Доклад: Словарная работа на уроках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Словарная работа на уроках русского языка»

Байганина Койсын Кубашевна

(Актюбинская область

Мугалжарский район

Кумсайская средняя школа)

"Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий". Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Программа по руссскому языку требует проведения словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку. С работы над словом начинается формирование навыков связной речи. Программой предусмотрен словарный перечень по классам. Помимо слов, данных на полях учебника, следует вводить фразеологизмы, иноязычные выражения, слова современной периодической печати, телевидения, интернета.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их
активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С 4 класса старалась вести работу над словом на каждом уроке (3-5 минут), которая часто помогает перейти к новой теме, связать тему прошлого урока с новой.



Лексико-семантическая группа слов.

  • При изучении имени прилагательного предлагаются следующие задания:

  • Подберите имена прилагательны для описания цвета неба на русском и қазахском языках. (Синеее, голубое, ярко-синее, бледно-голубоесерое-көк, көгілдір, ашық, сұрғылт)

  • Подберите имена прилагательные для описания солнца (Сары, отты, қызыл)

  • Какими именами прилагательными со значением цвета можно описатьбукет полевых цветов? (Белый, желтый, синий, красный-ақ,сары, көк, қызыл)

Эту работу можно провести по картине с изображениями полевых цветов, которая «поскажет» учащимся прилагательные, обозначающие цвет.

  • Определите предмет по следующим признакам:

Рыжая, хитрая, ловкая......

Серый, хищный, жадный......

Косой, слабый, трусливый.....

Серое, хмурое, дождливое......

Словарная работа может решить еще одну проблему. Получая новый класс, думаешь о том, как организованно начать урок, сосредоточить внимание учащихся, включить всех в работу, вызвать интерес к предмету, завоевать доверие новых учеников. Ребят следует поразить тем необычным, ярким, увлекательным. Что может быть интереснее истории слова! В среднем звене помогает на (первом этапе) «Детская библия»-источник устойчивых выражений, которые часто встречаются в речи, в художественной литературе. Работа над библейскими и евангельскими выражениями предваряется вступительным словом учителя примерно такого содержания: В русском языке очень много слов и выражений из Библии и Евангелия. Вся мировая культура: музыка, живопись, литература, театр- пронизана идеями Библии, в той или иной степени содержит ее элементы. Без знаний библейских заповедей, сюжетов, выражений невозможно приобщиться к великой культуре. Горько, когда школьники в музее скользят взглядом по полотнам подлинных художников, остаются равнодушными к классической музыке, не постигают глубинного смысла творений мастеров слова. Сейчас все понимают, что знание Корана, Библии не религиозный «дурман», а необходимая состовная часть наших общих духовных и культурных ценностей. С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

Какие выражения можно включить в уроки? Лазаря петь, вавилонское столпотворение, блудный сын, манна небесная, десять заповедей, кесарево кесарю и.т.д.

Работа проводится следующим образом:

  1. Запись сочетания.

  2. Объяснение исторического происхождения.

  3. Чтение библейской истории.

  4. Объяснение современного употреления выражения.

  5. Пример употребления в речи.

Следующий этап-работа с общественно-политической лексикой и сос ловами, которые активно вошли в нашу речь в последнее время (Девальвация, глобализация, террор, толерантность и.т.д)

Некоторые слова для словарной работы подбирают сами учещиеся (обычно сильные ученики), работая со словарем.

Последний этап-иноязычные выражения, которые вызывают особый интерес, несмотря на сложность запоминания. Эти выражения употребляются в первозданном виде. Вот некоторые из них: Ab ova-с самого начала, Alter ego-второе я, carte blanche-карт бланш, veni, vide, vigi-пришел, увидел, победил.

Все выражения записываются в иноязычной форме, и в русском варианте. Изучая иностранные языки, ребята знают латинские буквы, потому проделывают эту работу с интересом.

В 5 классе, после повторения материала начальной школы, предлагаю детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по определению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры "Кто больше?" Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.

Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения. Однако, при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведётся в первую очередь над словами, которые предполагается вводить в активный словарь ученика. Диалектизмы, архаизмы, просторечные слова могут являться предметом характеристики или разбора лишь во вторую очередь.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой. Повысилась орфографическая грамотность; если в начале учебного года в 6 классе качество по орфографии было 23 %, то в конце 3 четверти повысилась на -37 %. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

К.Д. Ушинский писал, что "дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета".

Использованная литература:

  1. «Русский язык в школе» №2 2003 год.

  2. «Практикум по научно-методической методике преподования русского языка в национальной школе» Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова

Просвещение, 1987 год.

  1. «Что значит знать язык и владеть им» Н.М.Шанский Ленинград Просвещение, 1989 год

  2. "Школьный толковый словарь" М.С. Лапатухина, Е.А. Скорлуповской

и Г.П. Снетовой.

  1. «Толковый словарь» С.И. Ожегова.

© 2010-2022