УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-ОМ КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-ОМ КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

«ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ»

Цели:

1)образовательные:

  • сформировать у учащихся понятие о деепричастном обороте;

  • совершенствовать умения и навыки выделять деепричастный оборот в предложении по заданному алгоритму;

  • продолжить работу по формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

2)воспитательные:

  • любви к родному языку;

  • интереса к чтению книг.

3)развивающие:

  • развивать навыки самоконтроля учебной деятельности;

  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

Тип урока: комбинированный.

Элементы используемых технологий:

  • здоровьесберегающая;

  • личностно-ориентированная;

  • информационно-коммуникативная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Целеполагание. (Слайд №2)

  3. Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.

- Какая часть речи называется деепричастием?

- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? Назовите эти признаки. (Слайд № 3)



  1. Подготовка к изучению нового материала.

Слово учителя:

- Запишите предложения под диктовку, объясните, какие смысловые отрезки в них вы обособили.

- Вспомните правила обособления причастных оборотов, сделайте необходимые графические обозначения.

Капитан прошёлся по комнате, заглянул зачем-то ещё раз под кровать, стоявшую в углу… Потом взял с подоконника пепельницу, сделанную в виде фиолетовой рыбки, и стал её рассматривать. Я тем временем открыл тумбочку, стоящую у кровати.

( По Ю.И.Ковалю «Приключения Васи Куролесова)

Проверь себя! (Слайд №4)



  1. Изучение нового материала.

Слово учителя:

- По аналогии с причастным оборотом дайте определение деепричастного оборота. Является ли он смысловым отрезком?

- Как вы думаете, обособление на письме деепричастных оборотов будет подчиняться тому же правилу? Аргументируйте.

Знакомство с формулировкой правила: «Обособление деепричастия и деепричастного оборота».

Слово учителя:

- Существует ли разница в обособлении деепричастного и причастного оборота?

Алгоритм определения деепричастного оборота. (Слайд № 5)

  1. Находим деепричастие

  2. Определяем зависимые слова

  3. Обозначаем главное слово

  4. Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми.

Опираясь на материал слайда №4 и §38, расскажите о деепричастном обороте.

  1. Закрепление изученного материала.

Слово учителя:

- Перед вами предложения (знаки препинания не расставлены). Спишите, расставьте знаки препинания (рассуждайте, опираясь на алгоритм).

- Подчеркните деепричастные обороты.

Приложение №1

1) Он шел все быстрее ничего не замечая вокруг. 2) Тимофеев засмеялся своей шутке приглашая посмеяться остальных. 3) Правила разрешали дамам не снимать перчатку здороваясь. 4) Однажды вечером возвращаясь домой я встретил друга детства. 5) Алексей замолчал ожидая согласия. 6) Еще не умея читать я знал много стихов Пушкина. 7) Он не скучал стоя в очереди за билетами в театр. 8) Ставя себе задачей карьеру или приобретательство человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. 9) Возражая она переходила на «вы» и называла маму по имени-отчеству. 10) Увидев меня Таня улыбнулась.

Выборочная работа с текстом упражнения 288. Из предложений выпишите только деепричастные обороты и одиночные деепричастия с определяемыми словами (контроль осуществляется методом взаимопроверки).

Конструирование предложений.

Слово учителя:

- При выполнении задания будьте внимательны! Возможно, составитель предложений плохо знает орфографию и допустил ошибки.

- Что объединяет эти предложения?

- Замените один из глаголов деепричастием.

- Подчеркните деепричастные обороты. Какова их роль в нашей речи?

Приложение №2

Воробей чирикнул и запрыгал по дорожке.

Тучи наберали силы и поднимались из за леса.

Птици поднимались в верх и хлопали крыльями.

Проверь себя! (Слайд № 6)

Работа с иллюстрациями. (Слайд №7)

Слово учителя:

- Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

- Составьте предложения с деепричастиями или деепричастными оборотами.

Используйте слова для справок:

(не решив уравнение, нарезав, помогая маме, выполняя задание, собравшись вместе, спускаясь с горы, почистив овощи).



  1. Подведение итогов.

Что являлось целью нашего урока?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?

Над чем следует поработать еще?



  1. Задание на дом. (Слайд № 8)

§ 38, Упр. 290 (по заданию).









Раздаточный материал:

Приложение №1

1) Он шел все быстрее ничего не замечая вокруг. 2) Тимофеев засмеялся своей шутке приглашая посмеяться остальных. 3) Правила разрешали дамам не снимать перчатку здороваясь. 4) Однажды вечером возвращаясь домой я встретил друга детства. 5) Алексей замолчал ожидая согласия. 6) Еще не умея читать я знал много стихов Пушкина. 7) Он не скучал стоя в очереди за билетами в театр. 8) Ставя себе задачей карьеру или приобретательство человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. 9) Возражая она переходила на «вы» и называла маму по имени-отчеству. 10) Увидев меня Таня улыбнулась.

Приложение №2

Воробей чирикнул и запрыгал по дорожке.

Тучи наберали силы и поднимались из за леса.

Птици поднимались в верх и хлопали крыльями.



© 2010-2022