- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тестовые материалы по русскому языку (5 класс)
Тестовые материалы по русскому языку (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Баич С.В. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тестовый материал 5 класс, русский язык.
Баич Светлана Владимировна, высшая квалификационная категория
МБОУ Гимназия имени Платонова
3.1.5. Опознавать омонимы. Сопоставлять пары омонимов.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Слово, которое не является омонимом:
глаз
ключ
норка
печь
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Слово, которое является омонимом:
гроза
стена
коса
пища
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Слово, которое является омонимом:
друг
кисть
мох
ложь
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Слово, которое является омонимом:
маска
гром
ворон
стопа
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Слово, которое не является омонимом:
стан
крест
лист
брак
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором все слова - омонимы:
лужа, волна, скрип
коса, настроить, молния
мир, дождь, одежда
точка, цифра, хлеб
3.1.6. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Словосочетание, которое является фразеологизмом:
золотые зубы
деревянный стол
золотые руки
овсяная каша
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Словосочетания, которые не являются фразеологизмами:
разгорелись дрова
медвежья услуга
волчий аппетит
медвежья берлога
волчий хвост
разгорелись глаза
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Словосочетание, которое не является фразеологизмом:
повесить нос
вытереть нос
задрать нос
водить за нос
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глагол «приходить» образует фразеологический оборот со словом:
в школу
в голову
к другу
учиться
5. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
Слово-отгадка для загадки: « Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают.» - это…
Правильный вариант ответа:
6. Задание повышенного уровня
Задание: Соответствие между фразеологическим оборотом и фразеологизмом-синонимом:
работать с огоньком набрать в рот воды
упасть духом повесить нос
со всех ног
засучив рукав
язык проглотить сломя голову
Раздел «Морфология»
4.1.1 Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение имени существительного, его синтаксическую роль
1. Задание базового уровня
Задание: Дополните
Часть речи, имеющая общее грамматическое значение «предмет» называется…..
Правильный вариант ответа:
2. Задание базового уровня
Задание: Дополните
В предложении имя существительное чаще всего бывает…
Правильный вариант ответа:
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором все слова - существительные
темнота, помолодеть, снег
бег, синева, молодость
плавание, ходьба, успешный
мой, тишина, холод
4. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
Часть речи, которая имеет разнообразные лексические значения: названия конкретных предметов, лиц, вещей, явлений природы, действий и признаков, - это …
Правильный вариант ответа:
5. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
В предложении: «Город украшает парк.» - подлежащим является слово…
Правильный вариант ответа:
6. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
В предложении: «Город украшает парк.» - дополнением является слово…
Правильный вариант ответа:
4.1.2 Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Неодушевлённые существительные:
лист
птица
ящерица
кукла
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Существительное пишется с заглавной буквы, являясь именем собственным, в выражении:
вспахать землю
Земля - это одна из планет
везде виднелись груды сырой земли
земля здесь плодородная
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Существительное пишется с заглавной буквы, являясь именем собственным, и при этом заключается в кавычки в словосочетании:
пёс барбос
друг мой борька
пароход надежда
планета юпитер
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Все существительные нарицательные в ряду слов:
высокая рябинка, молодая осинка, ансамбль берёзка
утренняя заря, ранний восход, прекрасный закат
наступил рассвет, кинотеатр рассвет, туманный рассвет
птица орёл, корабль орёл, город орёл
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Все существительные собственные в ряду слов:
приехать в тулу, плыть по дону, гулять с олей
бушующий океан, побывать в париже, посетить столицу
приехать в лондон, плавать по волге, розовый фламинго
купаться в днепре, гулять по парку, прозрачное озеро
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Все имена существительные собственные, которые заключаются в кавычки, в ряду слов:
комедия Женитьба, теплоход Георгий Жуков, журнал Лиза
кинотеатр Балтика, девочка Света, озеро Онтарио
клуб Шахматист, богиня Афина, повесть Степь
рассказ Муму, остров Таити, поэт Светлов
4.1.3. Определять род и число имён существительных. Распознавать имена существительные общего рода, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа и форму только единственного числа. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Имя существительное общего рода…
непоседа
детёныш
разочарование
школьница
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Имя существительное общего рода…
красавица
умница
певица
лисица
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Существительное женского рода:
дождь
вождь
дрожь
корабль
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Общий признак у слов: «макароны, очки, брюки, щипцы»:
имена существительные общего рода
имена существительные 1 склонения
имена существительные, имеющие форму только множественного числа имена существительные собственные
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Общий признак у слов: «нефть, рис, молоко, любовь»:
имена существительные, имеющие форму только множественного числа
имена существительные, имеющие форму только единственного числа
имена существительные общего рода
имена существительные несклоняемые
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Множественное число у существительного «брюки» является морфологическим признаком:
постоянным
непостоянным
4.1.4 Определять тип склонения. Распознавать разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Имена существительные 1 склонения
дорога
поля
синева
облака
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Имена существительные 3 склонения
лошадь
камыш
дождь
раздолье
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Имя существительное склоняемое
домино
кимоно
кино
полотно
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Общий признак у слов « пламя, время, путь, имя»:
имена существительные 1 склонения
имена существительные, имеющие форму только единственного числа
разносклоняемые имена существительные
несклоняемые имена существительные
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Общий признак у слов « пенальти, пони, ателье, жюри»:
имена существительные, имеющие форму только единственного числа
имена существительные, имеющие форму только множественного числа
несклоняемые имена существительные
разносклоняемые имена существительные
6. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
Имена существительные «племя, пламя, вымя, семя, имя» во всех формах единственного числа, кроме формы именительного и винительного падежа, имеют суффикс …
Правильный ответ:
4.1.5 Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение имени прилагательного, его синтаксическую роль. Определять род, число и падеж имён прилагательных. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Выберите имена прилагательные
кроха
крошечный
крошить
беглый
крушина
бег
бегать
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Выберите имена прилагательные
стойкий
стойкость
чувственный
стойка
чувство
чувствовать
чувствительный
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Прилагательное, в правописании окончания которого допущена ошибка
тяжёлая ведро
сладкая конфета
тёплая погода
дорогая вещь
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Прилагательное, в правописании окончания которого не допущена ошибка
летнию кофту
ласковово котёнка
лёгкай накидки
зимнего вечера
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Категория рода у имён прилагательных является морфологическим признаком:
постоянным
непостоянным
6. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
В предложении: «С наступлением тепла распустилась берёза, а на раннюю иву прилетела пчела.» - определением является слово…
Правильный ответ:
4.1.6 Распознавать полные и краткие прилагательные. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Находить орфограмму в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названной орфограммой (правописание кратких прилагательных с основой на шипящую)
1. Задание базового уровня
Задание: Дополните
Имена прилагательные, имеющие краткую форму, отвечают на вопросы….
Правильный ответ:
2. Задание базового уровня
Задание: Дополните
Краткие имена прилагательные изменяются по родам и …
Правильный ответ:
3. Задание базового уровня
Задание: Дополните
Краткие имена прилагательные в предложении чаще всего бывают…
Правильный ответ:
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Краткие имена прилагательные есть в предложении:
Короткие каникулы быстро пролетели.
Коротки дни зимой.
Иглы у ели короткие.
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Мягкий знак не пишется в словах:
хорош…
мяч…
могуч…
крыш…
сушиш…
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Краткое прилагательное в предложении: «Новая грамматическая тема очень трудна» - является:
определением
дополнением
сказуемым
обстоятельством
4.1.7. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение глагола, его синтаксическую роль. Распознавать неопределённую форму глагола.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глаголы, не имеющие значения «нахождение где-либо»:
находиться
располагаться
переключить
пролегать
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глаголы, не относящиеся к глаголам речи:
произнести
сказывать
убеждать
сомневаться
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глагол в предложении: «Шофёр резко остановил машину» - является:
подлежащим;
дополнением;
сказуемым;
обстоятельством.
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Слова, которые являются глаголами:
перемещение
перемещающийся
перемещаться
переменный
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Слова, которые являются неопределённой формой глагола:
беречь
рисуешь
отрежь
пустошь
думать
горюч
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Словосочетание, в котором отсутствует глагол:
прыгать на батуте
пробежать километр
прыжок с трамплина
прыгай высоко
4.1.8. Определять род, число и время глаголов
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором глагол стоит в прошедшем времени:
А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно.
Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят.
Солнце жгло.
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Непостоянными признаками глагола являются:
род
возвратность
спряжение
время
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором глагол стоит в будущем времени:
А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно.
Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят.
Молчали мы каждый о своем.
4. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
Глаголы изменяются по родам в …
Правильный ответ:
5. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
Род, число и время - это … морфологические признаки глагола.
Правильный ответ:
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...
мужского рода
среднего рода
женского рода
4.1.9. Находить орфограмму в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названной орфограммой ( буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения)
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глаголы, которые не относятся к 1 спряжению:
слушать
петь
загнать
купаться
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глаголы, которые не относятся ко 2 спряжению:
лепить
чистить
оформить
брить
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву И:
бре..м
се..м
слыш..шь
шага..те
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Гласная и в безударном личном окончании глагола пишется:
А) он выскоч…т 1) А, Б, Г
Б) ты подар…шь 2) А, Б, В
В) вы постел…те 3) В, Г
Г) мы удерж…м 4)А, Б
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Гласная е в безударном личном окончании глагола пишется:
А) он обид…т 1) А, Б
Б) ты хохоч…шь 2) А, Б, В
В) вы пиш…те 3) В, Г
Г) мы бормоч…м 4) Б, В, Г
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глаголы, в которых на месте пропуска следует написать букву у(ю):
танцу…т
дыш…т
бле…т
довод…т
хохоч…т
включ…т
4.1.10 Находить орфограмму в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названной орфограммой (правописание окончаний глаголов. Правописание тся и ться в глаголах. Мягкий знак после шипящих)
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву е:
люб..те
ход..м
та..т (оттаять)
завис..шь
2. Задание базового уровня
Задание: Дополните
В предложении: «Дом (1)строит_ся давно и будет (2)строит_ся еще не меньше полугода» - мягкий знак не ставится в …. слове:
Правильный ответ:
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Мягкий знак пишется в глаголе:
надумала трудит…ся
вам дремлет…ся
приходит…ся решать
не годит…ся портить
4. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
В предложении: «Он хорошо (1)учит…ся, потому что ему (2)нравит…ся (3)учит…ся.» - мягкий знак ставится в …. слове:
Правильный ответ:
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
После буквы Ч пишется Ь в слове:
тягуч..
сыч..
без передач..
слеч..
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
После буквы Ч не пишется Ь в слове:
богач..
испеч..
пустош..
пустиш..
5. Раздел «Синтаксис и пунктуация»
5.1.1. Распознавать словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании. Определять границы предложений и способы их передачи в письменной речи. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Не является словосочетанием:
около дома
ярко светит
я рисую
мой мир
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Пара слов, которая является словосочетанием:
лес прохладен
вокруг стола
чёрной полосой
не пылает, не горит
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение вопросительное:
Звёзды смотрят на тебя
Как обидно
Не видал ли где на свете ты царевны молодой
Я жених её
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Верно выделено главное слово в словосочетании:
x
думать о лучшем
x
лучший игрок
x
улучшить положение
x
читать лучше
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Побудительное, невосклицательное предложение:
Ветер внезапно пролетел и промчался.
Воздух дрогнул кругом.
Уж не гроза ли?
Выходите на улицу.
Вы выходите из оврага.
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Повествовательное, невосклицательное предложение:
Бабушка, постой немножко!
Расскажи мне об этом писателе.
Ты выполнил это упражнение?
В лучах утреннего солнца загораются капли росы.
5.1.2. Находить грамматическую основу предложения. Распознавать предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Правильно оформлять предложения в соответствии с названным в теме пунктуационным правилом.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Главные члены в предложении: «Люди называют синицу сторожем наших садов»:
люди называют
называют синицу
сторожем называют
люди называют синицу
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором грамматическая основа состоит из одного члена:
Большой вред жучки наносят садам.
Возьмёшь яблоко, разломишь и увидишь червяка.
Они грызут листья, портят плоды.
Синица - сторож наших садов.
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:
На дороге дожидались их сани.
На дворе увидел я дорожную телегу.
Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику.
Жизнь армейского офицера всем известна.
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:
Никто в доме не знал о предположенном побеге.
На дороге дожидались их сани.
Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику.
Жизнь армейского офицера всем известна.
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором более одной грамматической основы:
Книги - добрые, умные и верные друзья.
Слетелись утром вдруг галчата, воробушки, стрижи и воронята и начали щебетать.
Кошка вскочила на подоконник, когда увидела приближающуюся собаку.
Придёт зима и совсем неожиданно накроет лисью нору глубоким снежным сугробом.
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором надо поставить два тире:
Поэзия Пушкина любима нами с детства.
Михаил Васильевич Ломоносов первый русский академик.
Ученье свет, а неученье тьма.
Книги добрые, умные и верные друзья.
5.1.3 Распознавать предложения распространённые и нераспространённые. Определять виды второстепенных членов и способы их выражения.
1. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Нераспространённое предложение:
Торопимся на остановку.
Убежало молоко.
Хочу пойти в кино.
На улице дождь.
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Распространённое предложение:
Оля, подумай.
Сын, сходи в магазин.
Расцвели фиалки.
Мороз.
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором присутствуют все второстепенные члены:
Охотничий закон запрещает убивать лебедей.
Смотрю в окно на тёмный город.
Дедушка приедет со дня на день.
Солнышко пригрело, утки устроились на отмели.
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором выделенное слово является определением:
В ванной было просторно и тепло.
Кот прыгнул на уютный диван и уснул.
Крупные капли дождя падали и громко стучали по подоконнику.
Яйцо было сварено вкрутую.
5. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором выделенное слово является дополнением:
Я с радостью думал о предстоящем разговоре с родителями.
Паук дремал в углу посреди большой паутины.
Больше всего на свете мальчик любил сказки.
Охотничий закон запрещает убивать лебедей.
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение, в котором выделенное слово является обстоятельством:
Платье в горошек очень всем нравилось.
Солдаты шли ровным строем.
Дети были довольны праздничным вечером.
Крыши домов были покрыты снегом.
5.1.4. Опознавать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с повторяющимися союзами, с обобщающим словом).
Правильно оформлять предложения с однородными членами в соответствии с пунктуационными нормами и правилами.
1. Задание базового уровня
Задание: Дополните
Слово деревья в предложении « В нашем лесу растут разные деревья: и липы, и клёны, и берёзы, и дубы» называется…
Правильный ответ:
2. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Предложение с обобщающим словом:
Меня привлекали книги картины мир театра.
Ребята отправились не за грибами а за ягодами и цветами.
Разные грибы становились трофеями наших ребятишек подосиновики сыроежки лисички.
Завтра мы обязательно отправимся или в театр или в музей.
3. Задание базового уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Однородными членами предложения могут быть:
любые члены предложения
только главные члены предложения
только второстепенные члены предложения
подлежащие и дополнения
4. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Правильный вариант расстановки запятых в предложении «И поле (1) и лес (2) и луг (3) вдоль реки (4) были покрыты снегом»:
1,2,3,4
1,2
1,2,4
1,2,3
5. Задание повышенного уровня
Задание: Дополните
В предложении «Хороши все времена года и зима и весна и лето и осень» надо поставить…. знаков препинания.
Правильный ответ:
6. Задание повышенного уровня
Задание: Отметьте правильный ответ
Две запятые нужно поставить в предложении:
Пёс и кот канарейка и черепаха были полноправными обитателями этого дома.
Мальчики и девочки с вёдрами и корзинами пошли по дорожке и постепенно скрылись из глаз.
Солнце играло на лепестках цветов и на поверхности пруда и на листьях старого клёна.
Крыши тротуары мостовые деревья блестели от дождя.