Для портфолио. Внеклассное мероприятие по русскому языку «В стране лингвистики»

Внеклассное мероприятие по русскому языку«В стране лингвистики»Цели:         Обучающие цели:1.     Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).2.     Формировать умения применять полученные знания на практике. 3.     Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.         Развивающие цели:1.     Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активност...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«В стране лингвистики»

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.

  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

  2. Развивать культуру речи учащихся.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.

  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: запутанное слово на доске (ЛИНГВИСТИКА), бабочка на доске с 4крыльями (ФОНЕТИКА), слово на доске «шли» (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ), (ФРАЗЕОЛОГИЯ) 1.Пр…бежать домой 2.Пр…жадный мальчик 3.Пр…крутил шуруп

1.Пр…летел в гнездо 2.Пр…добрая девочка 3.Пр…вязал бант

(на одной стоне доски для 1 команды)

1.Пр…шел в школу 2.Пр…длинная веревка 3.Пр…клеил марку

1.Пр…плыл к берегу 2.Пр…мудрый пескарь 3.Пр…шил пуговицу

(на другой стороне доски для 2 команды);

(морфология)

Снежное покрывало землю покрывало.

Для портфолио. Внеклассное мероприятие по русскому языку «В стране лингвистики»

Ход мероприятия:

Вводная часть

- Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание "Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А"

Ответ: запишите.

Л

И

Н

Г

В

И

С

Т

И

К

А

- Что это слово обозначает? (Лингвистика - это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы - это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

Основная часть

- Мы приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ - ФОНЕТИКА (изучает звуки и буквы. запишите)

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции "Оживи бабочку".

- Нарисуйте схематически бабочку у себя в тетрадях (на листочках). На крыльях бабочки (показываю на доску) напишите отгадки, но эти ответы должны быть написаны как в фонетическом разборе, т.е. должны быть записаны звуки, с помощью которых мы произносим данные слова (учитель читает загадки).

Загадки.

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж) йож

  1. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок) званок

  1. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь) дошт*

  1. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел) д*ат*эл

- Ребята, а в каком слове звуков меньше, чем букв?

Теперь мы можем двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (изучает состав слова и способы их образования. запишите)

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову "шли". Кто больше запишет однокоренных слов к данному слову.

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов. (ПРИСТАВОЧНЫЙ)

- Молодцы ребята, теперь мы можем двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ - ЛЕКСИКА (изучает лексическое значение. запишите) (работа в 2 командах)

- Ребята, давайте разделимся на 2 команды (по сторонам). Теперь вы должны будете составить слова "Из волшебного короба". Ответы в тетради записывают все. На доске ответы записывают по очереди участники команд. Учитель читает:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова - лес, конец - стихотворение,
А целое - растет, хотя и не растение. (Борода)

3 команда

Начало - голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)

4 команда

Начало деревом зовется, конец - местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется,

и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Теперь мы можем двигаться дальше! Снова работаем все вместе. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ - ФРАЗЕОЛОГИЯ (изучает устойчивые сочетания слов. запишите)

- Конкурс капитанов "Назови фразеологизмы и объясни его значение"

- Сейчас я буду вам читать фразеологизмы, а вы объясните их значение.

1. Сесть в калошу (потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении).
2. Лить крокодиловы слезы (лицемерить, притворяться).
3. На козе не подъедешь (не подступишься, не договоришься).
4. Нужен как собаке пятая нога (лишний).
5. Греть уши (подслушивать).
6. Нашли общий язык (подружиться, хорошо понимать друг друга).

7. В час по чайной ложке (мало).

8. Кожа да кости (худой).

9. Раз, два и обчелся (мало).

10. Вставлять палки в колеса (мешать).

11. В двух словах (коротко).

12. Зарубить на носу (запомнить).

13. Ушки на макушке (внимательно).

14. Мастер на все руки (умелец).

15. Водить за нос (обманывать).

16. Идти в ногу (действовать согласованно).

17. Во весь дух (быстро).

18. Делать из мухи слона (преувеличивать).

19. Говорить сквозь зубы (неохотно).

20. Одна нога здесь, другая там (быстро).

21. Сломя голову (быстро).

22. Бросать слова на ветер (говорить зря).

- Теперь мы можем двигаться дальше! Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ - ОРФОГРАФИЯ (по карточкам)

- Игра "Третий лишний". Вставьте пропущенную орфограмму "Правописание приставок пре-, при-", найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

1 команда

1.Пр…бежать домой (и)

(доведения действия до конца)

2.Пр…жадный мальчик (е)

(высокой степени качества = «очень)

3.Пр…крутил шуруп (и)

(доведения действия до конца)

2 команда

1.Пр…шел в школу (и)

(доведения действия до конца)

2.Пр…длинная веревка (е)

(высокой степени качества = «очень)

3.Пр…клеил марку (и)

(доведения действия до конца)

1 команда

1.Пр…летел в гнездо (и)

(доведения действия до конца)

2.Пр…добрая девочка (е)

(высокой степени качества = «очень)

3.Пр…вязал бант (и)

(доведения действия до конца)

2 команда

1.Пр…плыл к берегу (и)

(приближения, присоединения)

2.Пр…мудрый пескарь (е)

(высокой степени качества = «очень)

3.Пр…шил пуговицу (и)

(доведения действия до конца)

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

- Можем двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ - МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд.

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета? (прил)

  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам? (спряжение)

  3. Как называется изменение имен существительных? (падеж)

  4. Какой частью речи является определяемое слово у причастия? (сущ. )

  5. Определи часть речи выделенного слова. (глагол)

Снежное покрывало землю покрывало.

Для портфолио. Внеклассное мероприятие по русскому языку «В стране лингвистики»

- Теперь можем двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ - СИНТАКСИС

- Соберите предложение, выполнив ряд действий

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы.

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья. (Желтеющими листьями)

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень.

возьмите дополнение. (осень)

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения (щедро)

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения (выстлала)

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением. (дороги)

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

Заключительная часть.

Подведение итогов игры, награждение команд оценками.

Литература.

  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г.А. Богданова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  2. В.В.Волина. Веселая грамматика. - М.: «Знание», 1995.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебникам Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение), М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа) «Русский язык: 5 класс». - М.: ВАКО, 2011.

  4. К.А.Войлова. 120 текстов для школьных изложений. 5-11 классы. - М.: «Дрофа», 1996.

  5. Калганова Т.А. Сборник упражнений. М.: Просвещение. 2002.


© 2010-2022