Разработка урока по литературе Заработанный рубль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема:Заработанный рубль(грузинская народная сказка)

Цель урока: Развивать навыки осмысления прочитанного текста.Формировать функциональную грамотность на основе текста сказки и дополнительного материалаРазвивать умения излагать мысли.Воспитывать трудолюбие и уважение к родителям. Оборудование: компьютер, интернет, иллюстрации, костюмы Методы урока: беседа, исследовательская работа, опережающие задания. Тип урока: объяснение нового материала

Эпиграф «Труд человека кормит, а лень портит.» Пословица.

Ход урока Психологический настрой. Здравствуйте, ребята. Свой урок мне хотелось бы начать с притчи.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Сегодня всё в ваших руках. Я уверена, что данные слова придадут вам сил, уверенности в своих знаниях . Давайте, ребята, пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи!

Организационный момент. Психологический настрой(ВИДЕО) Класс делится на 3 группы Опрос домашнего задания:Честный мальчик -Какое горе было у императора?
-Что он решил сделать?
-Почему на площади перед дворцом собралось огромное количество детей?
-Что они держали в руках?
-Обрадовался ли император красивым цветам?
-Кого он выбрал в сыновья? Почему? Объяснение новой темы. (СЛАЙД Грузинская лезгинка) Заработанный рубль Грузинская народная сказка Словарная работа: заработанный (перевод на казахский язык) рубль - денежный знак в России. Как называется грузинская валюта? Учащиеся находят с помощью интернета информацию о денежной единице Грузии. (Лари). Грузинский -Грузия (государство), Грузия - это… Учащимися проведена исследовательская работа. Они подготовили информацию о танце, о географическом расположении Грузии, о столице, о национальной одежде и кухне. Был оформлен буклет и исполнен фрагмент танца. Учитель. Ребята! Вы теперь имеете представление о Грузии. Начнем работу с эпиграфом «Труд человека кормит, а лень портит.» Скажите, как вы понимаете смысл этой пословицы? Чему учит нас эта пословица? (трудолюбию) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о труде) Правильно. Вы сами выявили тему нашего урока. Сегодня мы познакомимся с грузинской народной сказкой «Заработанный рубль», будем говорить о честном труде. Пересказ содержания текста учащимися (опережающее задание). Работа с непонятными словами. Вопрос-ответ: Что сказал кузнец, когда почувствовал, что смерть близка? Как ответил сын отцу? Хотелось ли ему получить наследство? Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? Что посоветовала она сыну? Что из этого получилось? Заработал ли сын деньги в третий раз?Как поступил отец? Что сделал сын? Почему мальчику было жалко своих денег? Может быть это так много денег? Сколько будет денег, если перевести грузинский лари в тенге. Учащиеся с помощью интернета находят соотношение лари к тенге, который составляет 98 тенге.Почему отцу было важно заставить сына работать? Учитель. Ребята! Внимательно ли вы читали сказку? Разве можно заставлять детей работать? Закон о правах ребенка гласит, что запрещается привлекать ребенка на тяжелые физические работы. Отец нарушает закон. (Учащиеся опровергают это утверждение. В тексте они находят предложение, где сыну уже двадцать лет, и никакого нарушения закона здесь не наблюдается.) Найдите предложение, в котором заключена основная мысль сказки. Закрепление материала.Пословицы и поговорки о труде

Имя жигита славится трудом

Не сиди сложа руки так и не будет скуки

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Будешь лениться - узнаешь голод.

Делаешь наспех - делаешь на смех ор

Терпенье и труд всё перетрут

Дерево узнают по плодам, а человека - по делам.

Творческая работа 1 группа- инсценировка сказки

2группа -Характеристика главных героев

3 группа - Заполните диаграмму Венна. Прочитайте статью (приложение № 2) о семейных ценностях из выступления президента РКН.А.Назарбаева на конкурсе «Мерейлі отбасы» (ноябрь 2014) и свяжите со сказкой.

РАЗЛИЧИЯ ОБЩИЕ СЛОВА РАЗЛИЧИЯ

Сказка дети, родители ,семья,престарелые Статья выдуманная достоверная информация Что называем мы семейными ценностями? (теплые отношения, любовь и уважение к родителям и близким, забота о младших и пожилых.)

В чем заключается связь статьи и сказки? Ответы учащихся:

- В сказке сын должен уже сам зарабатывать и заботиться о престарелых родителях.

- Президент Н.А.Назарбаев призывает заботиться о пожилых родителях и не сдавать их в дома престарелых.

- Мы должны быть приученными к труду, чтобы могли обеспечивать своих родителей в пожилом возрасте.

Пословицы и поговорки о родителях:Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность.. Семейное согласие всего дороже. Материнская ласка конца не имеет. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.

Пословицы и поговорки о родителях наполнены чувствами любви, доброты, уважения к матери, отцу, старикам. Пословицы учат ценить родителей, гордиться ими, любить детей, какими бы они ни были, призывают гармонии в семье. так и не Рефлексия. Выполнить задания (Приложение 3,4) Подведение итогов урока. Ребята, вот вы ознакомились со сказкой «Заработанный рубль». Чтобы людям жилось хорошо , они должны работать. Об этом и говорит наш эпиграф сегодняшнего урока: «Труд человека кормит , а лень портит». А ваш труд - учеба, вы должны хорошо учиться , помогать своим родителям, близким. Оценивание (В течение урока ответы учащихся отмечались плюсами. В конце урока плюсы суммируются и выставляются соответствующие оценки) Домашнее задание. 1.Нарисовать иллюстрации к сказке.

Приложение1.

Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» гласит, что каждый ребенок имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Дети с четырнадцатилетнего возраста вправе, по разрешению родителей, в свободное от учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии. Запрещается принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 16 Закона).

Приложение 2.

Президент Нурсултан Назарбаев призвал казахстанцев к укреплению семейных ценностей в обществе. Глава государства обеспокоен ростом количества брошенных детей и пожилых людей в домах престарелых. В Казахстане насчитывается около 34 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более семи тысяч пожилых людей живут в престарелых домах. "У казахского народа никогда не было такого, чтобы бросали детей и родителей. Это чуждо нашим традициям", - добавил президент.

Приложение 3.

На уроке я работал (-а) активно / пассивно

На уроке я узнал(-а)… (что?) На уроке я получил новую информацию (какую?)

Приложение 4.

Задание №1

Сказка «Заработанный рубль» учит нас не бояться………. Лень - плохой человеческий порок. Когда заболел старый отец из сказки, вся …………должна была лечь на плечи его сына. Но сын был ……и ничего не хотел делать. Он не привык………… родителям, и отца это очень беспокоило. Слова для справок: работать, мужская работа, ленив, помогать

Задание №2

К труду человека нужно приучать……….., ведь изменить взрослого очень сложно. Нужно………. родителям, чтобы они не боялись постареть и стать………….. Ведь в этом возрасте им особенно нужна………

Слова для справок: с детства, помогать, беспомощными, забота.











Открытый урок по литературе на тему:

«Заработанный рубль» (Грузинская народная сказка)





Учитель русского языка и литературы Мусаева Ж.М.











© 2010-2022