Тестовые материалы по русскому языку (5 класс)

Тестовые материалы по русскому языку для итогового тестирования на базовом и профильном уровне позволят проверить усвоение материала 5 класса по любым учебникам. Большое количество тестовых заданий дает возможность разделить весь материал на несколько вариантов. Задания построены в соответствии с требованиями ФГОС для онлайн-тестирования.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тестовый материал 5 класс, русский язык.

Баич Светлана Владимировна, высшая квалификационная категория

МБОУ Гимназия имени Платонова

3.1.5. Опознавать омонимы. Сопоставлять пары омонимов.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Слово, которое не является омонимом:

глаз

ключ

норка

печь

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Слово, которое является омонимом:

гроза

стена

коса

пища

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Слово, которое является омонимом:

друг

кисть

мох

ложь

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Слово, которое является омонимом:

маска

гром

ворон

стопа

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Слово, которое не является омонимом:

стан

крест

лист

брак

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором все слова - омонимы:

лужа, волна, скрип

коса, настроить, молния

мир, дождь, одежда

точка, цифра, хлеб

3.1.6. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Словосочетание, которое является фразеологизмом:

золотые зубы

деревянный стол

золотые руки

овсяная каша

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Словосочетания, которые не являются фразеологизмами:

разгорелись дрова

медвежья услуга

волчий аппетит

медвежья берлога

волчий хвост

разгорелись глаза

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Словосочетание, которое не является фразеологизмом:

повесить нос

вытереть нос

задрать нос

водить за нос

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глагол «приходить» образует фразеологический оборот со словом:

в школу

в голову

к другу

учиться

5. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

Слово-отгадка для загадки: « Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают.» - это…

Правильный вариант ответа:

6. Задание повышенного уровня

Задание: Соответствие между фразеологическим оборотом и фразеологизмом-синонимом:

работать с огоньком набрать в рот воды

упасть духом повесить нос

со всех ног

засучив рукав

язык проглотить сломя голову

Раздел «Морфология»

4.1.1 Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение имени существительного, его синтаксическую роль

1. Задание базового уровня

Задание: Дополните

Часть речи, имеющая общее грамматическое значение «предмет» называется…..

Правильный вариант ответа:

2. Задание базового уровня

Задание: Дополните

В предложении имя существительное чаще всего бывает…

Правильный вариант ответа:

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором все слова - существительные

темнота, помолодеть, снег

бег, синева, молодость

плавание, ходьба, успешный

мой, тишина, холод

4. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

Часть речи, которая имеет разнообразные лексические значения: названия конкретных предметов, лиц, вещей, явлений природы, действий и признаков, - это …

Правильный вариант ответа:

5. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

В предложении: «Город украшает парк.» - подлежащим является слово…

Правильный вариант ответа:

6. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

В предложении: «Город украшает парк.» - дополнением является слово…

Правильный вариант ответа:

4.1.2 Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Неодушевлённые существительные:

лист

птица

ящерица

кукла

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Существительное пишется с заглавной буквы, являясь именем собственным, в выражении:

вспахать землю

Земля - это одна из планет

везде виднелись груды сырой земли

земля здесь плодородная

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Существительное пишется с заглавной буквы, являясь именем собственным, и при этом заключается в кавычки в словосочетании:

пёс барбос

друг мой борька

пароход надежда

планета юпитер

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Все существительные нарицательные в ряду слов:

высокая рябинка, молодая осинка, ансамбль берёзка

утренняя заря, ранний восход, прекрасный закат

наступил рассвет, кинотеатр рассвет, туманный рассвет

птица орёл, корабль орёл, город орёл

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Все существительные собственные в ряду слов:

приехать в тулу, плыть по дону, гулять с олей

бушующий океан, побывать в париже, посетить столицу

приехать в лондон, плавать по волге, розовый фламинго

купаться в днепре, гулять по парку, прозрачное озеро

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Все имена существительные собственные, которые заключаются в кавычки, в ряду слов:

комедия Женитьба, теплоход Георгий Жуков, журнал Лиза

кинотеатр Балтика, девочка Света, озеро Онтарио

клуб Шахматист, богиня Афина, повесть Степь

рассказ Муму, остров Таити, поэт Светлов

4.1.3. Определять род и число имён существительных. Распознавать имена существительные общего рода, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа и форму только единственного числа. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Имя существительное общего рода…

непоседа

детёныш

разочарование

школьница

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Имя существительное общего рода…

красавица

умница

певица

лисица

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Существительное женского рода:

дождь

вождь

дрожь

корабль

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Общий признак у слов: «макароны, очки, брюки, щипцы»:

имена существительные общего рода

имена существительные 1 склонения

имена существительные, имеющие форму только множественного числа имена существительные собственные

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Общий признак у слов: «нефть, рис, молоко, любовь»:

имена существительные, имеющие форму только множественного числа

имена существительные, имеющие форму только единственного числа

имена существительные общего рода

имена существительные несклоняемые

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Множественное число у существительного «брюки» является морфологическим признаком:

постоянным

непостоянным

4.1.4 Определять тип склонения. Распознавать разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Имена существительные 1 склонения

дорога

поля

синева

облака

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Имена существительные 3 склонения

лошадь

камыш

дождь

раздолье

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Имя существительное склоняемое

домино

кимоно

кино

полотно

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Общий признак у слов « пламя, время, путь, имя»:

имена существительные 1 склонения

имена существительные, имеющие форму только единственного числа

разносклоняемые имена существительные

несклоняемые имена существительные

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Общий признак у слов « пенальти, пони, ателье, жюри»:

имена существительные, имеющие форму только единственного числа

имена существительные, имеющие форму только множественного числа

несклоняемые имена существительные

разносклоняемые имена существительные

6. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

Имена существительные «племя, пламя, вымя, семя, имя» во всех формах единственного числа, кроме формы именительного и винительного падежа, имеют суффикс …

Правильный ответ:

4.1.5 Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение имени прилагательного, его синтаксическую роль. Определять род, число и падеж имён прилагательных. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Выберите имена прилагательные

кроха

крошечный

крошить

беглый

крушина

бег

бегать

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Выберите имена прилагательные

стойкий

стойкость

чувственный

стойка

чувство

чувствовать

чувствительный

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Прилагательное, в правописании окончания которого допущена ошибка

тяжёлая ведро

сладкая конфета

тёплая погода

дорогая вещь

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Прилагательное, в правописании окончания которого не допущена ошибка

летнию кофту

ласковово котёнка

лёгкай накидки

зимнего вечера

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Категория рода у имён прилагательных является морфологическим признаком:

постоянным

непостоянным

6. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

В предложении: «С наступлением тепла распустилась берёза, а на раннюю иву прилетела пчела.» - определением является слово…

Правильный ответ:

4.1.6 Распознавать полные и краткие прилагательные. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Находить орфограмму в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названной орфограммой (правописание кратких прилагательных с основой на шипящую)

1. Задание базового уровня

Задание: Дополните

Имена прилагательные, имеющие краткую форму, отвечают на вопросы….

Правильный ответ:

2. Задание базового уровня

Задание: Дополните

Краткие имена прилагательные изменяются по родам и …

Правильный ответ:

3. Задание базового уровня

Задание: Дополните

Краткие имена прилагательные в предложении чаще всего бывают…

Правильный ответ:

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Краткие имена прилагательные есть в предложении:

Короткие каникулы быстро пролетели.

Коротки дни зимой.

Иглы у ели короткие.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Мягкий знак не пишется в словах:

хорош…

мяч…

могуч…

крыш…

сушиш…

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Краткое прилагательное в предложении: «Новая грамматическая тема очень трудна» - является:

определением

дополнением

сказуемым

обстоятельством

4.1.7. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение глагола, его синтаксическую роль. Распознавать неопределённую форму глагола.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глаголы, не имеющие значения «нахождение где-либо»:

находиться

располагаться

переключить

пролегать

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глаголы, не относящиеся к глаголам речи:

произнести

сказывать

убеждать

сомневаться

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глагол в предложении: «Шофёр резко остановил машину» - является:

подлежащим;

дополнением;

сказуемым;

обстоятельством.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Слова, которые являются глаголами:

перемещение

перемещающийся

перемещаться

переменный

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Слова, которые являются неопределённой формой глагола:

беречь

рисуешь

отрежь

пустошь

думать

горюч

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Словосочетание, в котором отсутствует глагол:

прыгать на батуте

пробежать километр

прыжок с трамплина

прыгай высоко

4.1.8. Определять род, число и время глаголов

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором глагол стоит в прошедшем времени:

А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно.
Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят.

Солнце жгло.

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Непостоянными признаками глагола являются:

род

возвратность

спряжение

время

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором глагол стоит в будущем времени:

А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно.
Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят.

Молчали мы каждый о своем.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

Глаголы изменяются по родам в …

Правильный ответ:

5. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

Род, число и время - это … морфологические признаки глагола.

Правильный ответ:

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...

мужского рода

среднего рода

женского рода

4.1.9. Находить орфограмму в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названной орфограммой ( буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения)

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глаголы, которые не относятся к 1 спряжению:

слушать

петь

загнать

купаться

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глаголы, которые не относятся ко 2 спряжению:

лепить

чистить

оформить

брить

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву И:

бре..м

се..м

слыш..шь

шага..те

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Гласная и в безударном личном окончании глагола пишется:

А) он выскоч…т 1) А, Б, Г

Б) ты подар…шь 2) А, Б, В

В) вы постел…те 3) В, Г

Г) мы удерж…м 4)А, Б

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Гласная е в безударном личном окончании глагола пишется:

А) он обид…т 1) А, Б

Б) ты хохоч…шь 2) А, Б, В

В) вы пиш…те 3) В, Г

Г) мы бормоч…м 4) Б, В, Г

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глаголы, в которых на месте пропуска следует написать букву у(ю):

танцу…т

дыш…т

бле…т

довод…т

хохоч…т

включ…т

4.1.10 Находить орфограмму в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать слова с названной орфограммой (правописание окончаний глаголов. Правописание тся и ться в глаголах. Мягкий знак после шипящих)

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву е:

люб..те

ход..м

та..т (оттаять)

завис..шь

2. Задание базового уровня

Задание: Дополните

В предложении: «Дом (1)строит_ся давно и будет (2)строит_ся еще не меньше полугода» - мягкий знак не ставится в …. слове:

Правильный ответ:

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Мягкий знак пишется в глаголе:

надумала трудит…ся

вам дремлет…ся

приходит…ся решать

не годит…ся портить

4. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

В предложении: «Он хорошо (1)учит…ся, потому что ему (2)нравит…ся (3)учит…ся.» - мягкий знак ставится в …. слове:

Правильный ответ:

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

После буквы Ч пишется Ь в слове:

тягуч..

сыч..

без передач..

слеч..

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

После буквы Ч не пишется Ь в слове:

богач..

испеч..

пустош..

пустиш..

5. Раздел «Синтаксис и пунктуация»

5.1.1. Распознавать словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании. Определять границы предложений и способы их передачи в письменной речи. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Не является словосочетанием:

около дома

ярко светит

я рисую

мой мир

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Пара слов, которая является словосочетанием:

лес прохладен

вокруг стола

чёрной полосой

не пылает, не горит

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение вопросительное:

Звёзды смотрят на тебя

Как обидно

Не видал ли где на свете ты царевны молодой

Я жених её

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Верно выделено главное слово в словосочетании:

x

думать о лучшем

x

лучший игрок

x

улучшить положение

x

читать лучше

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Побудительное, невосклицательное предложение:

Ветер внезапно пролетел и промчался.

Воздух дрогнул кругом.

Уж не гроза ли?

Выходите на улицу.

Вы выходите из оврага.

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Повествовательное, невосклицательное предложение:

Бабушка, постой немножко!

Расскажи мне об этом писателе.

Ты выполнил это упражнение?

В лучах утреннего солнца загораются капли росы.

5.1.2. Находить грамматическую основу предложения. Распознавать предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Правильно оформлять предложения в соответствии с названным в теме пунктуационным правилом.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Главные члены в предложении: «Люди называют синицу сторожем наших садов»:

люди называют

называют синицу

сторожем называют

люди называют синицу

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором грамматическая основа состоит из одного члена:

Большой вред жучки наносят садам.

Возьмёшь яблоко, разломишь и увидишь червяка.

Они грызут листья, портят плоды.

Синица - сторож наших садов.

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

На дороге дожидались их сани.

На дворе увидел я дорожную телегу.

Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику.

Жизнь армейского офицера всем известна.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

Никто в доме не знал о предположенном побеге.

На дороге дожидались их сани.

Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику.

Жизнь армейского офицера всем известна.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором более одной грамматической основы:

Книги - добрые, умные и верные друзья.

Слетелись утром вдруг галчата, воробушки, стрижи и воронята и начали щебетать.

Кошка вскочила на подоконник, когда увидела приближающуюся собаку.

Придёт зима и совсем неожиданно накроет лисью нору глубоким снежным сугробом.

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором надо поставить два тире:

Поэзия Пушкина любима нами с детства.

Михаил Васильевич Ломоносов первый русский академик.

Ученье свет, а неученье тьма.

Книги добрые, умные и верные друзья.

5.1.3 Распознавать предложения распространённые и нераспространённые. Определять виды второстепенных членов и способы их выражения.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Нераспространённое предложение:

Торопимся на остановку.

Убежало молоко.

Хочу пойти в кино.

На улице дождь.

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Распространённое предложение:

Оля, подумай.

Сын, сходи в магазин.

Расцвели фиалки.

Мороз.

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором присутствуют все второстепенные члены:

Охотничий закон запрещает убивать лебедей.

Смотрю в окно на тёмный город.

Дедушка приедет со дня на день.

Солнышко пригрело, утки устроились на отмели.

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором выделенное слово является определением:

В ванной было просторно и тепло.

Кот прыгнул на уютный диван и уснул.

Крупные капли дождя падали и громко стучали по подоконнику.

Яйцо было сварено вкрутую.

5. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором выделенное слово является дополнением:

Я с радостью думал о предстоящем разговоре с родителями.

Паук дремал в углу посреди большой паутины.

Больше всего на свете мальчик любил сказки.

Охотничий закон запрещает убивать лебедей.

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором выделенное слово является обстоятельством:

Платье в горошек очень всем нравилось.

Солдаты шли ровным строем.

Дети были довольны праздничным вечером.

Крыши домов были покрыты снегом.

5.1.4. Опознавать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с повторяющимися союзами, с обобщающим словом).

Правильно оформлять предложения с однородными членами в соответствии с пунктуационными нормами и правилами.

1. Задание базового уровня

Задание: Дополните

Слово деревья в предложении « В нашем лесу растут разные деревья: и липы, и клёны, и берёзы, и дубы» называется…

Правильный ответ:

2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение с обобщающим словом:

Меня привлекали книги картины мир театра.

Ребята отправились не за грибами а за ягодами и цветами.

Разные грибы становились трофеями наших ребятишек подосиновики сыроежки лисички.

Завтра мы обязательно отправимся или в театр или в музей.

3. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Однородными членами предложения могут быть:

любые члены предложения

только главные члены предложения

только второстепенные члены предложения

подлежащие и дополнения

4. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Правильный вариант расстановки запятых в предложении «И поле (1) и лес (2) и луг (3) вдоль реки (4) были покрыты снегом»:

1,2,3,4

1,2

1,2,4

1,2,3

5. Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

В предложении «Хороши все времена года и зима и весна и лето и осень» надо поставить…. знаков препинания.

Правильный ответ:

6. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Две запятые нужно поставить в предложении:

Пёс и кот канарейка и черепаха были полноправными обитателями этого дома.

Мальчики и девочки с вёдрами и корзинами пошли по дорожке и постепенно скрылись из глаз.

Солнце играло на лепестках цветов и на поверхности пруда и на листьях старого клёна.

Крыши тротуары мостовые деревья блестели от дождя.


© 2010-2022