Конспект исследовательской работы Мотив сна в русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

X Уральская межрегиональная конференция

"Интеллектуалы XXI века "















Мотив сна в русской литературе





Автор: Полева Юлия,

9 класс, МАОУ "МСОШ № 16",

г. Миасс

Научные руководители:

Черепанова Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы МАОУ "МСОШ № 16",

Пинигина Ольга Валерьевна, психолог

МАОУ "МСОШ № 16"



Миасс, 2015

Содержание

И в грустный сон душа… погружена

М. Ю. Лермонтов "Сон"

Введение

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время - время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон сопровождает человека с момента его рождения и всю дальнейшую жизнь. Сон это место открытия нашего другого Я, несколько иной реальности. Поэтому в литературе испокон веков мотив сна сопутствовал мистическим элементам повествования, передавал самые сокровенные чувства героев, ярче раскрывал их личность. Сон находил себе место не только в прозе, но и в лирике, являя фантастические образы и символы.

Сон литературного героя - это часть истории его души. В литературном произведении сон отличается тем, что может являться аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присущи логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

В "Литературной энциклопедии" о сне как литературном приеме говорится:

"Изображение сна, - описание сновидения, вещего сна - весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора".

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью , делают её более интересной, позволяют каждому читателю найти что-то свое.

Тема исследования: Мотив сна в произведениях русской литературы.

Причина выбора данной темы: Сон всегда был загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство... Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры.

Актуальность исследования. Проблема сна и сновидений интересовала писателей всегда. Но сегодня, в начале 21 века, чувствуется особо пристальное внимание и учёных, и писателей к такому уникальному явлению, как сон человеческий. К постижению феномена сна стремилась наука, недаром сейчас создан Институт снов, который исследует причины нарушения сна и проблемы их решения.

Гипотеза

Сон в русской литературе - это состояние, в котором человеку представляются альтернативные варианты поведения: прогнозы будущего, разрешение сложных ситуаций, принятие необычных решений. Предположим, что в произведениях писателей, сон - это субъективное восприятие действительности и литературных образов, трактуемых нестандартно.

Цель исследования:

- определить основную роль сна и его предназначение в произведениях художественной литературы;

- выявить, как через сны автор художественно постигает и отражает действительность.

Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

  • отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме;

  • определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы;

  • детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях;

  • выделение и сопоставительный анализ функций сновидений.
    Объект исследования:

Сновидения и их значимость в русской литературе ;

Предмет исследования:

Литературные произведения, изучаемые в 8-9 классах, и мотивы сна, по-разному интерпретируемые писателями.

Методы исследования:

  • диалектические: сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация, классификация;

  • методы формулировки гипотезы: аналогия, индуктивный, дедуктивный;

  • операции с понятиями;

  • методы вторичной обработки результатов (доказательства гипотезы)

Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.

Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение



Глава I. Сон-это состояние и субъективное восприятие действительности

Первые исследования сна относятся еще ко времени Древнего мира: Историки античности любят называть в качестве первого собственно научного исследования сновидений, во всяком случае, описания, не чурающегося научной методологии, пятитомную о ней критику Артемидора Лидийского (вторая половина II в. н.э.). Его главной заслугой стала разработка подробнейшей классификации и деление сновидений на несколько типов. Они представляли собой всевозможные сонники и толкования реально видимых человеком снов. Именно тогда начинает складываться мотив сна в понимании самого человека: сон-другая реальность, послание, несущее зашифрованную информацию. Говоря о таком подходе к сновидению, можно отметить отрывок из книги Ю.М. Лотмана "Культура и взрыв": сон- семиотическое окно.
Сон всегда был загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. К постижению феномена сна стремилась наука, недаром сейчас создан Институт снов. Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель- продолжением деятельности. Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии, в области исследования бессознательного. Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд: сон - это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов. Сны - одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей.

Глава II. Сны в произведениях русской литературы

Рассмотрим, какую функцию "выполняет" сон в произведениях разных прозаических жанров на примере наиболее известных произведений русских писателей. Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и "эзопов язык", являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

2.1 Пророческий сон Гринева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности "Капитанской дочки". Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

Подобное толкование противоречит самому принципу повествования Пушкина - с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон, в известной мере, наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это "предсказывание" нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Важно помнить при этом, что увиденный сон - вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: "Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни". Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, "соображать" с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.

Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: "С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего". Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, "никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся". Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: "...Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". - Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу, в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?" - "Всё равно, Петруша,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит"..."

Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц - все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и "поцеловать ручку"... Символическое в ней будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа - тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой... Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.

Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойся, подойди! под мое благословение..."

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи - все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже - уже не во сне, а наяву.

2.2 "Государственный" сон в "Слове о полку Игореве"

Сон Святослава, который он видел в Киеве на горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны - по целой веренице знаков и символов - почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать - душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино, жемчуг - предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна - матицы, примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его дома. Крик воронов - также предвестник несчастья.

2.3 Сон-мистика в балладе Жуковского В.А. " Светлана"

Интересен мистический сон главной героини баллады В. А. Жуковского "Светланы". В произведении нам представлена антитеза- противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. Причём грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят Светлану загадать " в чистом зеркале стекла".

Грань между явью и сном стёрта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню. Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; её фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха - оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он всё же создан для счастья:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана... Будь вся жизнь её светла,

Будь веселость, как была,

Дней её подруга…

2.4 "В России закон спит и царит беззаконие" в "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева А. Н.

Сон в "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева (глава "Спасская Полесть"). Путешественнику снится сон. "Мне представилось, что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названий нечто, сидящее во власти на престоле". Здесь все атрибуты власти, военной славы: на весах, с одной стороны, закон милосердия, с другой - закон совести. С подобострастием смотрят на владыку государственные чины, в отдалении - народы. "Иной вполголоса говорил: он усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества. Другой восклицал: он обогатил государство, расширил внутреннюю и внешнюю торговлю". Юношество восклицало, что "он правдив, закон его для всех равен, он почитает себя его первым служителем". Льются потоки восхвалений, но среди присутствующих одна женщина "являла вид презрения и негодования". Во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются.

Неизвестная "именует себя Прямовзорой и глазным врачом". Она заявила, что у правителя на обоих глазах бельмо, и очистила его глаза. "Ты видишь теперь, что ты был слеп, и слеп всесовершенно. Я есть Истина". И увидел правитель, что власть его жестока, подданные его ненавидят, всюду ложь, гибель; "знаки почестей, им раздаваемые, всегда доставались в удел недостойным". Глава заканчивается словами: "Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнешься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною страница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается". Современники Радищева в правителе не без основания увидели Екатерину II, но все же Радищев имеет в виду не только конкретного властителя; он считает, что царская власть-всегда зло. "Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника В. К. Тредиаковского "Тилема-хида", слегка изменив его: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй". Чудище - это екатерининское самодержавие; стих взят из того места поэмы, где рассказывается о муках, которым подвергаются в Тартаре, подземном царстве мертвых, злые цари". Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объемен, логичен, детален и т. д.

2.5 Выдуманный сон Софьи в комедии Грибоедова А.С "Горе от ума"

Другая героиня рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением отца, оправдывается:

Сказать вам сон: поймете вы тогда...

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала траву,

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим - будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

Фамусов отвечает только на последние слова: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". Софья продолжает:

Потом пропало все: луга и небеса.-

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол - и вы оттуда,

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь - и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему - вы тащите с собой;

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!..-

Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне - реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон - луг, цветы, да и сам герой - из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же "сон" оказался вещим.

2.6 Психологический сон Татьяны в романе Пушкина А.С. "Евгений Онегин"

Можно заметить, что сон Татьяны из "Евгения Онегина" близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: "рев, хохот, свист чудовищ". Сон снится Татьяне на святки. Она хотела ворожить в бане, но стало страшно, за нее страшится автор "при мысли о Светлане". Здесь и дух народных поверий, и "присутствие" главного романтика России - Жуковского, автора баллады о Светлане. Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует "ее связь с народной жизнью, фольклором. Сон Татьяны-органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов". Подробно об этом сказано в комментарии Ю. М. Лотмана к "Евгению Онегину". Особенно интересно толкование всех «магических» явлений, образов и предметов (зеркальце под подушкой, снятие пояска, медведь - предвестник замужества и т.д.). Во сне Татьяны - русский зимний пейзаж, и реалистический, и сказочный одновременно. "Сон прежде всего мотивируется психологически: он объясняется напряженными переживаниями Татьяны". Онегин во сне "хозяин, это ясно". Жених среди разбойников, жених- разбойник - это фольклорный мотив и тема романтической поэзии, где герой убивает или невесту, или брата (Татьяна называет Ленского братом: "она должна в нем (Онегине) ненавидеть убийцу брата своего". Сатирически соотносятся сон и приезд гостей на именины Татьяны; характеристики, которые дает им автор, с "гостями" Онегина во сне Татьяны, особенно подчеркиваются ритмическими и лексическими соответствиями, что было отмечено еще современниками Пушкина. Известный пушкинист Д. Д. Благой писал: "Во сне Татьяны - в нарочитом искажении, в чудовищных гротесках поэт зарисовывает то же мелкопоместное дворянство, которое несколькими строками позднее предъявляет в его собственном, почти не уступающем ему (сну) виде в шумной галерее карикатур, съехавшихся целыми семьями на "веселый праздник именин" к Лариным". Благой сделал текстовые сопоставления: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! (Сон Татьяны.) Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога (Приезд гостей.)



Глава III Сон в жизни человека

Сон - это время, когда мы не просто пассивно бездействуем. В этот период мы активно восстанавливаемся физически и психологически для дальнейшего активного бодрствования. Поэтому так важно иметь полноценный и регулярный сон.

Нарушения сна являются и большой социальной проблемой. Именно они являются одной из частых причин аварийных состояний на работе и крупных автодорожных аварий. Человек, который страдает нарушениями сна, не сможет полностью реализовать себя и свои возможности в карьере, учебе, досуге.

Многообразие проблем как медицинских, так и социальных, связанных с нарушениями сна, обуславливают частую обращаемость к врачу-сомнологу.

Сомнология (от латинского слова somnus - сон и греческого logos - учение) - относительно молодой (зародившийся в ХХ веке) раздел медицины, который занимается изучением физиологии сна, его нарушений и разрабатывает методики диагностики и терапии расстройств сна.

Изучение и лечение нарушений сна проводятся в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова (ранее - Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова и 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова) с 1968 года.
В Центре ведутся исследования по следующим направлениям медицины сна:

  • Инсомнии

  • Расстройства дыхания во сне (храп, синдром апноэ во сне)

  • Двигательные расстройства во сне

  • Сон и эпилепсия

  • Сон и стресс

  • Нарушения сна у детей

Ученые считают, что и лишение сновидений приводит к развитию психоза. Исследование сна дает врачам необходимую информацию, позволяющую найти причину Ваших проблем со сном.

Заключение

В данной исследовательской работе были рассмотрены произведения русской литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.

Во-первых, сон вещий - предупреждение, дающее возможность изречения. Это показано на примере сна Святослава.
Во-вторых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя - в этом можно убедиться на примере сна Светланы. В-третьих, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». В-четвертых, сон может быть использован в качестве иносказания, аллегории(Радищев А.Н. "Путешествие из Петербурга в Москву"). В-пятых, сон оправдательный, выдуманный. Такую функцию выполняет сон Софьи в комедии Грибоедова.

А вот главные выводы, к которым можно прийти в результате анализа произведений художественной литературы.
Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон - это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг, гаданий и сонников.
После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также, как нам кажется, удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.
Обращение к лучшим образцам художественной литературы прошлого со всей очевидностью убеждает нас в том, что сны и сновидения - это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются ещё века и тысячелетия.
Данная работа является лишь попыткой проникновения в проблему, но в то же время она позволяет определить многие знаковые вещи как для понимания литературы, так и для мировосприятия в целом. Таким образом, это подтверждает ранее выдвинутую нами гипотезу.







Список использованной литературы


  1. Д.Д. Благой. А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Москва, 1962г.

  2. Н.Л. Бродский. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Москва, 1965г.

  3. А.С. Грибоедов. Горе от ума. Москва, 1980г.

  4. Детская энциклопедия (Человек), 1975 г.

  5. Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Ленинград, 1961г.

  6. "Мифы народов мира" - Москва, 1988 г.

  7. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Москва, 1986г.

  8. Н.А. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Москва, 1971г.

  9. Справочник школьника изд.АСТ-ПРЕСС , 2000 г.

  10. Статья "Сон Татьяны Лариной" (рассылки сайта "Мир сновидений", выпуск 29), 2002 г.

  11. Институт сна: sleepmed.ru/about.htm

Музыкальное сопровождение : "Сон в летнюю ночь" Мендельсона




Приложение 1

Афоризмы о сне


Жизнь и сновидения - страницы одной и той же книги.
Жизнь - сон. Не веришь? Попробуй проснуться…
Я спал, и мне снилось, что жизнь - это радость.

Сны придуманы для того, чтобы мы не скучали во сне.

Когда душа видит сны, она - театр, актеры и аудитория.

Если вам ничего не снится, значит, у вас все есть.
Скажи мне, с кем ты спишь, и я скажу, кто тебе снится.
Если вы ущипнули себя, но видение не исчезло, - ущипните видение.
Сны - грандиозный сериал подсознания.
Сны не предназначены для запоминания, иначе бы они нам
выдавались в письменном виде. Мы сознаем себя словно
живущим во сне. По воле воображения мы можем странствовать
духом в чертогах Великой Чистоты. Мы видим вещи как будто во сне.
Неуютно находится во власти сна. Мало того, что обездвижен, так ещё заставляют смотреть всякую муру - иногда довольно жутковатую.
Сон - это гостиница для уставших разумов, в которой бесплатно
предоставляются все мыслимые и немыслимые услуги.
Сон - это удовольствие. А за всякое удовольствие нужно платить!
Сон - это побег из действительности обречённый на неизбежную
поимку и последующее водворение в острог реальности.
Сон - это естественное состояние мозга,
когда он ни на что больше не способен.
Мой мозг свободен для любых дискуссий, когда спит...
Бодрствуя, мы идем сквозь сон - сами лишь призраки ушедших времен.
Улучшить сон можно за счет яви.
"Толкователь снов" спал без сновидений.

Приложение 2

В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

Пословицы и поговорки о сне


Беспечальному сон сладок

Вещий сон не обманет. Как сон в руку

Вздремнуть не вздремнул, а всхрапнул да присвистнул

Видел во сне коровий след: ин наяву маслом отрыгается

Видел мордвин (татарин) во сне кисель, так не было ложки; положил за пазуху ложку - не видал киселя

Видел мужик во сне хомут - не видать ему лошадки довеку

Во сне видел маковники, так во сне и ешь

Во сне видит, наяву бредит

Во хмелю да во сне человек сам себе неволен

Выспишься - помолодеешь

Где ночевали? - Под шапкой

Где ходим, тут и спим. Где стал, там и спал

Грозен сон (черт), да милостив бог

Девичьи сны да бабьи сказки

Долго спать - с долгом встать

За сон не ручись (не знаешь, долго ли проспишь и что пригрезится)

Заря деньгу дает. Зарю проспать - рубля не достать

И рать и воеводу в один мах перевалял (сон)

И рука спит, и нога спит

Каково живется (можется), таково и спится

Коли чудится, так перекрестись

Кто больше всех спит, тот меньше всех живет

Кто долго спит, тому денег не скопить

Кто живет на воле, тот спит боле

Кто поздно встает, у того хлеба нестаёт

Куда ночь, туда и сон

Ляг да усни; встань да будь здоров

Ляг, опочинься, ни о чем не кручинься

Мана манит, да бог хранит

Много спал, да мало во сне видал (и наоборот)

Много спать - дела не знать (добра не видать)

Много спать - мало жить: что проспано, то прожито

Морочила морока, а пророчила сорока

На кого спит, на того и грезит

Не во сне, наяву бредит

Не доел, так долежу

Не живется, так и не спится

Ни на волос не уснул. Одним ухом спит, другим слышит

Носом окуней ловит (дремлет)

Ночь матка - выспишься, все гладко

Перинка совести не замена

Под головы кулак, а под бока и так

После хлеба-соли отдохнуть часок - завернется сала кусок да лени мешок

Пришел милый да и повалил силой (сон)

Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень

Прошлась дрема по сенюшкам, а до нас не дошла

Рано вставши, больше наработаешь; рано женившись, скорее помощь будет

Свищи, душа, через нос

Себе спит, себе (на себя) и грезит

Со сна головушку разломило; со сна распух

Совесть спать не дает

Сон да дрема на кого не живет?

Сон лучше всякого лекарства. Сон дороже лекаря

Сон милее отца и матери. Милая подружка подушка

Сон не богатит

Сон правду скажет, да не всякому

Сон- смерти брат. Уснул - помер. Спит человек - не живой

Сон, что богатство: что больше спишь, то больше хочется.

Сонное царство (т. е. все спят)

Сонный да пьяный - божевольный (не в своем уме)

Сонный хлеба не просит

Сонный, что мертвый. Уснешь, что умрешь

Спать долго - встать с долгом

Спать не писать - только глаза зажать (т. е. немудрено)

Спать соловьиным (будким) сном

Спать я не сплю и дремать не дремлю, а думаю я думу (из сказки)

Спи, да не с перепою. Коли проспался, так надо опохмелиться

Спит - хоть из пушек пали

Спит, как коней продавши (т. е. напившись с магарычей)

Спит, как маковой воды напившись (снотворного настою, маковок)

Спит, как мертвый (мертвецким сном)

Спит, что с него пар валит

Спячка напала, всех покатом поваляла

Так спит, что хоть клади в гроб да хорони

У меня подушка в головах не вертится (совесть чиста)

Хвали сон, когда сбудется

Хлеб спит в человеке

Хлеб спит, а не человек (пища сон дает)

Хмельной да сонный не свою думу думают

Ходит сон по сенюшкам, дрема по новым (колыбельн. песня)

Что наяву деется, то и во сне грезится

Что наяву делают, того не боятся; а что во сне видят, того боятся


Приложение 3

Институт сна


Изучение и лечение нарушений сна проводится в 1-ом Московском медицинский институт им. И.М. Сеченова

Москва 107014, улица Стромыкина, 7

ГКБ №5

Корпус 9 (неврология)

Телефон центра (499) 268-24-16.

Конспект исследовательской работы Мотив сна в русской литературе

1


© 2010-2022