Сценарий внеклассного мероприятия Уроки весёлой грамматики

Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов. Его цель- прививать любовь к родному языку, его традициям."Уроки" весёлой грамматики помогут детям подружиться с русским языком,ощутить гордость и величие родного слова. Инсценирование стихотворений и весёлые сценки помогут раскрыть свой творческий потенциал. Участие в грамматических конкурсах воспитывает у детей чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.Учащиеся с удовольствием прини...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки весёлой грамматики

Цели:

- прививать любовь к родному языку

- сформировать творческую активность учащихся

- воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Ведущий. Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.
Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.
Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Толстой. Эти великие писатели прославили русский язык. Язык наш- великий.
Все вы скажете, что он непростой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.
«Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина?

Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой

Ведущий.В школе вы познакомитесь со многими науками и какую-то полюбите больше остальных. Но есть одна наука, без которой вам будут недоступны другие предметы. Называется она грамматика, или русский язык.

Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Недаром говорится: «Сначала Az да byki, а потом другие науки» или «Без грамматики не выучишь и математики».

Сегодня мы приготовили для вас уроки весёлой грамматики, которые помогут подружиться с этой трудной наукой.

О братике Кондратике.

(в инсценировании стихотворения принимают участие три человека: прилежный ученик, Кондратик и грамматика).

Прилежный ученик:

На братика Кондратика

Разгневалась грамматика:

«Каких он букв наставил-

Совсем не знает правил!»

К тому ж Кондратик сам

Признался раз друзьям:

Кондратик:

«Люблю я математику

И не люблю грамматику,

Живу себе не плачу».

И сел решать задачу.

Прилежный ученик:

Смотри-ка ,в самом деле

И множит он, и делит.

Теперь словами надо

Дать объясненье рядом.

Кондратик верно множит,

А слов связать не может.

И тут он как заплачет:

Кондратик

«Вот это мне задача!

Как разобраться с ними,

Тире и запятыми?!

(На сцену выходит прилежный ученик и читает стихотворение «Гимн грамматике»).

Прилежный ученик

Грамматика, грамматика -

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь.

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы -

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

Кондратик

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

КОНКУРС «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».

1-ой команде.

Нина от бежала отдерева и по бежала поаллее.

Она до бежала доповорота.

2-ой команде.

Саша отцветка от садил от росток. Он по шел вбеседку

(Учитель звонит в колокольчик и объявляет, что начинается первый весёлый урок - урок морфологии. Он задаёт вопрос зрителям: о том, что изучает морфология, слушает ответы и просит назвать части речи по предложенным стихотворным отрывкам).

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду -

Всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

(Глагол)

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(Существительное)

Каждая команда должна собрать рассыпанное слово. Это слова, какой части речи?

1-ой команде - МАСТЕР,

2-ой команде - ХОЗЯИН.

Ведущий. Наш следующий урок посвящён лексике. Этот раздел науки о языке изучает слово и его лексическое значение. Конкурс команд «Слово - змейка».

(Представителю от каждой команды предлагается за две минуты на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь …..)

Сценка «Ну и слово»

- Я слово узнал. В этом слове пять «О»!

- Наверное, его в словаре ты нашел?

- Да нет, в репортаже услышал его…

- Какое же слово?

- Го-о-о-о-ол!

Ведущий.Перед вами начало поговорок, а окончание в конвертах, которые вы получите. Необходимо, как можно быстрее правильно сложить поговорки. Внимание,
начали!
( Звучит музыка, команды работают.)
Начало поговорок Продолжение в конвертах
Аппетит приходит во время еды
Взявшие меч от меча и погибнут
Все дороги ведут в Рим
Готовь сани летом, а телегу зимой
Всяк кулик свое болото хвалит
Есть еще порох в пороховницах
Ждать у моря погоды
Знает кошка чье мясо съела
Чем бы дитя не тешилось лишь бы не плакало
Кашу маслом не испортишь
Лес рубят щепки летят
Клин клином вышибают
Проще пареной репы
Рыбак рыбака видит издалека
Ученье -свет, а неученье-тьма

Ведущий. Рассказать вам сказку? На Руси была очень почетна профессия сказителя.
А что должно быть в сказке?
Сказочная композиция, события, традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты, присказки, концовка. Вот и я попробовала сочинить сказку, но не все у меня получилось, и многие слова пропущены.
Ваша задача- дописать сказку. У каждой команды она получится своя.
(Звучит музыка, сказка написана на плакате, ребята переписывают ее на листы, добавляя слова.)
В некотором ----------------старик----------------три ---------------Но однажды------------------
погоревали-----------------------------------решили--------------------- первый---------------------
дорога------------------второй--------------------лес -----------------третий------------------- поле
------------------------навстречу------------молвит--------------она----------------дальше-------------------- сражался------------ увидел------------------ взобрался------------- встретил------------------------ вернулся домой--------------------- пир на весь мир.

Учитель: Настало время прочесть ваши сказки.
(Команды читают и оценивают творчество друг друга).

Ведущий: ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТА?

Грамота (от греческого grammata - 'чтение и письмо', формы множественного числа от gramma - 'буква, запись') - это умение читать и писать.

В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Много­вековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюда­тельность трудового народа заключены в этой меткой по­словице.

Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать, тянулись, к знаниям, прекрасно понимая, что «без гра­моты, как без свечки в потемках» и что «ученье - свет, а не­ученье- тьма».

Но - народные мечты долгое время оставались мечтами. В до­революционной России неграмотными были многомиллионные массы русского народа. Сегодня в нашей стране для всех открыт широкой доступ к просвещению и культуре.

Прослушайте инсценированный диалог.

О ГРАМОТЕЕ И БОЛЬНОЙ НОГЕ

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. -
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.

Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет.

(В. Гончаров.)

Прочитайте пословицы. Для чего нужна человеку грамота? Чем «сильна» грамота? Какой совет дают пословицы?

1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 2. Грамота не злом, а правдой сильна. 3. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамо­та, чтобы знания черпать. 4. Век живи - век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Ведущий: Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых де­тей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик от­вечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом). Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик полу­чал от учителя персональное задание: один делал первые ша­ги- зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сло­жили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию.

А -аз, 3 - земля,

Б -буки (буква),

В - веди (знаю), Л - люди,

Г -глаголь (говори), М-мыслить,

Д - добро, Н - наш,

Е - есть, . О - он,

Ж - животное, П - покой.

КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В - как Веди,. Г -глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали -

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий. На сцену рвутся возмущённые буквы А и О.

Буква А и буква О

Обижаются давно:

(Буквы говорят по очереди0:

- Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через А - «карова».

Букве А стоять здесь стыдно,

Ей и больно и обидно.

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из под пера

То какая-то «трова»,

То какие-то «драва».

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

Буква А и буква О

Обижаются давно:

- Скачем мы без всяких правил,

Как Петруша нас заставил,

Будто мы ему враги,

Хоть из азбуки беги!

Ведущий. Игра "Доскажи словечко».

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно ... (карандаш).

Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста).

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).

По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки ... (коса).

В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь).

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь).

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал)

Стальной конек

По белому полю бегает,

За собой фиолетовые

Следы оставляет. (Ручка)

Сели на странички

33 сестрички,

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы)

Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке.

Его следы твои труды. (Карандаш)

Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).

4. Основное и любимое занятие Дуремара? (ловля пиявок).

Ведущий . Читает стихотворение Н. Белко «Русский язык».

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой - это честь.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

Ведущий. Вот и закончился наш весёлый урок. Давайте поблагодарим замечательных артистов.

© 2010-2022