Урок на тему Нравственные ценности - основа народной педагогики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Нравственные ценности - основа народной педагогики.

«Знать историю, культуру, быт и нравы, язык того народа, среди которого ты живешь-это элементарно. Это азбука человечности и порядочности».

Г. Бельгер.

Духовный, внутренний мир ребенка больше формируется больше под воздействием нравственного воспитания, которое, желательно начинать в младшем школьном возрасте.

По рекомендации К. Д. Ушинского в этом возрасте вместе с азбукой ребенок должен усваивать язык, природу, географию, историю своей Родины.

«Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения».

Усвоить родной язык, значит, усвоить известную культуру, приобретенные народом знания ,а вместе и народный способ мышления» Если человек научится любить и уважать свое Отечество, свою культуру и религию, то ему будет проще усвоить, принять и понять ценности других народов. Но фундамент будет у него прочный - свой национальный. Этого хотят и добиваются все народы мира. Современная психология говорит, что душа человека не выносит пустоты, и она заполняется если не подлинной духовностью, то ее подобием.

Во всем мире распространяются разные секты ,порнография, фильмы ужасов, примитивная музыка.

Казахстан - многонациональное государство, может который служить примером мирного сосуществования и развития разных народов, взаимосвязи и взаимообогащения мусульманской православной культур, веротерпимости и национального согласия. Наша цель - воспитывать людей с ненасильственным поведением по отношению к обществу, природе, к людям.

В «Концепции этнокультурного образования «говорится, что государственное образование не ставит целью формирование религиозного сознания, но вправе дать знание истории мировых религий. Обращение к мировым религиям показывает не только различие, но и общность нравственных устремлений, эстетических норм народов, населяющих наше государство.

Воспитание в процессе обучения - органическая часть воспитания нравственного и интеллектуального, трудового. На месте при этом стоят предметы гуманитарного содержания: литература, история, обществоведение, иностранные языки. Выразителями национального духа казахского народа были поэты, акыны, жырау, бии, батыры.

В своих произведениях они осмысливали добро и зло, справедливость и несправедливость, утверждали свободу мысли, воспитывали народ в духе патриотизма. Одним из знаменательных периодов в истории культуры народа была эпоха казахского просвещения, представленная именами первой казахской интеллигенции -Чоканом Валихановым, Абаем, Ибраем Алтынсарином. Без ее активного участия невозможно национального развития.

Абай внес большой вклад в культурное сближение русского и казахского народов. Он открыл для казахской степи Пушкина, Лермонтова, Крылова. В двадцать пятом слове Абай пишет: «Чтобы избежать пороков русских , перенять их достижение, надо изучить их язык, науку.

Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре, стали такими же, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру народов, человек становится равным среди них».

(Абай. Книга слов. Алматы 1993г.)

В 1922 году в Оренбурге вышла книга Магжана Жумабаева «Педагогика» -прекрасный учебник, сохранивший ценность и до наших дней. Истоки педагогических воззрений М. Жумабаева его подхода к воспитанию нового человека в традициях народной педагогики.

«Баланы бастан…» - это казахский эквивалент русской пословицы: «Дитя воспитывай, пока оно поперек лавки лежит». Ребенок ивовый прутик как его согнешь, таким он вырастит. Но если захочешь потом изменить положение ствола, можно сломать дерево, говорит Жумабаев. Очень большое значение поэт придает семье, ее морально-психологическому климату. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - так гласит казахская пословица. Автор показывает, как использовать в воспитательном процессе сокровище устного народного творчества, национальные обычаи и традиции. У казахов крепка живая связь поколений. Издавна в казахской народной педагогике регуляторы поведения человека - моральные нормы, обычаи и традиции, мнение окружающих.

Моральные нормы - табу (запреты), которые можно классифицировать:

нравственное воспитание --------не обманывай;

не переходи дорогу старшим;

здоровайся со старшими;

экологическое воспитание -------не ломай гнезда птиц;

не бей животных;

не руби одинокое дерево;

гигиеническое воспитание--------не разбрасывай мусор;

не загрязняй водоемы;

эстетическое воспитание---------не зевай прилюдно ;

будь опрятным;

Не только родители , но аксакалы аула и просто люди старшего возраста, порой и незнакомые, имели право требовать соблюдение правил поведения, выработанных веками.

Творчество М. Жумабаева включено в программу русского чтения 5 класса темой «Наурыз». Он утверждает, что Наурыз - это праздник не религиозный, а народный праздник труда, который символизирует мечту народа о новой, лучшей жизни, имеет, огромное познавательное и воспитательное.

На уроках русской литературы в казахской школе моральные нормы, культура поведения русского и казахского народов можно привести в сравнение устного народного творчества.

Туған жердей жер болмас, Нет земли лучше родины,

Туған елдей ел болмас. Нет людей - чем на родине.

Жігіт бір - ақ рет өледі, Джигит умирает раз,

Қорқақ жүз рет өледі. Трус умирает сто раз.

Су жүрген жер береке Где вода, там и достаток,

Ел жүрген жер мереке Где народ там и праздник.

Казахские и русские народные сказки - отражение жизни, быта и нрава

народов. Они очень схожи, зачин русской сказки «Давным - давно в некотором царстве, в некотором государстве…», «Ерте, ерте, ертеде ешкі жүні бөртеде…».

В устном народном фольклоре русского и казахского народов почитаются цифры 3,7 как волшебные, священные, магические.

«Было у него три сына …» «Ұш жұрт»

«..три дороги..» «ұш арсыз»

«..три попытки..» « үш кез»

«бог любит троицу..» «ұш мақсат»

«семь планет на небе» «ұш қазына»

«семь чудес на свете» «жеті күн»

«семеро одного не ждут» «жеті ата»

«семи пядей во лбу» «жеті жетім»

«семь раз отмерь ,семь раз отрежь» «жеті тозақ»

«до седьмого пота» «жеті амал»

«быть на седьмом небе» «жеті жоқ»

«семь шкур спустить» «жет жарғы»

Эти и другие примеры из устного фольклора доказывают учащимся, что духовные и нравственные ценности народов тождественны. Казахстан издавна находится на стыке Азии и Европы. Вбирая в себя все лучшее Востока и Запада.

Но история свидетельствует, что народы нашей планеты выдерживают любые эксперименты над собой, и при этом сохраняют национальные, общечеловеческие ценности. Доказательством служат слова известного казахстанского писателя Герольда Бельгера: «Знать историю, культуру, быт и нравы, язык того народа среди которого ты живешь - это элементарно. Это азбука человечности и порядочности».

© 2010-2022