.Физминутка «Я-колхозник»

  1. 4. Игра «Окончание пословицы».

Учитель. На Руси дети с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

  • Деревья смотри в плодах,…. (а людей смотри в делах).

  • Терпение и труд ….(всё перетрут).

  • Под лежачий камень… (и вода не течет).

  • Маленькое дело…(лучше большого безделья).

  • Горька работа … (да сладок хлеб).

  • Ищи невесту не в хороводе, … (а в огороде).

  1. 5. Игра «Ринг профессий».

Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Поиграем в игру «ринг профессий». В игре участвуют 2 команды. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды.

(Дети выходят к доске.)

Дети по очереди называют профессии. Игра продолжается 5 минут.

9. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель. Наш урок подошел к концу. Какие моменты остались в вашей памяти?

- Чему учит стихотворение «Труд» Брюсова?

- Удалось ли читающему передать голосом главную мысль всего стихотворения?

( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).

Учитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд.

10. Домашнее задание (В. Брюсов "Труд") -выучить наизусть.





© 2010-2022