• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Тексты, которые позволяют проводить с ними любые виды работ, упражнений уроках русского языка, литературы, а также на любых интегрированных уроках. (автор Б. Мендель)

Тексты, которые позволяют проводить с ними любые виды работ, упражнений уроках русского языка, литературы, а также на любых интегрированных уроках. (автор Б. Мендель)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тексты, которые позволяют проводить с ними любые виды работ, упражнений уроках русского языка, литературы, а также на любых интегрированных уроках. (автор Б. Мендель)

Б.Р. МАНДЕЛЬ,
г. Норильск



Блок-комплекты материалов для работы с «бездонными текстами»

От анализа текста до тестирования

Старшие классы



Прежде всего я хочу пояснить, что называю «бездонными текстами»: это тексты, которые позволяют проводить с ними любые виды работ, упражнений на наших уроках русского языка, словесности, литературы, а также на интегрированных уроках совместно с преподавателями истории, иностранных языков, физики, химии и географии. На такие тексты я натолкнулся, читая увлекательную книгу А.Азимова, американского фантаста и популяризатора науки, «Занимательная мифология». Удачный перевод В.Д. Кайданова позволил обратиться к ее страницам: я вдруг увидел занимательный, насыщенный орфограммами и пунктограммами, богатый лексически, интересный, познавательный материал для самых разных видов работы, позволяющий превращать уроки русского языка в работу по интеллектуальному развитию наших подопечных, по расширению их кругозора.

Материалы я назвал блок-комплектами, поскольку предлагаются цепочки, последовательные ступени работы с одним текстом на протяжении нескольких довольно напряженных уроков в 8-11-х классах. Цепочка (последовательность выполнения работ) в моем представлении выглядит так:

1) анализ текста;
2) изложение с творческими и грамматическими заданиями;
3) диктант с творческими и лексико-грамматическими заданиями;
4) тестирование.

Эта последовательность, разумеется, может быть изменена согласно требованиям, условиям, уровню подготовки вашей и ваших учеников - я работаю в обычной общеобразовательной школе с самыми обыкновенными учениками. В результате этой работы происходит некое взаимопроникновение, взаимопревращение, переплетение звеньев цепочки: анализ текста превращается в подготовку к изложению, и все три первых звена готовят учащихся к тестированию.

Тексты для анализа и тестирования раздаются ученикам в напечатанном виде.

Блок-комплект № 1



Люди не были бы людьми, если бы не задавались вопросами об окружающем их мире. Много тысяч лет назад они выглядывали из пещер и задумывались о том, что представало их взору. Отчего сверкает молния? Откуда прилетает ветер? Почему приходит зима и почему с ее приходом все деревья и кустарники умирают? И каким образом все они снова оживают с наступлением весны?

Люди задумывались и о самих себе. Почему временами болеют? Почему стареют и умирают? Кто первым научил их пользоваться огнем и ткать полотно?

Они задавались множеством и других вопросов, но не находили на них ответов. В те времена не было науки; человечеству еще только предстояло научиться ставить опыты, чтобы на основании их результатов открывать законы мироздания.

Единственное, что оставалось делать первобытному человеку, так это самому придумывать то, что представлялось ему наиболее логичными ответами. Бурный ветер напоминал ему дыхание рассерженного человека, но был, конечно, куда сильнее дыхания любого обычного человека и дул с тех пор, как первобытный человек это помнил. Поэтому ветер, несомненно, должен был исходить от большого и сильного существа, к тому же бессмертного. Таким сверхчеловеческим существом был бог или демон.

Молния была похожа, вероятно, на громадное смертоносное копье другого бога. И так же, как стрелы убивали людей, болезнь была результатом попадания невидимых глазу стрел, выпущенных еще одним богом.

Точно так же, как мужчины и женщины образовывали семьи и обзаводились детьми, зеленые растения, возможно, были детьми неба (бога?) и земли (богини?). А теплый дождь, способствовавший их росту, являл собой брак между ними.

А богиня, опекавшая все растения на земле, гневалась за то, что дела в мире шли не так, как им следовало. Она могла остановить рост растений до тех пор, пока положение не выправлялось. Именно поэтому все растения замирали - и наступала зима, а когда богиня сменяла гнев на милость, приходила весна - и все вокруг опять зеленело.

(296 слов)

1. Вопросы для анализа текста

  • Определите стиль данного отрывка; докажите свою правоту.

  • Определите главную мысль.

  • Почему автор использует такое большое количество вопросительных предложений?

  • Почему автор использует здесь по большей части сложные или осложненные простые предложения?

  • Какие слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления и пр. использует автор?

  • Какое впечатление производит этот текст и почему?

  • Есть ли в тексте незнакомые, непонятные слова? Объясните значение таких слов.

  • К каким школьным урокам, по вашему мнению, подошел бы такой текст в качестве иллюстрации, дополнительного материала? Докажите свою точку зрения.

  • С какими правилами орфографии и пунктуации вы встретились в этом отрывке?

  • Попробуйте определить элементы иронии, легкой насмешки в этом тексте и причины ее появления.

  • Попробуйте определить (один из моих любимых вопросов), «наш» это автор или зарубежный, и найти подтверждение своим мыслям в тексте.

  • Уместно спросить (после называния автора - Айзек Азимов), известно ли детям что-либо об этом писателе (американский фантаст, создатель книг о роботах, автор знаменитых законов для роботов и пр.).

  • Можно предложить подчеркнуть обособленные члены предложения, объяснить написание слов в скобках, найти метафоры, эпитеты, слова, употребленные в переносном значении, слова с эмоционально-экспрессивной окраской.

2. Изложение по данному тексту

Дополнительные задания (варианты)

  • Перескажите подробно (сжато).

  • Озаглавьте текст.

  • Определите главную мысль текста.

  • Определите стиль текста, аргументируйте ответ.

  • Попробуйте дать ответ на один из поставленных в тексте вопросов.

  • Продолжите текст, поставив вопросы, не определенные автором текста.

Вариант задания

  • Проиллюстрируйте (при наличии желания и времени).

3. Диктант с дополнительными заданиями

Текст - от начала до предложения Таким сверхчеловеческим существом был бог или демон (180 слов).

Варианты заданий:

  • Сделайте синтаксический разбор предложений Люди не были бы людьми… и Много тысяч лет назад…

  • Найдите и подчеркните соответствующим образом обособленные члены предложения.

  • Отметьте вводные слова и определите их группу по значению.

  • Найдите слова, образованные суффиксальным и суффиксально-префиксальным способом.

  • Укажите все части речи в третьем абзаце текста.

  • Произведите фонетический разбор слов представало, окружающем, единственное.

  • Разберите по составу слова сверхчеловеческим, несомненно, рассерженного, мироздания.

  • Озаглавьте текст.

4. Тестирование

1. Определите, какие из приведенных сочетаний слов не являются словосочетаниями.

а) Люди задумывались;
б) стареют и умирают;
в) бурный ветер;
г) наиболее логичными.

2. Укажите односоставные предложения.

а) В те времена не было науки…
б) Таким сверхчеловеческим существом был бог или демон.
в) Отчего сверкает молния?
г) Почему временами болеют?

3. Найдите слова, в которых правописание приставки не зависит от значения и смысла слова:

а) рассерженного;
б) прилетает;
в) представлялось;
г) задумывались.

4. Найдите слова с нулевым окончанием:

а) ветер;
б) задумывались;
в) пещер;
г) сильнее.

5. Какое из приведенных предложений является сложносочиненным?

а) Они задавались множеством и других вопросов, но не находили на них ответов.
б) В те времена не было науки; человечеству еще только предстояло научиться ставить опыты, чтобы на основании их результатов открывать законы мироздания.
в) Люди не были бы людьми, если бы не задавались вопросами об окружающем их мире.
г) Почему приходит зима и почему с ее приходом все деревья и кустарники умирают?

6. Определите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:

а) людьми;
б) сильнее;
в) пользоваться;
г) сверхчеловеческим.

7. В каких предложениях встречаются слова, употребленные в переносном значении?

а) Откуда прилетает ветер?
б) Почему приходит зима и почему с ее приходом все деревья и кустарники умирают?
в) Единственное, что оставалось делать первобытному человеку, так это самому придумывать то, что представлялось ему наиболее логичными ответами.
г) Много тысяч лет назад они выглядывали из пещер и задумывались о том, что представало их взору.

8. В каком слове правописание гласных в корне не подчиняется правилам о проверяемых и непроверяемых безударных гласных?

а) Человечеству;
б) существа;
в) умирают;
г) представало.

9. В каких предложениях отсутствуют обособленные члены?

а) Бурный ветер напоминал ему дыхание рассерженного человека, но был, конечно, куда сильнее дыхания любого обычного человека и дул с тех пор, как первобытный человек это помнил.
б) Поэтому ветер, несомненно, должен был исходить от большого и сильного существа, к тому же бессмертного.
в) Много тысяч лет назад они выглядывали из пещер и задумывались о том, что представало их взору.
г) Единственное, что оставалось делать первобытному человеку, так это самому придумывать то, что представлялось ему наиболее логичными ответами.

Ответы на тесты:

1 - а, б;
2 - а;
3 - а, в, г;
4 - а, в;
5 - г;
6 - а, б, в;
7 - а, б;
8 - в;
9 - в, г.

Блок-комплект № 2



Каждая группа людей слагала легенды, но некоторые группы были большими выдумщиками и более умными, чем другие. Всех же превосходили своими исключительными способностями в этой области греки - народ с живым воображением и огромным литературным талантом. Именно они, эллины, придумали некоторые из самых замечательных сказаний и назвали их мифами, что по-гречески значило «сказка» или «предание». В наши дни мы употребляем слово миф для обозначения определенного вида преданий, в которых повествуется о нереальных или сверхъестественных событиях, сложенных как попытка объяснить явления природы, либо же таких, в которых действуют боги и демоны, созданные фантазиями первобытных людей.

Греки относились к своим мифам очень серьезно. Коль скоро боги управляли силами природы, их следовало почитать и побаиваться, а значит, надо было задабривать, дабы они посылали дождь именно тогда, когда он был нужен, и молить о том, чтобы они не наслали болезнь или несчастье. Поэтому в жертву богам приносили животных (а порой, к сожалению, и людей), в их честь возводились прекрасные храмы, их воспевали в великолепных гимнах. Таким образом из мифов родилась религия.

В течение более чем тысячи лет люди античного мира (от них мы получили в наследство нашу цивилизацию) верили в эту религию. Ею была пронизана и великая литература того времени. Люди древности называли звезды и планеты именами героев мифов. Они рассказывали предания о своих смутно вспоминаемых предшественниках, которых причисляли к сыновьям различных богов и богинь. Своим детям они давали имена этих спустившихся с Олимпа героев.

По мере распространения христианства старая религия забывалась, и европейцы уже не верили в древних греческих и римских богов. Но эти боги и сложенные о них мифы тем не менее жили в человеческой памяти. Древняя литература не умерла: она была чересчур значительна, чтобы ее можно было забыть. Даже в наши дни мы читаем и перечитываем поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Мы смотрим пьесы, написанные драматургами тех столетий. Мы читаем басни Эзопа, исторические и философские труды греческих и римских авторов. Все эти творения полны мифов и упоминаний о богах.

(315 слов)

1. Вопросы для анализа текста

  • Определите стиль данного отрывка; докажите свою правоту.

  • Определите главную мысль.

  • Чем объясняет автор происхождение мифов и религии из мифов?

  • В чем, по мнению автора, причина живучести мифов?

  • Чем объяснить, по-вашему, обилие в тексте сложных или осложненных предложений?

  • Встретились ли в этом тексте незнакомые вам исторические или литературные факты?

  • Все ли слова, термины, имена вам знакомы?

  • Приведите примеры известных вам мифологических героев и названных в их честь планет и звезд.

  • Какое впечатление производит этот текст и почему?

  • К каким школьным урокам, по вашему мнению, подошел бы такой текст в качестве иллюстрации, дополнительного материала? Докажите свою точку зрения.

  • Сколько правил орфографии и пунктуации применено в этом отрывке?

  • Как бы вы озаглавили этот текст?

  • Почему автор употребляет мало определений?

  • Подчеркните обособленные члены предложения, объясните написание слов в скобках, найдите метафоры, эпитеты, слова, употребленные в переносном значении, слова с эмоционально-экспрессивной окраской.

2. Изложение по данному тексту

Дополнительные задания (варианты)

  • Перескажите подробно (сжато).

  • Озаглавьте текст.

  • Определите главную мысль текста.

  • Определите стиль текста, аргументируйте ответ.

  • Расскажите об известных вам звездах, планетах, названных в честь героев мифов.

  • Перескажите любой известный вам миф.

  • Расскажите, что вам известно о любом из упомянутых в тексте древних авторов, Гомере и Эзопе.

3. Диктант с дополнительными заданиями

Текст - от слов Греки относились к своим мифам очень серьезно… до слов Древняя литература не умерла: она была чересчур значительна, чтобы ее можно было забыть (181 слово):

Варианты заданий:

  • Озаглавьте текст.

  • Произведите полный синтаксический разбор предложений:

Они рассказывали предания о своих смутно вспоминаемых предшественниках, которых причисляли к сыновьям различных богов и богинь.
По мере распространения христианства старая религия забывалась, и европейцы уже не верили в древних греческих и римских богов.

  • Определите (подпишите) все части речи, входящие во второй абзац текста.

  • Найдите и выпишите синонимы и антонимы.

  • Выпишите заимствованные слова.

  • Определите способ образования слов: предшественниках, причисляли, первобытных, выдумщиками, по-гречески.

  • Произведите фонетический разбор слов: фантазиями, прекрасных, сверхъестественных.

  • Подчеркните обособленные члены предложения.

4. Тестирование

1. Определите, какое из предложений является сложносочиненным:

а) Они рассказывали предания о своих смутно вспоминаемых предшественниках, которых причисляли к сыновьям различных богов и богинь.

б) Поэтому в жертву богам приносили животных (а порой, к сожалению, и людей), в их честь возводились прекрасные храмы, их воспевали в великолепных гимнах.

в) По мере распространения христианства старая религия забывалась, и европейцы уже не верили в древних греческих и римских богов.

г) Древняя литература не умерла: она была чересчур значительна, чтобы ее можно было забыть.

2. Найдите слово, в котором при фонетическом разборе количество букв и звуков будет равным:

а) каждая;
б) замечательных;
в) употребляем;
г) управляли.

3. Определите слова, где написание приставок зависит от согласных в корне слова:

а) превосходили;
б) причисляли;
в) прекрасные;
г) исключительными.

4. Найдите слова, где в корне требуется написать букву а:

а) сл_гала;
б) упр_вляли;
в) сл_жженных;
г) к сож_лению.

5. Определите слова, образованные суффиксально-префиксальным способом:

а) сверхъестественных;
б) нереальных;
в) предшественниках;
г) задабривать.

6. Найдите предложение с причастным оборотом:

а) Поэтому в жертву богам приносили животных (а порой, к сожалению, и людей), в их честь возводились прекрасные храмы, их воспевали в великолепных гимнах.

б) Коль скоро боги управляли силами природы, их следовало почитать и побаиваться, а значит, надо было задабривать, дабы они посылали дождь именно тогда, когда он был нужен, и молить о том, чтобы они не наслали болезнь или несчастье.

в) В наши дни мы употребляем слово миф для обозначения определенного вида преданий, в которых повествуется о нереальных или сверхъестественных событиях, сложенных как попытка объяснить явления природы, либо же таких, в которых действуют боги и демоны, созданные фантазиями первобытных людей.

г) Древняя литература не умерла: она была чересчур значительна, чтобы ее можно было забыть.

7. Вставив нужное, определите слово, не предполагающее написание двух рядом стоящих согласных:

а) ра_казывали;
б) предшестве_иках;
в) созда_ые;
г) циви_изацию.

8. Найдите слово, ударение в котором не падает на первый слог:

а) выдумщиками;
б) эллины;
в) сложенные;
г) родилась.

9. Найдите предложения, в которых встретятся слова, употребленные в переносном значении:

а) Коль скоро боги управляли силами природы, их следовало почитать и побаиваться, а значит, надо было задабривать, дабы они посылали дождь именно тогда, когда он был нужен, и молить о том, чтобы они не наслали болезнь или несчастье.

б) Таким образом из мифов родилась религия.

в) Ею была пронизана и великая литература того времени.

г) Каждая группа людей слагала легенды, но некоторые группы были большими выдумщиками и более умными, чем другие.

10. Среди записанных фрагментов предложений найдите те, в которых отсутствуют служебные части речи:

а) Каждая группа людей слагала легенды...
б) Греки относились к своим мифам очень серьезно...…
в) Своим детям они давали имена этих спустившихся с Олимпа героев...…
г) …некоторые группы были большими выдумщиками...…

Ответы на тесты:

1 - б, в;
2 - г;
3 - г;
4 - а, б, г;
5 - а, в, г;
6 - в;
7 - г;
8 - г;
9 - а, б, в;
10 - а, г.

Блок-комплект № 3



Греческие предания оказались настолько значимыми, что даже после распространения и укрепления христианства люди не считали себя воистину образованными, если не знали их. Образованные люди употребляли слова из мифов в своей разговорной речи, так что часть из них и осталась в лексике. Поэтому следы греческих мифов могут быть найдены в любом европейском языке.

Например, сигнал полицейского автомобиля мы называем сиреной, тем же словом наречено и морское животное. Другая обитательница морей зовется медузой, а австралийский муравьед - ехидной. Мы слушаем поучения Ментора, вчитываемся в слова бородатого Нестора.

В каждом из этих случаев мы, не отдавая иной раз себе в том отчета, обращаемся к образам греческих мифов, где сирена была грозной опасностью для путешественников, Медуза и Ехидна - ужасными чудовищами, а Ментор и Нестор - смертными людьми, воспитателем и летописцем.

Особенно частыми заимствованиями из древних мифов занимались ученые. Вплоть до самого недавнего времени латынь и греческий были общими языками ученых мужей всех национальностей. Когда необходимо было дать название какому-нибудь новому животному, планете, химическому элементу или явлению природы, обнаруживалось, что ученым разных стран неудобно для взаимодействия употреблять имена, взятые из своего родного языка. Возник обычай давать латинские и греческие имена, которые могли бы использоваться во всем мире.

Коль скоро греческие предания были хорошо известны всем, вполне естественным было брать слова из них. Так, например, когда в годы Второй мировой войны физики расщепили ядро урана, среди продуктов распада обнаружили новый элемент, обладавший высокой радиоактивностью. Его назвали прометием в честь мифологического персонажа Прометея, похитившего солнечный огонь и принесшего его людям.

Большинство из нас познакомились с греческими мифами в детстве. Мы привыкли воспринимать их только как интересные сказки или приключенческие истории. Но они представляют собой куда более значительное явление. Они - часть нашей культуры, а наш язык, особенно язык науки, прямо происходит от них.

Старые-престарые сказания, живущие вот уже в течение трех тысяч лет, по-прежнему сопровождают нашу повседневную жизнь. Поняв мифы, мы лучше поймем и самих себя.

(307 слов)

1. Вопросы для анализа текста:

  • Определите стиль данного отрывка; докажите свою правоту.

  • Определите главную мысль.

  • Что нового вы узнали из этого текста?

  • Какие сведения оказались известными вам?

  • Какими аргументами пользуется автор для доказательства своей мысли?

  • Какие школьные дисциплины могли бы использовать этот текст для иллюстрации своего материала?

  • Много ли заимствований из греческого и латыни в самом тексте?

  • Приведите примеры заимствований, о которых говорит автор, из разных областей науки, разных школьных дисциплин.

  • Какой раздел науки о языке будет пополнен в результате работы с этим текстом?

  • С какими правилами орфографии и пунктуации вы встретились в этом отрывке?

  • Озаглавьте этот текст.

  • Чем вы объясните такую особенность авторского текста, как малое количество прилагательных - определений?

  • Зачем автор использует сложноподчиненные предложения, какой оттенок они придают тексту?

  • Не вспомните ли вы мифы, где действуют приведенные в тексте персонажи?

  • В каких произведениях русской литературы вам встретились нестор и ментор?

2. Изложение по данному тексту

Дополнительные задания (варианты)

  • Перескажите подробно (сжато).

  • Озаглавьте текст.

  • Определите главную мысль текста.

  • Определите стиль текста, аргументируйте ответ.

  • Расскажите о своем отношении к проблемам, рассматриваемым в данном тексте.

  • Расскажите о мифах и преданиях, персонажи из которых упоминаются автором.

  • Расскажите об известных вам мифах других народов, кроме Греции и Рима (индийских, скандинавских, славянских).

  • Попробуйте описать, каким вам представляется автор данного текста.

3. Диктант с дополнительными заданиями

Текст: от начала до предложения (включительно) Возник обычай давать латинские и греческие имена, которые могли бы использоваться во всем мире.

Варианты заданий:

  • озаглавьте текст;

  • произведите полный синтаксический разбор предложений:

Греческие предания оказались настолько значимыми, что даже после распространения и укрепления христианства люди не считали себя воистину образованными, если не знали их.
Когда необходимо было дать название какому-нибудь новому животному, планете, химическому элементу или явлению природы, обнаруживалось, что ученым разных стран неудобно для взаимодействия употреблять имена, взятые из своего родного языка;

  • выпишите заимствованные слова;

  • выпишите по два-три словосочетания с разными видами связи слов;

  • найдите все придаточные предложения, определите тип придаточного;

  • определите и подпишите все части речи в первом абзаце;

  • найдите и подчеркните все причастия;

  • произведите разбор по составу: распространения, путешественников, обитательница, радиоактивностью;

  • найдите слова, образованные способом сложения;

  • найдите многозначные слова;

4. Тестирование

1. Найдите слово, образованное путем перехода одной части речи в другую:

а) обитательница;
б) вплоть;
в) животному;
г) элемент.

2. Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как управление:

а) не считали себя;
б) слушаем поучения;
в) во всем мире;
г) неудобно употреблять.

3. Найдите слово, в котором можно выделить все значащие части слова:

а) особенно;
б) вплоть;
в) когда;
г) похитившего.

4. Найдите сложносочиненное предложение:

а) Например, сигнал полицейского автомобиля мы называем сиреной, тем же словом наречено и морское животное.

б) Возник обычай давать латинские и греческие имена, которые могли бы использоваться во всем мире.

в) Образованные люди употребляли слова из мифов в своей разговорной речи, так что часть из них и осталась в лексике.

г) Вплоть до самого недавнего времени латынь и греческий были общими языками ученых мужей всех национальностей.

5. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) европейском;
б) вплоть;
в) отчета;
г) муравьед.

6. Найдите предложения с однородными членами:

а) Мы слушаем поучения Ментора, вчитываемся в слова бородатого Нестора.

б) Образованные люди употребляли слова из мифов в своей разговорной речи, так что часть из них и осталась в лексике.

в) Коль скоро греческие предания были хорошо известны всем, вполне естественным было брать слова из них.

г) Возник обычай давать латинские и греческие имена, которые могли бы использоваться во всем мире.

7. Найдите слова с непроверяемой гласной в корне, вставьте нужную букву:

а) с_реной;
б) мур_вьед;
в) эл_мент;
г) евр_пейском.

8. Найдите предложения, в которых бы встретились слова, употребленные в переносном значении:

а) Поэтому следы греческих мифов могут быть найдены в любом европейском языке.

б) Коль скоро греческие предания были хорошо известны всем, вполне естественным было брать слова из них.

в) Его назвали прометием в честь мифологического персонажа Прометея, похитившего солнечный огонь и принесшего его людям.

г) Например, сигнал полицейского автомобиля мы называем сиреной, тем же словом наречено и морское животное.

9. Найдите предложение с причастным оборотом:

а) Его назвали прометием в честь мифологического персонажа Прометея, похитившего солнечный огонь и принесшего его людям.

б) Греческие предания оказались настолько значимыми, что даже после распространения и укрепления христианства люди не считали себя воистину образованными, если не знали их.

в) Возник обычай давать латинские и греческие имена, которые могли бы использоваться во всем мире.

г) Например, сигнал полицейского автомобиля мы называем сиреной, тем же словом наречено и морское животное.

10. Найдите словосочетания, в состав которых входят относительные прилагательные:

а) мифологического персонажа;
б) греческие имена;
в) австралийский муравьед;
г) образованные люди.

Ответы на тесты:

1 - в;
2 - г;
3 - г;
4 - а;
5 - б, в;
6 - а, г;
7 - а, б, в;
8 - а, б, в;
9 - а;
10 - а, б, в.



© 2010-2022