Конспект урока русского языка на тему СПП с несколькими придаточными (9 класс)

Данная разработка представляет собой интегрированный урок (русский язык + литература) и носит название "Слово Лермонтова". Закрепление материала о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными и подготовка к итоговой контрольной работе по этой теме происходит на основе произведений Михаила Юрьевича Лермонтова ( "Мцыри", "Герой нашего времени"). Урок содержит словарный диктант литературоведческого характера (при необходимости можно пояснять значение терминов), чтение наизусть стихотво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Слово Лермонтова»

(Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Подготовка к контрольной тестовой работе на материале произведений М.Ю.Лермонтова)

Тип урока: интегрированный (русский язык и литература)

Цель урока:

закрепить понятие о видах СПП с несколькими придаточными.

Задачи урока:

1)Закрепление материала о СПП с целью подготовки к контрольной работе;

2)Совершенствование пунктуационных навыков;

3)Воспитание уважительного отношения к русской литературе;

Оборудование урока:

1)Учебник «Русский язык - 9»;

2)Рабочая тетрадь;

3)Карточки с тестовыми заданиями;

4)Портрет М.Ю.Лермонтова;

5)Сборник произведений М.Ю.Лермонтова;

6)Аудиозапись романса «Выхожу один я на дорогу…» на стихи М.Ю.Лермонтова

7) Ноутбук «Aquarius»

8) Мультимедиапроектор «Epson»

9) Интерактивная доска «Starbourd»





1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Ребята, с творчеством какого поэта мы начали знакомство на уроках литературы?

- Какие произведения М.Ю.Лермонтова вы знаете?

- Приглашаю вас на необычный урок русского языка. Необычный потому, что подготовиться к контрольной работе по теме «Сложноподчинённые предложения» нам поможет замечательный русский поэт М.Ю.Лермонтов!

(Портрет М.Ю.Лермонтова - на доске)


2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

а)тестовые задания ( 2 человека - по очереди)

б)словарный диктант (группа слов - литературоведческих терминов) у доски с объяснением лексического значения наиболее сложных.

Словарный диктант:

Талантливый писатель, интересный рассказ, литературный псевдоним, школа классики, тема творчества, поэтический сборник, едкая эпиграмма, размышления о жизни, актуальное произведение, олицетворение в лирике, автограф писателя, сравнительная характеристика, лирический герой, яркая метафора.

3. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

- М.Ю.Лермонтов прожил на этом свете совсем недолго. Его жизнь трагически оборвалась.

- Почему так рано умер поэт?

- Но в наследство нам он оставил замечательные стихотворения, поэмы, путевые заметки, роман «Герой нашего времени»…

(Чтение наизусть стихотворения «Смерть поэта)


1)Работа с интерактивной доской

- Давайте на примере отрывка стихотворения М.Ю.Лермонтова повторим строение сложноподчинённого предложения (запись в тетрадь, анализ предложений, составление схем)

Немного лет тому назад,

Там, (где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры, )

Был монастырь.

Старик! Я слышал много раз,

(Что ты меня от смерти спас) -

Зачем?

- Удивительно красива и мелодична поэзия М.Ю.Лермонтова. Не случайно, на его стихи написаны песни.

(Прослушивание аудиозаписи романса «Выхожу один я на дорогу…»)


2)Запись под диктовку( анализ предложений, постановка знаков препинания, определение вида придаточных)

- Мы пока знаем М.Ю.Лермонтова как поэта, но он ещё и прекрасный писатель. Совсем скоро мы познакомимся с его романом «Герой нашего времени» , узнаем интересную личность - Григория Александровича Печорина. А вот отрывки романа:

Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии.

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.

Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё горло распевал песни.

3)Чтение отрывка текста (с.143 Вступление к роману «Герой нашего времени»)

- Язык произведения очень яркий, образный. Это происходит во многом благодаря использованию писателем сложноподчинённых предложений, зачастую имеющих несколько придаточных.

- Какие способы подчинения вы знаете?

- Как правильно поставить знаки препинания при последовательном подчинении?

(Проверка домашней пунктограммы)

4)Работа с интерактивной доской (устная работа с предложениями, постановка знаков препинания, определение вида связи придаточных)

Наша публика так ещё молода и простодушна, (что не понимает басни), (если в конце её не находит нравоучения.) - прид.степени и прид. условия связь - последовательная

(Куда деваться), я не знал, (потому что кругом было темно).- прид.изъясн. и прид. причины связь - параллельная

Я должен был нанять быков, (чтоб втащить мою тележку на эту гору), (чтоб доставить поклажу на место засветло). - прид. цели связь однородная

5)Работа с учебником (с.87 изучение пунктограммы и примеров её применения)

6) Решение тестовых заданий части В (определить номер запятой, указывающей на подчинительную связь)

И в самом деле(1) Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки облаков (2) а на вершине лежала чёрная туча(3) такая чёрная(4) что на тёмном небе она казалась пятном.

Я(1) однако (2) не позабыл подметить (3) где поставили наших лошадей (4)знаете(5) для непредвидимого случая.

Мне послышалось (1) что он заплакал: а надо вам сказать (2) что Азамат был преупрямый мальчишка (3) и ничем у него слёз не выбьешь (4) даже когда он был и помоложе.

4 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выписать отрывок любимого стихотворения М.Ю.Лермонтова, найти и подчеркнуть грамматические основы, определить вид предложений, входящих в его состав.

- Почему мы повторили материал о СПП на творчестве М.Ю.Лермонтова? (рефлексия)









Тема урока: «Слово Лермонтова»

(Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Подготовка к контрольной тестовой работе на материале произведений М.Ю.Лермонтова)

Тип урока: интегрированный (русский язык и литература)

Цель урока:

закрепить понятие о видах СПП с несколькими придаточными.

Задачи урока:

1)Закрепление материала о СПП с целью подготовки к контрольной работе;

2)Совершенствование пунктуационных навыков;

3)Воспитание уважительного отношения к русской литературе;

Оборудование урока:

1)Учебник «Русский язык - 9»;

2)Рабочая тетрадь;

3)Карточки с тестовыми заданиями;

4)Портрет М.Ю.Лермонтова;

5)Сборник произведений М.Ю.Лермонтова;

6)Аудиозапись романса «Выхожу один я на дорогу…» на стихи М.Ю.Лермонтова

7) Ноутбук «Aquarius»

8) Мультимедиапроектор «Epson»

9) Интерактивная доска «Starbourd»




© 2010-2022