Конспект по русскому языку на тему Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Букубаева Майра ЕслямовнаКонспект по русскому языку на тему Имя числительное

Учитель русского языка и литературы

Шоптыкольская КШИ

Р-н им.Г.Мусрепова, СКО

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Имя числительное»

Цель : Обобщить и систематизировать знания по теме. Продолжить знакомить с основными признаками имени числительного как части речи, узнать, чем отличаются порядковые и количественные числительные; правописание мягкого знака в числительных.

Ход урока.

I. Организационный момент. ( Приветствие на трех языках)

II. Психолог. настрой (аудиозапись песни «Дважды два -четыре»)

III. Слово учителя.

Ребята, вы, наверное, догадались, о какой части речи мы будем сегодня говорить.

- Об имени числительном.

- Давайте вспомним, что вы знаете об имени числительном?

IV. Повторение пройденного.

  • Какая часть речи называется именем числительным?

  • На какие вопросы отвечает имя числительное?

  • На какие две группы делятся числительные?

  • На какие группы делятся числительные по количеству слов?

  • Перечислите разряды количественных числительных?

  • Каким членом предложения может быть имя числительное?

Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).

Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).

V. Задания на закрепление

Распределите в два столбика следующие словосочетания: (работа у доски)

Два друга, третий урок, двадцать минут, семнадцатый этаж, шестой класс, двенадцать учеников, тридцать тетрадей, двадцать первый кабинет, восемь карандашей.

По количеству слов числительные бывают:

Простые - состоят из одного слова (Пять)

Составные - состоят из двух и более слов (пятьдесят пять, сто сорок семь)

Запись в тетрадях под диктовку.

Девяносто килограммов, двенадцать месяцев, двадцать пять километров, двести двадцать два гектара, пятнадцать столетий, восемнадцать улиц, семь дней, пятьдесят пять студентов, сто двадцать книг, шесть ручек.

У. -Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

А сейчас мы отдохнем - проведем физминутку.(под музыку)

Морфологические признаки числительных.

Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА.

Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.

VI.

Работа с текстом (слайды )

Республика Казахстан по обширности территории занимает 9 место - 2 миллиона 717 тысяч квадратных километров.

Численность населения более 16 499 997 человек. Наша Родина занимает 55 место по данному показателю в мире.

Казахстан имеет самую большую протяженность границ на суше - 15 тысяч километров. Из них около 8 тысяч - с Российской Федерацией, 5 тысяч - с государствами Центральной Азии (Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном) и 2 тысячи - с Китаем. Протяженность водных границ около 1,5 тысячи километров.

Таким образом, общая протяженность границ составляет 16, 5 тысячи километров.

В Казахстане проживает представители около 100 других наций и народностей. (воспитательный момент, демонстрация слайдов)

(Задание по тексту - выписать числительные, обозначить морф. признаки числительных)

Синтаксические признаки числительных

В предложении числительные разных разрядов тоже ведут себя по-разному. Количественные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.

Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения.

VII. Синтаксическая пятиминутка:

Имена числительные бывают разными членами предложения:

Два да два - четыре

_______

Разделите шесть на три.

__ ___ ___

Мы живём на втором этаже.

~ ~ ~ ~

Занятия начинаются в девять часов.

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-

VIII Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда - в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:

1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется..

3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.

Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение.

Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

За лето прочитал пят…надцать книг.

В школе пят..сот учеников.

Напечатано восем..сот экземпляров книг.

В продаже есть сем..надцать видов обоев.

Объем бака - шест..десят литров.

Выполнено двад…цать заданий.

Вспахали девят..надцать гектаров земли.

Заработано девят..сот рублей.

Построено пят..десят километров дороги.

В здании восем..надцать этажей.

IX. Выводы.

1.По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.

2.По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.

3.В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.

Выполните тест - Закрепление

1. Укажите верное утверждение.

а) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

б) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

в) Имя числительное - это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестдесять, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

III. Домашнее задание.

Выучить правило. Написать мини-сказку об имени числительном.

Подведение итога. Выставление оценок.

Букубаева Майра ЕслямовнаКонспект по русскому языку на тему Имя числительное

Учитель русского языка и литературы

Шоптыкольская КШИ

Р-н им.Г.Мусрепова, СКО

Внеклассное чтение в 5 классе по сказке Х.К.Андерсена «Новое платье короля»

Цель урока: закрепить полученные знания по творчеству знаменитого сказочника, развивать внимание, интерес к литературе, развитие речи.

План урока:

1. Организационный момент. Приветствие на трех языках.

2. Слово учителя.

3. Проведение конкурсов.

4. Подведение итогов урока.

Форма урока: литературная игра.

УЧИТЕЛЬ:

В мире много сказок - добрых и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои книжек дарят нам тепло.

Пусть добро на веки побеждает зло.

1.Ребята, а сейчас вам необходимо отгадать кроссворд, для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня говорить.

Внимание на доску :


К

А

Й

С

В

И

Н

О

П

А

С

Г

А

Д

К

И

М

Г

Е

Р

Д

А

Г

О

Р

О

Ш

И

Н

А

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

Л

Е

Б

Е

Д

И

О

Г

Н

И

В

О





  1. Как звали мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в лед? (Кай)

  2. Кто смастерил волшебный горшочек, который рассказывал, что готовят в каждом доме? (Свинопас)

  3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? (Гадким)

  4. Как звали девочку, которая совершает далекое и опасное путешествие ради друга? (Герда)

  5. Что помогло принцессе стать женой принца?(Горошина)

  6. Кто хотел поменять хвост на ноги? (Русалочка)

  7. В кого превратились братья Элизы? (Лебедей)

  8. Что было нужно старой ведьме в дупле? (Огниво)

2. А теперь прочитаем фамилию сказочника - Андерсен.

Учитель :

1. В каком городе родилсяХ.К.Андерсен?

2. В какой стране находится этот город?

3. Назовите столицу Дании?

А теперь, ребята, скажите, какие сказки Андерсена вы знаете?

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству знаменитого датского писателя-сказочника Х.К.Андерсена.

3.Работа по учебнику чтение текста сказки «Новое платье короля»

А) «жужжащее чтение»

Б) чтение «цепочкой»

В) «чтение по ролям» отрывка

4. Физминутка .Гимнастика для глаз.

5. А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок.

Игра «Из какой сказки этот отрывок»

А) …И народ, видевший все, что произошло, преклонился перед ней, как перед святой, но она без чувств упала в объятия братьев - так подействовали на нее неустанное напряжение сил, страх и боль…

Б) …Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. И к солдатам своим выходил, и в театр выезжал либо в лес на прогулку не иначе как затем, чтобы только в новом наряде щегольнуть…

В) … Все сыновья одной матери - старой оловянной ложки, - значит, приходились они друг другу родными братьями…

Г) …На неё накинули балахон из грубой мешковины. Её чудные, дивные волосы спадали на плечи, в лице не было ни кровинки, губы беззвучно шевелились, а пальцы пряли зелёную пряжу. Даже по дороге к месту казни не выпускала она из рук свою работу…

6. Работа по иллюстрациям : угадайте к какой сказке данные иллюстрации?

(демонстрация красочных иллюстраций)

7. Игра. Давайте поиграем в сыщиков : Угадайте, кому принадлежат эти предметы?

(грецкий орех, зеркало, игла, коробка, листок, кораблик из газетного листа, ножницы)

Внимание: Черный ящик . (назовите предмет и какому персонажу сказки он принадлежал?)

С какими сказками Х.К.Андерсена мы познакомились в 5 классе?

(Ответы детей)

8. Учитель: Сейчас вы зачитаете вопросы по этим сказкам и должны будете дать полные ответы.

1 блок - вопросы по сказке «Дикие лебеди»

  • Расскажите о жизни Элизы и ее одиннадцати братьев во дворце?

  • Какие человеческие качества помогли Элизе спасти братьев?

  • Расскажите финал сказки?

2 блок - «Стойкий оловянный солдатик»

  • Откуда вдруг появился тролль, за что он мстит нашему герою?

  • Как танцовщица относится к солдатику?

  • Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика, как он выдерживает эти испытания?

3 блок - «Новое платье короля»

  • Что погубило короля?

  • Что объединяет короля и его поданных?

  • Кто в этой сказке произнес правдивые слова?

ВЫВОД:

Сказки Андерсена нужно читать внимательно , вдумываться в каждое слово, если хотите, даже после каждого знака препинания, чтобы понять , о чём он хотел сказать, на чьей он стороне, кому сочувствует, кого осуждает.

В этих сказках есть всё, что должно всегда жить в настоящем , хорошем человеке. А что именно? Уважение к мужеству, доброта и жалость ко всем, кому плохо, любовь к простым людям, насмешка над чванливыми и бессердечными и презрение к ним.

9. Подведение итога. Выставление оценок.

10 Домашнее задание.

1. Сочини мини-сказку о любом предмете.

2. Нарисовать любимого героя из сказок Х.К.Андерсена.





© 2010-2022