Урок по чтению для 6 класса «А. М. Горький «В доме деда»»

Данный урок по чтению проводился в коррекционной школе-интернате для детей с нарушением слуха (неслышащих) в 6 классе по теме «А.М.Горький «В доме деда» (учебник «Литература» 4 класс, Алматы «Атамура» 2011). Учебная программа в данной школе составлена на основе общеобразовательной, но с разницей в 2 года (назад), т.к учитывалось то, что дети являются инвалидами по слуху.  В силу того, что у неслышащих детей лучше развита зрительная память, то урок построен с опорой на этот факт: на уроке показан фрагмент художественного фильма «Детство» А.Горького, проведен опыт с покраской ткани, использовались таблички, графические элементы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по чтению для 6 класса «А.М.Горький «В доме деда»»

Данный урок по чтению проводился в коррекционной школе-интернате для детей с нарушением слуха (неслышащих) в 6 классе по теме «А.М.Горький «В доме деда» (учебник «Литература» 4 класс, Алматы «Атамура» 2011).

Учебная программа в данной школе составлена на основе общеобразовательной, но с разницей в 2 года (назад), т.к учитывалось то, что дети являются инвалидами по слуху. В силу того, что у неслышащих детей лучше развита зрительная память, то урок построен с опорой на этот факт: на уроке показан фрагмент художественного фильма «Детство» А.Горького, проведен опыт с покраской ткани, использовались таблички, графические элементы.


Поурочная карточка

Предмет: Чтение Класс: 6 Урок № 3

Тема: А.М.Горький «В доме деда»

Цель урока: способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения; продолжить работу по совершенствованию культуры межличностных отношений в коллективе.
Обучающие задачи: учить анализировать, высказывать собственное мнение.
Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.
Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Коррекционные задачи: коррекция речи, произношения учащихся; развитие остаточного слуха и навыков слухозрительного восприятия.
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН

Оборудование: выставка книг, учебник «Литература» 4 класс, иллюстрации, таблички, гуашь, кусочки х/б ткани, непроливайка с водой, телевизор, DVD-плеер, DVD-диск.

Ход урока

I. Орг.момент.

1) Приветствие.

2)Настройка аппаратуры.

-Звук есть?

-Как вы меня слышите?

3)Фонетическая разминка - дежурные звуки [с] [ш].

-Говорим слитно, с ударением, на одном выдохе.

Алеша Пешков, Каширин, Саша, семишник.

-Я ему семишник дам,- сказала бабушка.

II. Основная часть.

  1. Слухоречевая минутка.

-Какой сейчас урок?

-По какому учебнику вы сейчас занимаетесь?

(Мы занимаемся по учебнику «Литература 4 класс»)

-Чему вы учитесь на уроках чтения?

(Выразительно читать, пересказывать, составлять план, охарактеризовать героев, делать зарисовки к прочитанному и т.д.)

  1. Блиц-опрос.

-Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать по теме…

1) Название произведения.

2) Автор произведения.

3) Жанр произведения

4) Место действия.

5) Время действия

6) Действующие лица


  1. Проверка домашнего задания.

-Что вы делали на самоподготовке?

(Читали отрывок из рассказа, учили новые слова)

-Что означает слово семишник (лохань, прут, раскалённый, сумрак, подхалим, доносчик)?

-Какой отрывок вы читали? (Мы читали сцену наказания детей).


  1. Проведение опыта (Покраска кусочков ткани)

-Ребята, для того, чтобы понять, почему и за что дед наказал детей, мы проведем небольшой опыт.

-Перед вами гуашь. Смешайте в палитре желтую краску и чуть - чуть черной.

-Какой цвет получился? (Темно-синий)

-Правильно, или по-другому - кубовый.

-Попробуйте смешать синюю краску с желтой. Какой цвет получился? (Зеленый).

-Окуните в эти цвета белую ткань. Что с ней произошло? (Ткань окрасилась).

-Ребята, вам было интересно проводить опыт с красками? Вот также было и интересно Алеше.

-Кто надоумил Алешу покрасить праздничную скатерть? (Саша).

-Как вы думаете, зачем он это сделал? (Специально, чтобы Алешу наказали. Он, ведь, подхалим и доносчик).


  1. Просмотр отрывка «Наказание» из художественного фильма «Детство» А.М.Горького.

  2. Аналитическая беседа.

-Какое впечатление произвел на вас увиденный сюжет?

(Впечатление тяжелое, ужасное, страшное, неприятное, нехорошее)

-Почему дед наказал первым Сашу?

(Чтобы Алеша понял, как в доме наказывают за проступки, чтобы ему было страшно заранее).

-За что дед наказал Сашу?

(За накаленный наперсток, и за донос).

-За что дед наказал Алешу?

(За испорченную скатерть).

ФИЗРАЗМИНКА

«Положительное - отрицательное»

Учитель говорит слова, обозначающие разные черты характера. Учащиеся приседают, если - отрицательное качество характера, хлопают в ладоши над головой, если - положительное качество характера.

Добрый, скупой, честный, лживый, справедливый, храбрый, жестокий, верный, трусливый, смелый, отзывчивый, доброжелательный, грубый, подхалим, ябеда, мстительный, ласковый, жадный, уважительный, щедрый, хвастливый.


  1. Работа группами (Работа с учебником по карточкам).

-Откройте учебник страницы 132 - 133.

1 группа.

2 группа

Задание 1 (индивидуальное, для отстающего ученика): На странице 132 найдите описание погоды в день наказания.

(За окнами серая муть осеннего вечера, шорох дождя)

Задание 2: Прочитать выразительно, эмоционально реплики Саши (стр. 132-133):

-Простите, Христа ради…

-Не буду-у…Ведь я же сказал про скатерть… Ведь я сказал…

Задание 1 (индивидуальное, для отстающего ученика): На странице 132 найдите описание кухни в день наказания. (Там было темно и тихо. Плотно прикрытые двери).

Задание 2: Прочитать выразительно, эмоционально реплики деда, опуская слова автора (стр. 133):

-Лексей, иди ближе! ... Ну, кому говорю? Вот гляди, как секут…Раз!..

-Не сладко? Не любишь? Это за наперсток.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов.

-Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? (О наказании детей дедом)

-Какая была обстановка в доме деда? (Жестокая)

-Как вели себя в доме все кроме бабушки? (Все слушались деда, боялись его).

-Виноват ли Саша, что он вырос подхалимом и доносчиком? (Выслушиваются ответы детей)

-Ребята, Саша не виноват, что он таким вырос. Виновата обстановка в доме, где жестокость поражает покорность, и не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство. Приспособившись к миру насилия и лжи, стал доносчиком и подхалимом Саша.


  1. Домашнее задание: Читать отрывок рассказа «Дни нездоровья» стр.134-135.

  2. Оценки.



© 2010-2022