Конспект урока русского языка Текст с точки зрения лингвокультурологии. Анализ отрывка из романа И. С. Шмелева «Лето Господне» (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Текст с точки зрения лингвокультурологии


Анализ отрывка из романа И. С. Шмелева «Лето Господне»



Предмет: русский язык

Количество часов: 1

Категория обучаемых: 5 класс

Цели занятия:

Обучающие:

  1. познакомить учащихся с текстом И.С. Шмелева

  2. обучать навыкам эффективного чтения

  3. формировать навыки анализа текста с точки зрения лингвокультурологии

Развивающие:

  1. развивать интуитивное, образное рефлексивное мышление

  2. развивать память, речь, умение систематизировать материал

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к родному языку как к духовной ценности

  2. воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову

  3. развивать самостоятельность, коммуникативность, толерантность

Модель урока:

I этап «Вызов»

Приемы:

Конспект урока русского языка Текст с точки зрения лингвокультурологии. Анализ отрывка из романа И. С. Шмелева «Лето Господне» (5 класс) прогнозирование содержания по заголовку

Конспект урока русского языка Текст с точки зрения лингвокультурологии. Анализ отрывка из романа И. С. Шмелева «Лето Господне» (5 класс) анализ фамилии автора с целью прогнозирования особенностей произведения

II этап «Чтение и осмысление текста»

Приемы:

Конспект урока русского языка Текст с точки зрения лингвокультурологии. Анализ отрывка из романа И. С. Шмелева «Лето Господне» (5 класс) чтение и составление двухчастного дневника

  • постановка вопросов детьми

III этап «Рефлексия»

  • исследование по отдельным вопросам темы

Домашнее задание.

Написать творческую работу

Этапы урока


I этап «Вызов» (ДО ЧТЕНИЯ ТЕКСТА) - ВЫЗОВ ИНТЕРЕСА, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, О ЧЕМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ В ТЕКСТЕ

Цель этапа: подготовить учащихся к восприятию текста, заинтересовать им

Приемы:

  1. Прогнозирование содержания по заголовку

  2. Анализ фамилии автора с целью прогнозирования особенностей произведения.

Цели приемов:

  1. развитие мышления

  2. развитие устной речи

  3. развитие антиципации (умение предчувствовать, прогнозировать)

  4. развитие воображения

Деятельность учителя и учащихся:

  1. Что вы можете сказать об авторе произведения?

  2. Подсказывает ли вам что-нибудь его имя?

  3. О чем может быть текст?

  4. Понятен ли заголовок?

  5. Знакомы ли вам слова, входящие в него?

Этап «Чтение и осмысление текста»


Цели этапа

  1. Совершенствование навыков чтения

  2. Знакомство с новой информацией

  3. Анализ новой информации

Приемы этапа:

  1. Составление двухчастного дневника

  2. Постановка вопросов детьми

Цели приемов:

  1. Формировать умения выделять главное, ключевое, умение сортировать информацию

  2. Развитие внимания к слову

  3. Развитие образного мышления путем постановки вопросов

Деятельность учителя и учащихся:

  1. Чтение текста учениками

  2. Составление двухчастного дневника

  3. Систематизация занесенного в таблицу материала

Этап «Рефлексия»

Цели:

  1. Отследить, что понято и на каком уровне

  2. Обеспечить закрепление полученных знаний

  3. Способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания

  4. Развитие самостоятельности

Приемы

Исследование по отдельным вопросам темы

Деятельность педагога и учащихся

  1. Ученики своими словами выражают мысли, анализируют собственные мыслительные операции чувства

  2. Соотносят новую информацию со старой

  3. Используют знания, полученные на стадии осмысления

Конспект урока


I этап «Вызов»



П. Тема нашего урока «Анализ отрывка из романа и. С. Шмелева «Лето Господне». Перед вами лежат листы с напечатанными текстами. Название «Праздники. Великий пост. Чистый понедельник».

Что вы можете сказать о тексте, судя по заголовку?

У. Речь пойдет о религиозном празднике, а также о Великом посте.

П. Что вы скажете об авторе романа Иване Сергеевиче Шмелеве? Подсказывает вам что-нибудь его имя?

У. Он писал о русской жизни, о Боге, о религиозных праздниках. Это русский писатель.

П. Понимаете ли вы значение слов «Великий пост», «чистый понедельник»?

У. Я думаю, что пост - это время, когда запрещено есть мясное, «чистый понедельник» и называется чистым, что все, наверное, моются и все моют.

П. О чем же пишет И. С. Шмелев?

У. Может быть, Шмелев пишет о том, что можно есть в пост, как проходит праздник, что можно, а что нельзя делать в пост.

П. Итак, больше мы ничего не можем сказать ни о тексте, ни о его создателе.

II этап занятия «Чтение и осмысление текста»


П. Перед вами текст. Вы работаете над составлением двухчастного дневника.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни…по-мни…это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест…Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатками - и мне велели надеть курточку с продранными локтями …В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками - щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной…Мороженая клюква сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, ….пастила рябиновая, постный сахар -лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва…А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… А кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещенье с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья с кусочками …икры, с маринованными огурчиками, …а моченые яблоки по воскресеньям , а талая, сладкая- сладкая «рязань», а грешники с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!... И почему все такие скучные? Ведь все-другое, и много, так много радостного.

Учащиеся работают над составлением двухчастного дневника.


Ключевые фразы, мысли, идеи автора

Мои вопросы, комментарий

Благовест

Почему колокол называется благовест?

По грешной душе плачет

По-мни

Благовест плачущий и зовущий?

Колокол жалостный?

Почему колокол может плакать по грешной душе?

Что такое грешная душа?

Это душа, которая совершила грех.

Кто должен помнить?

О чем должен помнить?

О чем плачет и куда зовет Благовест?

В затрапезных платьях

Расхожие тарелки, великопостные

Не скоромиться. Скоромное.

Котлеты с шепталой

Кресты на Крестопоклонной

Пастила рябиновая

Постный сахар

Кутья с мармеладом. «Коливо»

Белый кисель

Кулебяка с вязигой.

Калья

Сладкая - сладкая «рязань»

Не понятно значение прилагательного

Что такое расхожие?

Великопостные, значит, из них можно есть в Великий пост

Не ест мясо.

То такое кресты на Крестопоклонной?

Почему сахар постный?

Не понятны названия русских блюд.

Беседа по вопросам, записанным в двухчастном дневнике.

Примерные ответы на вопросы.

П. Благовест - колокольный звон.

Благовест, Благовещение - однокоренные слова, обозначающие по сути благую весть. Благо - процветание, преуспевание, счастье, блаженство, добро.

В затрапезных платьях - в простых, скромных платьях, сшитых из дешевой материи, называвшейся затрапеза по фамилии основателя Ярославской Большой мануфактуры, где она выпускалась.

Расхожие тарелки - находящиеся в постоянном употреблении.

Скоромное - постное, исключающее мясо. Перед праздником Пасхи был самый большой пост, поэтому и назывался Великим. В эти дни нельзя было не только есть мясо, яйца, молоко, но и запрещено было обижать людей, раздражаться, надо было отказываться от удовольствий и развлечений.

Поститься - значить учиться подчинять, покорять, заставлять слушаться в себе то, что «мне хочется», тому, «что я должен».

Шмелев с любовью пишет о простых, но дорогих его сердцу вещах: подробно рисует картины русского старинного быта. Писатель так ярко их изображает, что кажется будто ты сам присутствуешь в той семье, ощущаешь ароматы, чувствуешь вкусы неведомых нам кушаний. Узнать значения слов, записанных вами, поможет нам словарь В. И .Даля.

Учащиеся работают со словарями.

Шептала - сушеные персики, привозимые из Азии

Рязань - моченые яблоки, привозимые по зимнему пути

Вязига - сухожилие из красной рыбы, связки, лежащие вдоль хребта, особенно шла в пироги.

Калья - род борща, похлебка на огуречном рассоле, с огурцами, со свеклой, с мясом, а в пост с рыбой, икрой; похлебка из икры с солеными огурцами.

Кутья - каша с изюмом, из обдирного ячменя, риса, из толстой крупы, приносимая в церковь при поминках, подаваемая за упокойным столом.

Коливо - поминальная кутья, каша из пшеницы, либо из полбы, рису с изюмом (полба - колосовое растение между пшеницей и ячменем)

Белый кисель - кисель, сваренный из овса.

Постный сахар - сахар, сваренный на фруктовом сиропе.

Этап «Рефлексия»

П. Что вы можете сказать о герое этого фрагмента?

У. Это мальчик, у которого радуется душа в ожидании светлого праздника. Все окружающее ему дорого, ему все нравится, он не понимает, «почему все такие скучные. Ведь все другое, и много, так много радостного».

П. Для чего же И. С. Шмелев создал это произведение? Что оно дает нам, современным читателям?

У. Автор рассказывает нам очень подробно о русском старинном быте, о подготовке к празднику, о верности традициям, обычаям, чтобы мы не забывали о своих национальных корнях, чтобы мы почувствовали этот мир добра, любви, радости, светлый мир православных праздников.

П. Да, И.С. Шмелев писал только о России, и «среди русских писателей был самым русским». Так о нем сказал поэт двадцатого века К. Бальмонт. Читая произведения Шмелева, мы чувствуем красоту русского слова, ощущаем тоску по утраченной России с ее добрыми традициями.

Домашнее задание

Написать творческую работу на тему: «Картины русской жизни в произведении И. С. Шмелева »


Конспект урока русского языка Текст с точки зрения лингвокультурологии. Анализ отрывка из романа И. С. Шмелева «Лето Господне» (5 класс)

© 2010-2022