Употребление деепричастий. Морфологический разбор деепричастий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: Употребление деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о деепричастии;

Способствовать развитию умения употреблять деепричастия в речи, производить морфологический разбор деепричастий, развитию творческих способностей учащихся; формированию способности анализировать ситуацию, делать выводы;

воспитывать любовь и уважение к близким, развивать чувства сопереживания и сострадания.

Оборудование: интерактивная доска, учебники, тетради, раздаточный материал.

Межпредметные связи: искусство, литература, самопознание.

  1. Орг.момент.

  2. Ввод в тему:- Назовите самого близкого родного вам человека.

- Кто же это? (Мама).

- Да, мама занимает в нашей жизни совершенно особое, исключительное место. Она всегда разделит с нами боль и радость. Она посвящает свою жизнь детям, и они должны отвечать ей тем же. Но всегда ли это у нас получается? И что мы должны сделать, чтобы глаза матери, душа, сердце всегда светились добротой, спокойствием, счастьем? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.

3. Записываем число и тему урока.

А.. Работа над картиной.

- Давайте рассмотрим картину Ф. Решетникова «Опять двойка».

Как вы думаете, почему она так называется? Попробуйте описать состояние матери, используя деепричастия (работа в парах). Самоконтроль, выставление оценок в ведомость.

Б. Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр.97-98. Рассмотрим порядок морфологического разбора деепричастия. (Читают в учебнике порядок морфологического разбора).

Задание: Произвести морфологический разбор с 2 словами из приведенных предложений.

Взаимоконтроль, выставление оценок в ведомость.

В. Направленное чтение.

- А теперь я предлагаю вашему вниманию рассказ-исповедь Е.Ауербаха «Я поздно понял…», которую мы будем читать по частям, а вы внимательно слушайте и предлагайте свой варианты продолжения текста.

Я поздно понял…

Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Её все любили. А она любила меня, для меня жила и работала.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Она работала, я учился. Мама мечтала, что у меня будет сильный характер и что я буду писателем.

Так было до девятого класса. Тут меня как будто подменили. Я стал вести самостоятельную жизнь: поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза.

После школы в институт не попал и пошёл работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.

Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я этого не замечал, вернее не хотел замечать.

Так прошёл год. Наступил май, третьего я уехал с ребятами за город и забыл оставить матери записку, что не приеду ночевать. Домой я пришёл четвёртого, но её не застал: она умерла, когда в квартире никого не было.

С компанией я сразу порвал и, не бросая работу, стал готовиться к экзаменам. Осенью поступил в институт, где познакомился с Олегом, серьёзным и добрым парнем. Я рассказал ему всё о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил её и потерял.

Выслушав меня, Олег сквозь зубы процедил: «Подлец!». А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, - это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.

Г.. Беседа по содержанию текста.

- Кто главные герои рассказа?

- Какие взаимоотношения у матери и сына?

- Почему рассказ называется исповедью?

- Какую вину чувствует сын?.

- Сравните содержание картины и рассказа, что общего, какая тема объединяет эти произведения?

Д.Развитие речи.

Задание к тексту: 1 группа - составить рассказ о прошлом героя;

2 группа - составить рассказ о жизни героя в настоящее время.

Употребить деепричастия, использованные в тексте и подобранные самостоятельно.

Е. Чтение рассказов. Взаимоконтроль, выставление оценок в ведомость

Ж. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, как сложилась судьба героя? Предскажите его будущее.

- Всегда ли дети относятся уважительно по отношению к матери?

З. Связь с жизнью.

- Мы знаем, как богато и щедро сердце матери. Она знает все о нас, наших предпочтениях и желаниях. А что знаем мы о своей маме? Можете ли вы ответить на вопросы: что мама любит больше всего, что огорчает маму, какое её заветное желание?

4. Итог урока.

А. «Дневник двойной записи»

- В форме дневника попробуем выразить свое отношение к изученному содержанию рассказа - исповеди.

Что не понравилось в рассказе

Вывод

Взаимоконтроль, выставление оценок в ведомость

Б.- Возвращаясь к деепричастиям, мы можем отметить, что употребление деепричастий в речи делает действие более конкретным, точным. В устной речи деепричастия встречаются реже, чем в письменной.

В. Цитата В. Сухомлинского: «Нет любви сильнее материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских».

Объясните, как вы понимаете цитату В.Сухомлинского. Дополните цитату, введя в текст деепричастия.

Взаимоконтроль, выставление оценок в ведомость

5. Домашнее задание.

Написать письмо или тезисы самому себе, используя деепричастия: «Что я хотел бы изменить в своих отношениях с родителями, особенно с матерью».

6. Оценки, подведение итоговой оценки по ведомости урока.






Ведомость оценок


ФИ учащихся

1.

Описание картины

2.

Морфоло-гический разбор деепричастия

3.

Рассказ

4.

Дневник

5.

Дополнить цитату

Всего:5

1.Абрамов Виктор

5

4

5

5

4

5

2.Бирюков Петр

4

4

4

4

4

4

3.Быков Денис

4

5

5

4

4

4

4.Романюк Дмитрий

4

5

5

5

5

5

5.Слесаренко Олеся

5

5

4

5

5

5

6.Савина Юлия и тд.

5

3

3

4

4

4

Самоанализ урока

Предмет: русский язык

Класс : 7

Тема урока: Употребление деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о деепричастии;

способствовать развитию умения употреблять деепричастия в речи, производить морфологический разбор деепричастий, развитию творческих способностей учащихся; формированию способности анализировать ситуацию, делать выводы;

Воспитывать любовь и уважение к близким, развивать чувства сопереживания и сострадания.

В классе 12 учащихся, все успевают по предмету. 2 учащихся имеют за четверть «5», 7 - «4», 3 учащихся - «3».

Урок является завершающим по теме «Деепричастие». Для содержательности урока и насыщения воспитательным потенциалом в урок включен художественный текст, по которому проходит речевая тема «Мама».

Класс со средними возможностями, часть учащихся медленно включается в работу, поэтому первый этап урока - нестандартный ввод в тему, который позволяет учащимся психологически настроиться на урок, плавно подойти к теме.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на одном из этапов включена картина Ф. Решетникова «Опять двойка», по которой учащиеся описывают состояние матери, используя деепричастия.

По учебнику учащиеся рассматривают план разбора деепричастий. Морфологический разбор производят со своими деепричастиями, приведенными выше. Работа осуществляется в паре, где сильный ученик помогает слабому.

Направленное чтение текста (творческая работа с тексом) по частям дает возможность каждому проявить свое чутье, фантазию, активизирует внимание и интерес к тексту.

Работа над текстом делится на 2 части. 1. Беседа по содержанию текста. (Вопросы нравственного характера.) 2. Составление рассказов: «Рассказ о прошлом героя», «Жизнь героя в настоящее время». (Развитие творческих способностей учащихся). Цель данной работы - употребить деепричастия, использованные в тексте и подобранные самостоятельно.

Проблемный вопрос о том, как поступили бы они в одной из ситуаций героя рассказа, позволяет связать историю художественного текста с жизнью, заставляет учащихся задуматься, сделать выбор, объяснить его.

Итог урока подводится в форме «Дневника двойной записи», где учащиеся выражают свое отношение к событиям и герою в произведениях живописи и литературы. Эта работа позволяет поддерживать высокий эмоциональный тон урока, дает возможность высказаться каждому ученику.

Заключительное слово учителя звучит цитатой В.Сухомлинского, которую дополняют учащиеся.

Для повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке я использовала следующие методы обучения: диалогические формы обучения (беседы, обсуждения); проблемные ситуации (работа с текстом), наглядный, демонстрационный материал (картина Решетникова, чтение текста посредством частичного его открытия), сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;

совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности); создание ситуации успеха на уроке; анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; поощрение учащихся;

Контроль осуществляется в виде самоконтроля и взаимоконтроля после этапов урока, результаты заносятся учащимися в ведомость и в конце урока подводится итог: оценки за каждый этап суммируются и делятся на количество этапов, полученный результат - оценка за урок. Учащиеся этого класса активно участвуют в подсчете баллов, объективны к себе и товарищам.

Домашнее задание является логическим завершением урока: ученик должен пронести содержательную сторону урока через себя, подумать наедине с собой о том, как он ведет себя по отношению к матери, и в виде правил или в форме письма к самому себе оформить работу. Домашнее задание творческое, нацеленное на учащихся с низкой и высокой мотивацией. Многие учащиеся любят оформлять творческие работы в отдельные книжечки, раскрашивая и оформляя их рисунками.

Урок цели достиг. Задачи, поставленные перед учащимися, выполнены.



© 2010-2022