Разработка урока литературы в 10 классе Двойники Раскольникова. Раскольников и Свидригайлов по отношению к детям

Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского "Двойники Раскольникова. Раскольников и Свидригайлов по отношению к детям" поможет ученикам по-новому взглянуть на главного героя романа, выяснить, в чём духовное сходство и различие Раскольникова и Свидригайлова. Урок построен на основе деятельностного метода по технологии продуктивного чтения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 2» г. Салават

Н.А. Ситникова

Урок литературы в 10 классе по технологии продуктивного чтения

«Двойники Раскольникова.

Раскольников и Свидригайлов по отношению к детям»

Цели урока

- создание условий для формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся;

- приобщение учащихся к творчеству Ф.М. Достоевского через изучение романа «Преступление и наказание»;

- развитие навыков анализа художественного текста, умения выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать, умения работать в группе;

- совершенствование речевой, интеллектуальной культуры школьников;

- воспитание интереса к творчеству писателя, чувства ответственности, гуманизма.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока

  1. Работа с текстом до чтения. Цель - развитие антиципации.

  2. Работа с текстом во время чтения. Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации.

  3. Работа с текстом после чтения. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Подготовка учащихся к уроку: учащимся было предложено перечитать главы из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в которых образы Раскольникова и Свидригайлова раскрываются через их отношение к детям, и подготовить близкий к тексту пересказ.

План урока

I. Актуализация знаний. Определение цели и задач урока.

II. Работа с текстом романа. Чтение. Наблюдение. Анализ.

Выборочное комментированное чтение глав. Составление сопоставительных характеристик героев.

III. Работа с текстом после чтения.

Аналитическая беседа.

IV. Домашнее задание.

V. Итоги урока. Рефлексия.

СОДЕРЖАНИЕ урока

Даже счастье всего мира не стоит

одной слезинки на щеке невинного ребенка…

Ф.М. Достоевский

I. Актуализация. Антиципация.

«Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка…» - это фраза из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Как вы думаете, можно ли интерпретировать это высказывание в связи с темой нашего урока? Какие мысли, ассоциации у вас возникли?

(Ответы учащихся: дети - существа невинные, и отношение к ним показывает сущность человека, его нравственное содержание).

В конце урока мы вернемся к вашим предположениям и выясним их истинность. А сейчас определим цель урока и его задачи.

(Десятиклассники проговаривают цель урока, учитель корректирует их формулировки: рассмотреть образы Раскольникова и Свидригайлова, как идейных двойников, и сопоставить действия героев по отношению к детям).

Вы уже поняли, что не случайно для работы распределились в группы. Пусть каждая группа определит для себя, в какой форме ей удобнее будет оформлять сопоставление героев. По ходу урока оформляйте свои записи так, чтобы они были понятны вашим одноклассникам. (Таблицы, схемы зарисовывает каждая группа учащихся на отдельном листе).

II. Работа с текстом во время чтения. Итак, приготовления закончились. Как вы думаете, с чего уместнее начать сопоставление героев-двойников? (Ответы учащихся: необходимо выяснить, почему Раскольников и Свидригайлов являются идейными двойниками).

Многое перекликается в образах Раскольникова и Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними.

Вспомните, какие параллели между героями вы заметили, читая роман, назовите их.

Ответы учащихся: Свидригайлов чувствует, что они с Раскольниковым - «одного поля ягоды»: «А что-то в вас есть», «вот, может, сойдемся поближе», «в вас есть что-то к моему подходящее». Раскольников, которого Зосимов подозревал в помешательстве, видит в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».

Раскольников и Свидригайлов презирают друг друга, но в то же время у них есть общие черты: эгоизм, самолюбие, гордыня. Они живут лишь для самих себя, душа каждого из них находится в состоянии раскола, распада. Свидригайлов - сознательный злодей, а Раскольников, «преступив черту», все еще сомневается в правильности того, что совершил, его еще мучает совесть, а значит, в его душе еще теплится искра надежды на воскресение.

Отметьте в своих записях эти параллели между героями.

А теперь выясним, можно ли назвать Раскольникова и Свидригайлова двойниками по отношению к детям.

В каких эпизодах мы видим героев, проявляющих участие к детям? Назовите их. Каждая группа прокомментирует один из эпизодов.

1 группа: Раскольников приводит домой пьяного Мармеладова и, увидев детей Катерины Ивановны, «неприметно положил на окошко» деньги (часть 1, глава II).

2 группа: Раскольников спасает пьяную девочку от преследующего её «жирного франта», отдаёт 20 копеек городовому (часть 1, глава IV).

3 группа: разговор Раскольникова с Поленькой (часть 2, глава VII); рассказ вдовы Зарницыной о спасении Раскольниковым двух маленьких детей, которых он выносит из загоревшейся квартиры (эпилог, глава I).

4 группа: забота Свидригайлова о детях Катерины Ивановны после её смерти (часть 5, глава V).

5 группа: рассказ Свидригайлова Раскольникову о своей невесте в трактире (часть 6, глава IV); прощание Свидригайлова с невестой и передача ей 15 тысяч рублей в виде подарка (часть 6, глава VI).

6 группа: сон Свидригайлова в гостинице (часть 6, глава VI).

Последнюю сцену описания сна Свидригайлова можно прокомментировать учителю, включив в работу класс.

  1. Зачитайте описание девочки в гробу во сне Свидригайлова.

Как вы поняли сон? Почему в образе девочки выделяется улыбка, полная «какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалости». (Ответы учащихся: возможно, это совесть Свидригайлова напоминает ему о совершенном им когда-то преступлении: надругательстве над ребёнком).

  1. Рассмотрим еще одну сцену из сна Свидригайлова, связанную с образом ребенка. Перескажите её.

Герой увидел в углу ребенка лет пяти, мокрого, дрожащего и плачущего. Он взял девочку на руки и принес в номер, чтобы положить её спать. Когда девочка заснула, он посмотрел на неё и увидел, как она преображается: в ней появилось «что-то нахальное, вызывающее…; это разврат, это лицо камелии…»

Как ведет себя герой в этой сцене? (Ответы учащихся: «Как! Пятилетняя! - прошептал в настоящем ужасе Свидригайлов, - это…что ж это такое?» «А, проклятая!» - вскричал в ужасе Свидригайлов…» Героем овладел ужас, это слово повторяется в тексте два раза).

III. Итак, какой вывод можно сделать из наших наблюдений? (Каждая группа предлагает свой вывод, записывает его и вывешивает листы с сопоставлениями героев на доску).

Раскольников и Свидригайлов проявляют участие к детям Катерины Ивановны (Раскольников отдает им последние деньги, Свидригайлов устраивает сирот после смерти матери).

Выводы групп.

  1. Но всё же у Свидригайлова какое-то противоречивое, двойственное отношение к ребенку: то он помогает детям, то смотрит со сладострастием (заводит пятнадцатилетнюю невесту, сажает её на колени, дарит дорогие подарки и рассказывает об этом Раскольникову с каким-то дразнящим удовольствием). Во сне Свидригайлова появляется образ девочки-самоубийцы, в смерти которой он был виновен. А превращение пятилетнего ребёнка в «продажную камелию» говорит о порочности героя и его ужасе перед своей порочностью.

  2. Раскольников искренне жалеет детей, в его отношении к детям, к женщинам нет и намёка на порочность, ему наоборот претит такое отношение, вызывая негодование героя. Для него ребенок - «невинное существо».

3) Свидригайлов признаётся Раскольникову: «Детей я вообще люблю, я очень люблю детей», но, признаваясь в любви к детям, Свидригайлов захохотал. В хохоте героя проявляется его двойственное отношение к ребёнку. Такое отношение ужасает самого Свидригайлова и ведёт его к самоубийству.

3) Ф.М. Достоевский не оставляет надежды на воскресение Свидригайлова, лишая его жизни. И в этом, по-видимому, главным аргументом является его отношение к детям.

5) Раскольников же совершает долгий и мучительный путь духовного воскресения, его ждет покаяние и новая жизнь. Он способен к любви и новой, чистой жизни.

IV. Домашнее задание: каждой группе составить отчет о своей работе на уроке в форме презентации.

V. Реципация. Вспомните, о чем мы говорили с вами в начале урока.

Размышляя на эпиграфом урока, пришли к выводу, что дети - существа невинные, и отношение к ним показывает сущность человека, его нравственное содержание.

Согласны ли вы с этим предположением? (Утвердительные ответы учащихся)

Чистота помыслов по отношению к ребёнку является главным нравственным критерием, показателем человеческой души: «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка…»

VI. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке и работу вашей группы.

© 2010-2022