- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа дополнительного образования Юный журналист
Программа дополнительного образования Юный журналист
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пеньковская В.К. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет по образованию администрации Зиминского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
На заседании методического совета школы
Протокол № ____от «____» _________2014 г.
Руководитель
_______________ С.И. Казакова
Утверждено:
Приказом .№ ____ от «____»_______2014 г.
Директор МБОУ Самарская СОШ
______________Е.А.Толстова
Согласовано
Экспертный совет
Комитет по образованию ____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Юный журналист»
Вид программы: адаптированная
Тип программы: общеразвивающая
Возрастная категория, класс: 11-16 лет, 5-11 класс
Направление программы:
Срок реализации программы: 2014-2015 гг.
Объем реализации программы (нагрузка педагога по ставке и часах):
Основа для разработки программы: авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Журналистика»
Автор программы: Степаненко И.А. педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей `Детская школа искусств № 9` г.Курска
Разработчик:
Пеньковская В.К.
Учитель математики
МБОУ Самарская СОШ
2014 г.
Пояснительная записка
Программа «Юный журналист» представляет художественно - эстетическое направление воспитания учащихся и нацелена на формирование у ребенка интереса к познанию, образного мышления и культуры личности.
При подготовке программы был использован опыт Лиги юных журналистов РФ (г. Москва) во Всероссийском детском центре «Орленок» и авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Журналистика» И.А. Степаненко.
Подростковый возраст - это «возраст врастания индивидуума в объективный и нормативный дух данной эпохи» (Э. Шпангер) подросток ищет свое место в окружающем мире. Для него важна любая возможность найти свое пространство для самовыражения, быть услышанным и понятым сверстниками и взрослыми. Таким образом, восполняя недостаток информации, общения между сверстниками, потребности в неформальном, внеучебном занятии ребятам предлагается создание школьной газеты.
Школьный пресс - центр может существовать, если в нем созданы условия творческого добровольного взаимодействия.
На первый план выходит формирование способностей к социальному творчеству, самостоятельному принятию и воплощению решений. Средства коммуникации являются одним из направлений такой деятельности, где могут найти себя самые разнообразные таланты: корреспонденты, художники, фотографы, видеооператоры, хорошие организаторы и др.
Создание школьной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед учащимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности.
Цель программы: объединение детей разного возраста, развитие личности ребенка и реализация творческих интересов и способностей учащихся, освоение детьми современных информационных технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
-
создать единое коммуникативное пространство в рамках школы, с привлечением необходимых технических и людских ресурсов;
-
принимать участие в школьных и районных мероприятиях с освещением событий на страницах школьной прессы;
-
организовать выпуск газеты различной направленности: юмористической, новостийной, литературно-художественной и т.д.;
-
помощь в профессиональной ориентации учащихся через посещение редакций районных и городских, школьных газет.
Развивающие:
-
развивать умения решать проблемы действительности совместными усилиями;
-
развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
-
развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-
развивать навыки работы со справочной литературой.
Познавательные:
-
развивать интерес к изучению русского языка, литературы, истории, компьютерных технологий;
-
вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике.
Воспитательные:
-
создать атмосферу сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;
-
формировать основные этические норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа, оценки событий окружающей жизни;
-
формировать потребности в самообразовании и самовоспитании.
Практико - деятельностные:
-
развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества;
-
формировать практические навыки создания школьного печатного издания.
Программа составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного образования детей «Журналистика» И.А. Степаненко: были внесены изменения в календарно-тематическое планирование в виду расхождения в часовой подготовке.
Актуальность программы
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание кружка «Юный журналист». Работа по созданию школьных кружков и по выпуску печатных газет помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного творческого объединения влияет на развитие личности ребёнка, на развитие умений и навыков.
Эта программа важна не только в плане получения ребятами первых профессиональных навыков и выбора будущей специальности, но и дает возможность реализовать творческий потенциал подростка через художественную деятельность. Она учит выражать свое "я" посредством общения с другими людьми, помогает снять комплексы межличностного общения у подростков, содержит психологические методы развития личности в старшем школьном возрасте, а также ориентирована на развитие творческого мышления детей.
Ожидаемые результаты
Знакомство с работой журналиста, корреспондента, оформителя, наборщика, редактора, распространителя. Расширение кругозора вследствие чтения периодических школьных и взрослых изданий, общения с коллегами по творческой издательской работе, бесед с интересными людьми и т.д. Развитие творческих способностей, снятие «зажимов» (страха ошибаться, страха представления своего творения публике), которые мешают творческому процессу, повышение успеваемости по русскому языку и литературе.
Освоение ПК для развития навыков газетной верстки, ее графического и иллюстративного оформления.
Практическим выходом реализации программы является издание школьной ученической газеты, оформление классных уголков, участие в районных конкурсах по ТБ и ПБ.
Организация деятельности кружка
Программа работы кружка рассчитана на один учебный год обучения. Группа комплектуется из детей 11 - 16 лет. Программа рассчитана на 1 год.
Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворить свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Формы занятия:
-
свободная творческая дискуссия;
-
ролевые игры;
-
выполнение творческих заданий;
-
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе)
Формы подведения итогов реализации программы являются:
-
выпуск школьной газеты;
-
участие в конкурсах;
-
публикации;
-
творческие конкурсы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
интерес к журналистике как профессии;
-
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
-
активная жизненная позиция;
-
активность во время занятий;
-
ответственность при выполнении творческих заданий;
-
участие в ролевых играх, устных журналах, творческих конкурсах; выпуске школьной печатной газеты.
Виды деятельности (формы, методы, средства обучения).
-
Организация подготовки учащихся - корреспондентов школьной газеты через кружок «Юный журналист».
-
Педагогическое сопровождение деятельности учащихся по созданию и функционированию школьной газеты.
-
Выпуск печатной газеты - дело коллективное, поэтому в творческом коллективе может быть очень много учащихся: корреспонденты, корректоры, наборщики. Выяснив склонности каждого, необходимо чётко распределить обязанности. Чёткости, оперативности в работе способствует регулярность проведения занятий.
-
В качестве дополнительных корреспондентов могут привлекаться сотрудники школы, корреспонденты от классов (по 1-2 чел.), жители села. Выпуск газет производится под руководством преподавателя. Наиболее эффективной формой обучения учащихся является подготовка будущих журналистов. Надо стремиться к тому, чтобы каждая статья воспитывала читателей учиться подавать любую информацию заинтересованно, внося в нее своё личное отношение.
Каждую тему облекать в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью, тренинги), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это заслужил.
Календарно-тематический план
№ п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Воспитательная работа
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
Журналистика как вид деятельности и профессия
11 ч 15 мин
2
Функции журналистики. Требования к журналисту.
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
3
История российской журналистики.
2 ч 15 мин
Воспитывать любовь к родному языку, а значит к культуре и истории своей страны.
4
Виды средств массовой информации
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
5
Особенности взаимодействия журналиста с аудиторией
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
6
Что такое стилистика и зачем она нужна?
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
Речевая культура журналиста
15 ч 45 мин
7
Предмет речи в журналистике
2 ч 15 мин
Воспитывать любовь к родному языку, а значит к культуре и истории своей страны.
8
Речевая культура и речевой этикет
2 ч 15 мин
9
Языковые нормы.
Нормы ударения
2 ч 15 мин
Воспитывать любовь к родному языку, а значит к культуре и истории своей страны.
10
Нормы произношения
2 ч 15 мин
Воспитывать любовь к родному языку, а значит к культуре и истории своей страны.
11
Виды речевой деятельности
2 ч 15 мин
Воспитывать любовь к родному языку, а значит к культуре и истории своей страны.
12
Культура письменной речи
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
13
Редактирование текста
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
Журналистский текст
9 ч 00 мин
14
Стилистическая обусловленность текстов газеты
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
15
Методы сбора информации
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
16
Структура журналистского текста
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
17
Основные жанры журналистики
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
Интервью
4 ч 30 мин
18
Как вести интервью?
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
19
Тренинг «Берем интервью»
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
Фотожурналистика и иллюстрация
18 ч 00 мин
20
Основы композиции в фотографии
Освещение объекта
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление. Воспитывать социально-активную творческую личность.
21
Элементы композиции
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление. Воспитывать социально-активную творческую личность.
22
Выбор ракурса
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
23
Перспектива
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
24
Система пропорций
Масштаб
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
25
Возможности современного фотооборудования
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
26
Верстка как необходимый компонент газетно-журнального ремесла
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление. Воспитывать социально-активную творческую личность.
27
Верстка как способ художественного самовыражения
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
Компьютерные технологии в журналистике
9 ч 00 ми
28
Возможности современных компьютерных технологий для верстки газет и журналов
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность
29
Программы видеомонтажа: Cyberlink, Movavi, Adobe after effects и др.
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление. Воспитывать социально-активную творческую личность.
30
Монтаж видеосюжетов
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
31
Пиар и джиар - формы профессиональных взаимоотношений журналиста и общества
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
Номер печатного издания
20 ч 15 мин
32
Структура редакции и распределение функций в ней
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление. Воспитывать социально-активную творческую личность.
33
Композиционно-графическая модель печатного издания
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
34
Формат и объем издания
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
35
Название и его оформление
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
36
Макетирование-создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах.
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление. Воспитывать социально-активную творческую личность.
37
Деление газетной полосы на колонки
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление. Воспитывать социально-активную творческую личность.
38
Размещение заголовков, подзаголовков, лида. Выбор шрифтов
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
39
Средства выделения на полосе и внутри материалов
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление.
40
Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики
2 ч 15 мин
Развивать креативное мышление. Воспитывать социально-активную творческую личность.
41
Итоговое занятие
2 ч 15 мин
Воспитывать социально-активную творческую личность.
итого
92 ч 15 мин
Итого: 41 занятие (92 часа 15 мин)
Содержание рабочей программы
-
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Формирование представлений о профессии журналиста
-
Журналистика как вид деятельности и профессия
-
Функции журналистики. Требования к журналисту
-
История российской журналистики
-
Виды средств массовой информации
-
Особенности взаимодействия журналиста с аудиторией
-
Что такое стилистика и зачем она нужна?
Дискуссия о профессиональной этике журналиста
-
Речевая культура журналиста
-
Предмет речи в журналистике
-
Речевая культура и речевой этикет
-
Языковые нормы.
-
Нормы ударения.Нормы произношения
-
Виды речевой деятельности
-
Культура письменной речи
-
Редактирование текста
Посещение занятий монопроекта. Подготовка статьи о ходе работы монопроекта.
-
Журналистский текст
-
Стилистическая обусловленность текстов газеты
-
Методы сбора информации
-
Структура журналистского текста
-
Основные жанры журналистики
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
-
Интервью
-
Как вести интервью?
-
Тренинг «Берем интервью»
-
Фотожурналистика и иллюстрация
-
Основы композиции в фотографии
-
Освещение объекта.Элементы композиции
-
Выбор ракурса
-
Перспектива
-
Система пропорций
-
МасштабВозможности современного фотооборудования
-
Верстка как необходимый компонент газетно-журнального ремесла
-
Верстка как способ художественного самовыражения
-
Компьютерные технологии в журналистике
-
Возможности современных компьютерных технологий для верстки газет и журналов
-
Программы видеомонтажа: Cyberlink, Movavi, Adobe after effects и др
-
Монтаж видеосюжетов
-
Пиар и джиар - формы профессиональных взаимоотношений журналиста и общества
-
Номер печатного издания
-
Структура редакции и распределение функций в ней
-
Композиционно-графическая модель печатного издания
-
Формат и объем издания
-
Название и его оформление
-
Макетирование-создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах.
-
Деление газетной полосы на колонки
-
Размещение заголовков, подзаголовков, лида. Выбор шрифтов
-
Средства выделения на полосе и внутри материалов
-
Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики
-
Итоговое занятие
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
-
Приветствие
Приветствие. Каждый раз по-разному в образах разных персонажей.
-
Азбука журналистики
Получение знаний о журналистике, газетах, журналах.
-
Разминка
Выполнение музыкально-ритмических движений, развивающих воображение, фантазию, пантомиму.
-
Развитие техники речи
Подготовка речевого аппарата. Скороговорки, стихи.
-
Пластика движений
Музыкально-двигательная импровизации.
-
Творческие задания
Написание статей.
Средства контроля
-
самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
-
участие в семинарах-практикумах по изученной теме, творческих конкурсах;
-
публикации в школьной и районной печати.
Учебно-методические средства обучения
Методическая литература для педагога.
-
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
-
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
-
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
-
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
-
правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
-
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
-
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
-
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
-
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992
6. Тексты, обозначенные в содержании программы.