ПРИЁМЫ ОБЪЯСНЕНИЯ МЕТАФОР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

                         Правильность восприятия метафоры при обычном чтении или прослушивании текста художественного произведения требует определённого навыка, который может быть выработан путём систематического лингвистического анализа метафорических образований в ходе комментирования текста на уроках русского языка и литературы. А навыки определения метафор необходимы учащимся для развития речи и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.                    П Р И Ё М Ы  О Б Ъ Я С Н Е Н И Я   М Е Т А Ф О Р  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правильность восприятия метафоры при обычном чтении или прослушивании текста художественного произведения требует определённого навыка, который может быть выработан путём систематического лингвистического анализа метафорических образований в ходе комментирования текста на уроках русского языка и литературы. А навыки определения метафор необходимы учащимся для развития речи и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

П Р И Ё М Ы О Б Ъ Я С Н Е Н И Я М Е Т А Ф О Р П Р И И З У Ч Е Н И И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О Г О

Т Е К С Т А.

Метафора в художественном, особенно в стихотворном, тексте является важным средством формирования образно-смыслового и эмоционального содержания произведения. От понимания исходного значения метафоры, её смысловой первоосновы зависит глубина и верность оценки её идейно-художественной функции в составе текста.

. Встречающиеся в художественной речи индивидуально-авторские метафоры в зависимости от характера отношений между прямым и метафорическим значением делятся на четыре типа, каждый из которых требует особого приёма объяснения.

  1. С о б с т в е н н о м е т а ф о р а. Механизм её образования состоит в том, что под влиянием контекста некоторые признаки прямого значения формируют переносное метафорическое значение или порождают ассоциации, мотивирующие его содержание:

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака

(И.Никитин)

Слово о г о н ь означает «раскалённые светящиеся газы вокруг горящего предмета». Из нескольких признаков прямого значения в приведённом примере актуализируется, составляя содержание метафорического значения, один признак - цвет огня.

Это наиболее распространённый тип метафоры. г о р Не случайно в общенародном языке реализуется чаще всего эта разновидность метафоры (ср. , о к н о в р а с п и с а н и и, о с т р а я б о л ь,

ч ё р н ы е м ы с л и и т. п.)

Истолкование собственно метафор заключается в извлечении «семантического корня», т. е. в нахождении тех признаков прямого значения, которые актуализируются в данном контексте и составляют содержание метафорического значения.

Сливеют губы с холода…

(В. Маяковский)

С л и в е ю т - неологизм, образованный от слова с л и в а : в контексте актуализируется лишь один признак - цвет, и глагол означает «становиться иссиня-чёрным», что создаёт впечатляющую образность и экспрессивность, лаконично, одним штрихом подчёркивая трудности, которые пришлось преодолевать рабочим Кузнецк-строя.

В ней чувства не вспыхнут пожаром

(М. Лермонтов)

В с п ы х н у т ь - «сильно и внезапно загореться» - в сочетании со словом ч у в с т в а означает «сильно и внезапно проявиться», причём сам характер переноса конкретного действия (вспыхивает обычно какой-то материал) на абстрактный предмет - чувства - создаёт гиперболу и придаёт чувствам необычайную силу.

Глазами

доброго дядю выев…

берут,

как будто берут чаевые,

паспорт

американца

(В. Маяковский)

В ы е в - собственно метафора и означает здесь (посмотрев пристально-заискивающе) однако это значение формируется не непосредственно на основе отдельных признаков значения глагола в ы е с т ь, а на основе ассоциаций

(с м о т р е т ь, б у д т о в г р ы з а т ь с я ), что создаёт экспрессивность и служит средством сатирического изображения.

И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч

(Н. Гоголь)

Д е р е в я н н о е обозначает здесь «бесчувственное, ничего не выражающее»; это значение возникает на основе ассоциаций: д е р е в я н н ы й - т в ё р д ы й - н е п о д в и ж н ы й - н и ч е г н е в ы р а ж а ю щ и й, б е с ч у в

с т в е н н ы й и т. д.

2. М е т а ф о р а - с р а в н е н и е образуется, когда тот или иной признак прямого значения становится основанием для сближения и сравнения двух предметов, каждый из которых назван в тексте:

Плещет рдяный мак заката

На озёрное стекло

(С. Есенин)

Признак - цвет - в слове м а к , уточняемый прилагательным р д я н ы й , является основанием для сравнения мака и заката. Сама метафора приближается к сравнению и легко преобразуется в него: м а к з а к а т а - з а к а т, как мак.

Для толкования этого типа метафор нужно выделить признак-основание для сопоставления и сделать преобразование:

Над зеленью озими рдяное пламя рябины

(Н. Рыленков)

Метафору р д я н о е п л а м я р я б и н ы можно заменить сравнением - р я б и н а, к а к р д я н о е п л а м я

Я прохожу по строчечному фронту

(В. Маяковский)

С т р о ч е ч н ы й ф р о н т - строки, как фронт.

3.М е т а ф о р а - п е р и ф р а з представляет собой переименование, основанное на общности некоторых признаков значения слова или словосочетания и предмета, исходное название которого в тексте отсутствует:

В колокол синий

Я месяцем бью

( С . Есенин)

К о ло к о л с и н и й - небосвод, причём основанием для переименования является общий для прямого и метафорического названия признак - форма.

Процесс переименования может иметь разную направленность : слово заменяется словосочетанием, словосочетание - словом, словосочетание - словосочетанием. Объяснение метафор этого типа сводится к нахождению исходного наименования предмета: происходит как бы отгадывание своего рода загадки на основе общих для обоих наименований признаков:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя вёсла по озёрам

( С. Есенин)

В е с л о - лунная дорожка (общий признак - продолговатая форма).

Кругом поглядеть нету мочи,

Равнина в алмазах блестит

( Н. Некрасов)

А л м а з ы - росинки ( общий признак - блеск)

4. М е т а ф о р а - с и м в о л формируется путём закрепления за определённым словом или словосочетанием содержания отвлечённого характера, благодаря ассоциациям между ним и некоторыми признаками прямого значения слова или словосочетания.

Издавна в русской поэзии бытуют метафоры - символы н о ч ь, т ь м а, м р а к, д е н ь, с в е т, с о л н ц е, воплощающие противоположные начала: зло, хаос, дисгармонию - добро, величие, гармонию.

Какой утехи общий луч

В Российские светит к нам пределы,

Которой свет прогнал тьму туч?

( М. Ломоносов)

С в е т и т ь м а в приведённом тексте отчётливо обнаруживают отмеченные выше контрастные значения.

Названные метафоры-символы встречаются также у русских поэтов последующих поколений, например, у Блока, который частично переосмысляет их, несколько конкретизируя их содержание:

Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла…

М г л а - не физическое понятие, а символ негативных начал жизни - всего тёмного, злого, враждебного человеку.

Раскрыть содержание таких образований можно путём восстановления ассоциативных связей между исходным значением и отвлечённым, метафорическим, опираясь при этом на узкий и широкий контекст:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль

( А. Блок)

Н о ч ь , переомысленный Блоком традиционный смысл, означает здесь не тёмную часть суток, а силы зла, сковавшие Россию .

О з а р и м к о с т р а м и - вариант метафоры - символа с в е т, означающий в данном случае «посеять добро, утвердить гармонию».

Прояснилась омуть в сердце мглистом

( С. Есенин)

О м у т ь - глубокое место в реке (диал.) , отсюда ассоциации: мрак, холод и далее - тяжёлое душевное состояние.

души сиреневая цветь

( С. Есенин)

С и р е н е в а я ц в е т ь - цветение сирени, символизирует душевный подъём, расцвет чувств в юности.

Метафора - символ позволяет поэту выявить, материализовать многообразные внутренние душевные состояния, сделать явление природы носителем духовного содержания.

Метафора может реализоваться и в узком контексте, как в приведённых выше случаях, и в широком, становясь основой образной системы..Всё это приводит к тому, что разные образы перестают быть простыми атрибутами природы, становятся образами -символами - носителями духовного содержания, свойственного человеку.



© 2010-2022