Урок развития речи по картине К. Ф. Юона

Урок развития речи по картине Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень».        Цели урока: 1) обучающая –  научить точно, правдиво и ярко описывать предметы вводимыми в текст словами и словосочетаниями; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в  работах;                                 2) воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, литературе, живописи, музыке;                                 3) развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употребление в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.         Тип урока: урок развития речи.       Форма: практикум.       Методы и приёмы: эвристический, беседа, творческая работа.       Теория русского языка:       описание, контраст, имя прилагательное, пейзаж, репортаж.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по картине Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». - 2 часа.

Эпиграф. «Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года».

(А. С. Пушкин)

Цели урока: 1) обучающая - научить точно, правдиво и ярко описывать предметы вводимыми в текст словами и словосочетаниями; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах;

2) воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, литературе, живописи, музыке;

3) развивающая - развивать внимательное отношение к значению слов и их употребление в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Тип урока: урок развития речи.

Форма: практикум.

Методы и приёмы: эвристический, беседа, творческая работа.

Теория русского языка:

описание, контраст, имя прилагательное, пейзаж, репортаж.

Оборудование:

- репродукция с картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

- выставка книг (пословицы, поговорки, загадки, стихи) на тему

«Весна».

-музыкальные произведения: «Утро» Э. Грига, «Времена года» П.И.Чайковского

На доске стихотворение Н. Брауна.

Странички репортёра, листы с текстами для учащихся.

Конспект урока.

I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися (пейзаж, своеобразие описания картины).

- Цели и задачи (создание мотивации, активизация знаний учащихся).

Звучит музыка. П.И.Чайковский «Времена года».

За окном последние дни зимы, природа готовится к пробуждению. Скоро-скоро побегут ручьи, защебечут птицы, набухнут почки на деревьях. Да и нам с вами уже так хочется тепла и новых ощущений… Всё готовится к встрече красавицы Весны. Эпиграф. Запишите эпиграф.(слайд № 8)

Какое настроение передалось вам при просмотре иллюстраций и прослушивании музыки?

Вот поэтому на сегодняшнем уроке мы и обращаемнися к картине замечательного пейзажиста К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». Нам с вами необходимо будет собрать и систематизировать материал к сочинению в форме репортажа для цикла передач «Времена года». В этом году мы уже выполняли подобные виды работ. Давайте вспомним, ребята, в чём заключаются особенности репортажа и какого вообще лексическое значение этого слова.

Итак, страничка словаря на уроке. (слайд № 9)

Репортаж - 1.Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, на радио, по телевидению). Репортаж о футбольном матче и т.д.

2.Работа корреспондента, пишущего такие сообщения. Заниматься репортажем.

Как раз на сегодня вы все и зачисляетесь в штат сотрудников программы «Времена года».

А теперь давайте вспомним особенности жанра сочинения в форме репортажа.

(Яркость, неординарность, необычное начало, интересные факты, привлекающие внимание слушателей, читателей, форма интервью и т.д.)

Вот обращение к картине Юона «Конец зимы. Полдень» и будет одним из необычных, ярких приёмов вашего репортажа. А чтобы вы уж совсем почувствовали себя настоящими журналистами на задании, получите специальные блокноты.

Кто же он Юон?

Сообщение о пейзажисте Юоне. (слайд №10-15-портрет, его работы)

(несколько слов о художниках-пейзажистах в общем, подробнее о Юоне)

Константин Фёдорович Юон (1875 - 1958) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего К. Ф. Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса - всё это предстаёт на полотнах К. Ф. Юона. Его картины «Волшебница зима», «Весенний солнечный день», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

II. Беседа по картине- закрепление.

Вопросы :

- Что такое пейзаж?

Словарь: пейзаж, пейзажист, репродукция, картина, палитра.

(слайд № 16)

- Как вы считаете, что легче описать: вещи, предметы, которые вы видели, или картину? Почему?

- Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать?

- А какая часть речи помогает нам описывать признаки предметов более точно и ярко?

- Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?

- Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

- Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? Почему она так названа?

- Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника?

- Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику? На что решился живописец, чтобы снег оказался хорошо освещённым? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?

III. Межпредметные связи.

- Работа с другими иллюстрациями.

- Прослушивание музыкальной пьесы.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна, найдите в нём описание снега. Разве он только бел?

(слайд № 17)

Разве снег, с высот летящий Весь игольчатый с мороза,

На леса, поля и чащи, На заре он нежно-розов,

Разве он, как мёртвый мел, Он вдали, в тени, в низине

Только бел, бел, бел? Голубой и даже синий!

- А как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо?

- Какую роль в воплощении замысла играет задний план картины? Какие там преобладают краски? Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? Какой приём использовал художник?

- Понравилась ли вам эта картина? Чем?

- Рассмотрим иллюстрации, помещённые на доску, почему они оказались рядом с картинами Юона? Что объединяет всю выставку?

- А сейчас мы послушаем пьесу Эдварда Грига. Что вы увидите, услышите? (слайд № 18-22-пейзажи)

- Что представляли вы во время прослушивания пьесы?

- Понравилась ли вам эта музыка? Чем?

- Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Грига?

- Какова связь пьесы «Утро» с эпиграфом урока? Почему А. С. Пушкин называет весну «утром года»? Как природа встречает весну?

IV. Работа со стихотворениями, пословицами и загадками о весне.

- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

- Что подмечает народ в природе с приходом весны?

- Как поэты изображают весну? Какой им видится природа?

- Какими изобразительными средствами пользуются поэты?

V. Работа по предупреждению речевых недочётов.

Задание 1: подберите синонимы к словам: художник, картина, чудесная (картина), создаёт, блестит, голубое (небо), стройные (берёзки), праздничное (настроение).

(слайд № 23)

Художник - живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина - полотно, репродукция.

(Картина) чудесная - замечательная, прекрасная.

Создает - пишет (но не описывает и не рисует)

Блестит - искрится, сверкает, сияет

(Небо) голубое - лазоревое, светло-синее.

(Березки) стройные - статные

(Настроение) праздничное - бодрое, жизнерадостное.

Задание 2: можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя?

(Снег, как цветной ковёр; белоснежный ковёр).

Задание 3: укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение?

- Как пишутся наречия, обозначающие местоположение?

( с?лев…, с?прав…, с?сзади, по?зади, в?дали, не?подалёку)

VI. Работа с текстом. (задания с дифференцированным подходом)

Далее учащиеся самостоятельно работают по карточкам («колокольчик» - «3», «полуоткрытая книга» - «4», «раскрытая книга» - «5»)

«КОЛОКОЛЬЧИК»
Вставьте пропущенные буквы.

«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

«РАСКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .

VII. Запись возможных вариантов вступления. (слайд № 24)

VIII. Составление плана. (слайд № 25)

IX. Домашнее задание. (слайд № 26,27)

Используя записи из блокнота, написать сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».


Приложение №1

Страничка из блокнота репортера


  1. Тема репортажа________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Юон________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. О картине__________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Дополнительный материал

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2


«КОЛОКОЛЬЧИК»
Вставьте пропущенные буквы.

«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

«РАСКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .


© 2010-2022