Мастер-класс “Прекрасное пробуждает добро…”

Мастер-класс(интегрированный для 8 класса).Цели урока:-развивать наблюдательность;-продолжить формирование навыков анализа языковых средств;- учить чувствовать красоту слова;-учить анализировать произведение живописи; сравнивать произведение живописи и литературный текст;-формирование умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи;- формирование умения находить необходимую информациюв произведении живописи (тема, главная мысль, композиция). Познание целостности предложенно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большешурнякская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан



Мастер-класс

( интегрированный для 8 класса)




Подготовила : учитель русского языка и литературы Абакаева Л.К.





Тема: мастер-класс "Прекрасное пробуждает добро…"

План проведения

Вступление (сообщение темы). Создание проблемной ситуации.

  1. Завязка (постановка проблемы), Работа в микрогруппах.

  2. Развитие (изложение материала). Познание целостности предложенной школьникам темы в многообразии ее художественных решений.
    1). Анализ произведений искусства.
    2). Письменная творческая работа.
    3). Творческое задание.

  3. Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы). Исполнительская деятельность.

  4. Заключение (вывод). Работа в микрогруппах.

  5. Рефлексия

Цели урока:

-развивать наблюдательность;

-продолжить формирование навыков анализа языковых средств;

- учить чувствовать красоту слова;

-учить анализировать произведение живописи; сравнивать произведение живописи и литературный текст;

-формирование умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи;

- формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция).

Ресурсы и оборудование:

Учебники литературы,музыки

Презентация ,аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» (компьютер, проектор)

Средства обучения:

Художественный ряд: И.Левитан «Весна. Большая вода»,И.И.Шишкин «Зимой в лесу», «Дубки», «Прогулка в лесу».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года» , «Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной

Литературный ряд: стихотворения о природе С.Есенина, Г.Тукая, Г.Ахтямовой, Н.Александрова

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

Послушаем сказку.

Сказка "Красота Ненаглядная".

В далёкие - далёкие времена поселилась на земле Красота Ненаглядная. И была она такая красивая, что люди не могли на неё налюбоваться.

Появится Красота Ненаглядная среди людей - добрее, внимательнее они становятся.

Но жила на Земле Тьма Тьмущая. Невзлюбила она Красоту Ненаглядную, задумала её со свету сжить. Налетела она на Землю, ослепила людей, заморозила. И перестали люди радоваться солнцу, радуге, цветам, перестали улыбаться друг другу. И забыли они свою Красоту Ненаглядную. Недобрыми люди стали, неприветливыми. Везде вроде и есть Красота на Земле, а люди её не видят, не замечают.

Ничего не могла Красота поделать с Тьмой Тьмущей. И пошла она по белу свету искать себе помощников. Долго ли шла, коротко. И попались ей навстречу 3 путешественника.

- Почему печальна ты, Красавица?

- Помогите мне открыть глаза людям на Красоту, разбудить в их душах звоночки - колокольчики. И ответили ей путники:

- Я могу научить их слышать и понимать музыку.

- А я - видеть и изображать красоту.

- А я - умению сочинять прекрасные стихи.

И отправились они будить в людях прекрасные чувства, будить в их душах звоночки - колокольчики.А там, где удалось им разбудить звоночки - колокольчики, стали люди как прежде добрыми, ласковыми, красивыми и сами стали дарить всем красоту.

Обсуждение слов А.П.Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

- Что же такое красота?( - это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче).

  1. Определение темы урока.

-Ребята в ваших сердцах сегодня зазвучат звоночки - колокольчики?

-Где мы с вами сегодня увидим красоту?(за окном, в классе)

-Как вы думаете,о чем мы с вами поговорим?

  1. Основная часть.

Работа по учебнику, чтение.

-Сейчас нам ребята прочитают отрывки из стихотворений великих поэтов. А так же мы с вами познакомимся с произведениями поэтессы нашего района - Гульзады Ахтямовной.

-Что такое пейзаж?( - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

-Сегодня мы познакомлись с произведениями Ивана Ивановича Шишкина и Иса́ака Ильи́ча Левитана?

- В этот мартовский денёк нам будет интересно попасть в лес.

Сейчас за окном весна, но кажется, что природа спит. Но это только кажется… Благодаря мастерам слова, красок и звуков, мы можем проникнуть в тайную жизнь зимней природы. Поэты, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать даже в спящем на первый взгляд в весеннем лесу нечто удивительное.

Итак, что же такое пейзаж? Я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный зимний пейзаж вместе с поэтами, писателями, композиторами, художниками.

Чтение стихотворения Ивана Андреевича Есаулова

В пейзажах Шишкина всё чаще

В звучащей гулко тишине

Оказываемся мы в чаще,

В непроходимой глубине.

В тени стволов и воздух синий,

И снежный потемнел ковёр.

А в хвое елей мягкий иней

Ткёт свой затейливый ковёр.

Пушисты и нарядны кроны -

Их иней в кружева одел.

Весь бор притих и дремлёт сонно,

Как будто даже опустел.

Лишь иногда на ветку птица

Присядет, оживляя вид,

Но только ей не усидится -

Вспорхнёт, куда-то улетит.

И иногда на заднем плане

Пробьётся сверху солнца свет -

Вдруг обнаружится поляна,

Но сразу же сойдёт на нет.

Сомкнётся вновь стволов завеса,

Погаснет свет, возникнет тень.

Ты можешь в буреломе леса

Бродить хоть целый зимний день,

Но так и не найдёшь тропинки.

Всё ночью замела метель.

И только лёгкие снежинки

Свою затеют карусель.

-Помогает ли музыка понять, ощутить, что зима - это красивое время года.

  1. Самостоятельная работа в группах.

-Вставьте пропущенные слова.

На картине И.Шишкина "Зима" изображён … день в зимнем лесу. Я вижу …. снег, … небо.

На первом плане художник изобразил …. деревья, припорошенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит … лес. А слева лес уже совсем другой - … . Заиндевелые ветви похожи на … , сплетённые искусными мастерицами.

Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого … дня.

Когда мы смотрим на это … полотно И.И.Шишкина, то чувствуем покой и видим настоящую красоту …. зимы.

Проверка.

  1. Рефлексия.

-Поднимите, пожалуйста, звоночки-колокольчики, в чьем сердце они сегодня зазвучали.

  1. Заключение.

© 2010-2022