Тренинг и выступление на педсоветеИнновационная деятельность как путь саморазвития учителя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель. Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности.

Задачи.

  1. Диагностика деятельности.

  2. Осознать актуальность эмоциональной готовности участников тренинга к инновационной понятие «Инновация».

  3. Осознать внутренний ресурс для развития эмоциональной готовности к инновациям.

Подробный план/ структура



Вводная беседа.

Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний тренинг посвящён развитию эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности.

Инновация это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.

Основной задачей нашего тренинга создание положительных эмоций к инновациям.

Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться таких правил:

  • Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).

  • Я - высказывание (говорим только о себе и своих ощущениях).

  • Безоценочность суждений (чужие мысли не интерпретировать)

  • Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно)

  • Правило «стоп» (я не хочу о чём то высказываться, я передаю слово другому).

Упражнение 1. Мотивация

Просмотр видео «Мотивация»

  1. «Имя - свои качества на первую букву имени».

  2. Каковы ожидания от тренинга.

Упражнение 2. Притча

«Рискнуть попробовать».

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

  • Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

  • Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Вывод. Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».

Поэтому мы попробуем сегодня попрактиковаться в некоторых видах инновационной деятельности и проследить свои ощущения от этого.

2. Рисунок на тему «Инновация».

Разделившимся на группы участникам предлагается нарисовать совместный рисунок инновации в человеческом облике, но с одним условием при рисовании участники не должны разговаривать между собой.

Обсуждение рисунка:

- Каждая группа по очереди представляет свой рисунок, а другие участники высказываются. Какое впечатление производит на их этот рисунок. Затем та группа, которая рисовала, презентуя свой рисунок, высказывает, что она хотела выразить этим рисунком.

Упражнение 4. Коррекция эмоционального состояния.

Восточный стих

Участникам предлагается сочинить восточное стихотворение на тему инновация.

Существительное (инновация).

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Выражение отношения.

Существительное. (инновация)

После определения групповых негативных эмоций и проблем мы заявляем их для позитивной обработки опять же в восточном стихе и прописываем рядом с негативом позитив.

Теоретическое осмысление процесса инновации на основе анализа сказки «Царевна-лягушка». Соотнести сюжет сказки с этапами инновационного процесса.

Инструкция

Выберите себе одно отрицательное эмоциональное состояние и попробуйте проследить

- В какие моменты герои могли испытывать его?

- Какие средства использовались в сказке для его преодоления?

- Предположить, что было бы:

  • если отец не дал бы им такого задания….

  • если бы Иван-царевич поддавался сиюминутным порывам….

Вопросы.

  • Что является катализатором инновационных процессов? (проблемная ситуация)

  • Какие факторы являются вспомогательными в процессе? (нравственная позиция, которая создает возможность пойти, собрать команду, быть сильным и смелым, любить)

  • Что является итогом? (радость и материальное благополучие)

Итог: Ресурс для преодоления - нравственная позиция героев.

Упражнение 5. Гармонизация эмоционального состояния.

Слайд «Танцующий ежик»

Выступление руководителя МО гуманитарного цикла - Ярмош Н И

Определяя инновационный потенциал педагога как совокупность творческих и культурных характеристик, выражающих его готовность и потребность совершенствовать педагогическую деятельность, а также наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность, необходимо сказать, что наличие данного потенциала связано со следующими основными моментами:

- образованностью, интеллектуальной и эмоциональной развитостью;
- уровнем профессиональной грамотности;
- способностью продуктивно анализировать, генерировать новые представления, идеи;
- умением проектировать и моделировать их в практической деятельности;
- открытости всему новому, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- самомотивированности и работоспособности.

Основным методом при индивидуальной работе с педагогами на этапе выявления потенциала является наблюдение. Руководитель МО может составить перспективный план по наблюдению за педагогическими кадрами для выявления у них инновационного потенциала. Это должно быть заранее обговорено с педагогами в индивидуальной беседе. В плане наблюдения могут быть отмечены определённые критерии:

- интерес педагога к инновационной деятельности или новшеству (внедрение в педагогический процесс новых технологий);
- использование в работе с детьми разнообразных методов и приёмов;
- адаптация детей к реалиям современной жизни;
- контроль эмоционального восприятия учащимися подаваемого педагогом материала;
- самосовершенствование личности педагога.



Использование новых информационных технологий выступает на первый план в процессе информационного обеспечения инновационной деятельности. Возможности использования новых информационных технологий в организации методической работы достаточно велики:

- создание банков информации (внешней: нормативно-правовая документация, учебно-методические материалы, данные о состоянии социально-педагогической среды, научно-методические материалы; и внутренней: результаты образовательной деятельности, медико-оздоровительное сопровождение ребёнка, работа с родителями, кадровое обеспечение);
- презентация личности педагога на уровне учреждения, района, города, страны (распространение за рамками ДОУ лучшего опыта);
- участие в конкурсах различного масштаба;
- расширение профессионально-педагогических связей (общение в сети Интернет, дистанционное обучение на курсах повышения квалификации).

Используя данные возможности, показателем качественного построения методической работы в условиях реализации инновационной деятельности является мониторинг. Построение методической работы на диагностической основе позволяет определить инновационный потенциал педагогического коллектива, конкретизировать и направить творчество, помогает в определённой степени планировать меру и характер влияния среды на инновационный процесс

Следующий этап - мониторинг, уточнение и корректировка целей педколлектива. Цель этого этапа - регулярное отслеживание выполнения планов, соответствия промежуточных результатов задуманному, внесение необходимых корректив в планы и действия педагогов или всего педколлектива. Этому призвана способствовать следующая деятельность старшего воспитателя:

- регулярные ежеквартальные встречи с каждым сотрудником с анализом того, чего он добился и как это соотносится с согласованным планом;
- осуществление систематического и эпизодического контроля за реализацией планов;
- анкетирование сотрудников;
- корректирующие действия(от выделения позитивных моментов до выявления недостатков и возможностей для улучшения).

необходимо проанализировать и составить прогноз развития ещё как минимум трёх сфер, определяющих инновационный потенциал учреждения:

- сфера оценки и прогноза развития материально-технических резервов;
-сфера потенциала учреждения как организации;
- инновационность окружающей социальной среды.

Согласно Н.В.Фёдоровой, инновационный потенциал работника - это «способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижение новых конкурентноспособных идей, нахождению решения нестандартных задач и новых методов решения стандартных задач». Она проявляется на уровне личностных и профессиональных качеств и отношения к работе, а также на уровне отношения к результатам труда и его эффективности.

Какие инновационные технологии внедряет наше МО?

В этом году мы начали внедрять технологию Ф.Вассермана «Бис».

Мною были проведены экспериментальные уроки по литературе в 6, 7, 8 классе по данной технологии и русскому языку в 6 классе по теме «Лексика». Результаты превзошли ожидания - качество знаний -63 %. Вашему вниманию хочу предложить технологическую карту данной технологии.





Особенности технологии «БиС»
Технология "БиС" предлагает решение существующего противоречия между необходимостью целенаправленного управления качеством обучения в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью теоретических основ и технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе.
Основным вкладом технологии "БиС" в развитие образования Казахстана является разработка объективных критериев показателей и параметров измерения качества обучения, а также создание эффективных педагогических условий для формирования операциональной системой управления качеством обучения с учетом основных закономерностей теории самоорганизации.
Для повышения качества обучения необходимо применять в учебном процессе единый подход к определению результатов обучения и образования в целом. Автор технологии "Биоинформатика и синергетика" Вассерман Ф.Я. дает следующие определения качества обучения и управления качеством обучения:
"Качество обучения в социальном значении, может выступать как некий исторически-временной эталон научно обоснованного опыта жизнедеятельности людей, максимальное усвоение которого субъектами обучения в процессе взаимодействия обеспечивает требуемый результат "
"Управление качеством обучения - это выполнение требований по соблюдению совокупности принципов, методов, средства и форм управления обучением разработанных и применяемых в учебных заведениях с целью повышения эффективности образования посредством объективного механизма измерения качества обучения
Измерители
На настоящий момент недостаточно объективных методов определения уровня содержания учебного задания, методов определения учебного задания и механизма конечного результата.
В технологию включена система стандартных измерителей, на базе которых возможно получение объективных данных качеств обучения. Эта задача решена включением в систему управления качеством обучения нормативов, регулирующих и контролирующих различные уровни освоения предметной информации с последующей возможностью их измерения. Необходимо отметить, что наличие по теме управления норм, стандартов, эталонов измерения и является, собственно измеряемыми показателями качества обучения, согласно теории качества. В связи с этим одной из норм является время выполнения задачи (при этом время как физическая величина повышает точность измерений).
Процедура измерения должна быть гибким средством управлений, диагностики и контроля, а так же процессным регулятором дифференциации и отвечать следующим требованиям:
- учитывать тот факт, что каждый отдельный ученический коллектив обладает индивидуальной суммой возможностей учебной подготовленности учеников.;
- учитывать то, что каждый ученический коллектив имеет свою индивидуальную биоинформационную (способность мышления обрабатывать информацию) особенность скорости и качества выполнения задания;
- учитывать естественное отставание среднего ученика от лучшего по времени выполнения задания.
Разработка и применение эти трех концептуальных критериев лежат в основе технологии "Биоинформатика и Синергетика".
В основе системы измерителей находятся принципы синергетика и биоинформатика. Так, биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды. Синергетический подход связан с исследованиями П.К.Анохиным явлениями самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения. Синергетика - измерение качества синергетического взаимодействия всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации. Биоинформационный принцип измерения отражает закономерности работы клеток мозга, имеющих определенную пропускную способность обрабатываемой информации во времени. Синергетический принцип механизма измерения отражает закономерности и особенности суммарных возможностей ученического сообщества и направлен на формирование единых стандартов качества обучения в рамках возможностей конкретного коллектива.
Объективные методы определения уровня содержания задания
Расчетным методом уровня содержания учебного задания предлагается формула расчета сложности - система норм и стандартов формирования учебных единиц в различные конструкты (конструкт - расчетная форма содержания, например, содержание теста и есть конструкт, по которому определяется сложность задания). Эта формула входит в систему измерителей технологии "Бис" и носит название "формула расчета сложности" (далее-ФРС). Формула структурно состоит из двух взаимосвязанных частей измерения и контроля:
дифференциации по уровню усвоения учащимися учебного материала
дифференциации по уровню содержания учебного материала
Механизм измерения, контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учащимися учебного материала состоит из трех единиц измерения - НПС, ППС, ВПС.
НПС - нижний порог сложности. Соответствует уровню актуального развития ребенка (по Выгодскому). Предполагает подачу минимального количества единиц УЭ (учебные элементы, представляют собой информационные единицы конкретного предмета, составляющие количественные данных пригодных к измерению. УЭ заложены в шкалу возрастания:
-минимальные единицы (цифры, числа, буквы, слова, словосочетания);
-максимальные единицы (числовые выражения, предложения, формулы, правила, понятия и законы).учебного элемента) в зависимости от синергетических измерителей обратной связи;
ППС - промежуточный порог сложности. Предполагает удвоение предыдущих единиц УЭ на промежуточную величину;
ВПС - верхний порог сложности. Соответствует уровню ближайшего развития учащихся (по Выгодскому) соответствует в два раза большей сложности содержания единиц Учебных элементов (УЭ) в учебном материале относительно ППС и в три раза большему уровню единиц (УЭ) по сравнению с ППС. В основу механизма измерения, контроля дифференциации по уровню содержания учебного материала заложена оперативная и практическая применимость для преподавателей-практиков.
Технологические карты позволят учителю проводить уроки с высоким качеством. Перечень карт: алгоритм, биоинтернет, тренажер, устный урок-1,2, 3, логика, лидер, СРВ, ИСН. Всего-11
На уроках биологии наиболее применимы такие технологические карты, как устный урок-1,2, 3.
Структура технологической карты «Устный урок 1»
1. Организационный момент. Постановка цели.
- Правила работы по карте.
- Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Введение в тему урока.
- Раскрытие ключевых слов на доске по теме.
- Работа по МПМ (матрица посадочных мест).
2. Организация восприятия
- Развитие внимания и памяти. (на доске написаны 7 слов (НПС - нижний порог сложности)
3. Запись по памяти
- Запись по памяти ключевых слов.
- Ввести в МПМ первые отметки (6-7 слов = отметка «+»)
4. Организация осмысления
- Работа с текстом на основе ключевых слов (время работы 3 минуты на лист учебника)
5. Перекрестный опрос (первичная проверка понимания) - вопросы репродуктивного типа
- указать ячейку, задать вопрос - 3 сек. на ответ. (если есть ответ - отметка «+»)
- Внести данные в МПМ.
6. Анализ и рефлексия перекрестного опроса
- Оценить уровень усвоения, если нет нормы - провести обсуждение и дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему.
- Внести данные в МПМ - вторая отметка.
7. Критический опрос (первичное закрепление)- вопросы проблемного типа
- указать ячейку, задать вопрос - 3 сек. на ответ. (если есть ответ - отметка «+»)
- Внести данные в МПМ.
8. Анализ и рефлексия критического опроса
- Оценить уровень усвоения, если нет нормы - провести обсуждение и дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему.
- Внести данные в МПМ - третья отметка.
9. Тематический словарный запас
- Письменный рассказ по теме урока (время - 5 минут, норма для учащихся 7-11 классов - от 63 слов и выше)
- Внести данные в МПМ - четвертая отметка.
10. Анализ урока
- Обобщение темы, заключительные выводы, подведение итогов.
- Оценивание учащихся. (4 "+"- оценка 5 (отлично), 3 "+"- оценка 4 (хорошо), 2 "+"- оценка 3 (удовлетв), 1 "+"- оценка 2 (неудовл))

© 2010-2022