По литературе Праведница земли русской (по рассказу А. И. Солженицына Матренин двор)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

План урока:

1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Презентация учителя "Жизнь и творчество А.И.Солженицына".

4. Знакомство с историей создания рассказа "Матренин двор". Презентация.

5. Работа над заглавием рассказа "Матренин двор".

6. Аналитическая беседа

7.Заключительное слово учителя.

Цели урока:

1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;

2. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

3. познакомить учащихся с историей написания рассказа "Матренин двор";

4. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Опережающее домашнее задание:

1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына "Матренин двор".

2. Индивидуальные задания:

●подготовить презентацию по биографии А.И.Солженицына

● подготовить мультимедийную презентацию по теме "История создания рассказа "Матренин двор"

● подготовить мультимедийную презентацию по теме "Значение слова праведник"

● выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.

● работа в группах

Оборудование к уроку:

● экран, мультимедийный проектор;

● презентация "Жизнь и творчество А.И.Солженицына"

● презентация "История создания рассказа "Матренин двор

Эпиграф к уроку:

До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста.

Н,Рубцов

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя:

- Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни. Вопрос: "Как жить на земле?" рано или поздно встает перед каждым человеком. В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать И подарить его людям. (Сергей Островой)

Так как же жить на земле? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти у Александра Солженицына.

2.Тема урока»Праведница земли русской»(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Исходя из темы, попробуем сформулировать цели

Таким образом, целями и задачами нашего урока являются: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича Солженицына, узнать, какова история создания его рассказа "Матренин двор", попытаться осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Н.Рубцова До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста.

Ребята, вы много раз видели, как горит свеча

( Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).

В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка/

Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как? И мы постараемся в этом разобраться.

3.Биография Солженицына

Учитель: Александр Исаевич Солженицын - кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни.

Солженицын - выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в период «хрущевской оттепели» (в 60-е годы XX века), затем... исчезло на многие годы. Почему?

Дадим слово нашим биографам

(Звучит «Элегия» Рахманинова. Презентация по биографии Солженицына)

Биография А.И.Солженицына

Со стороны отца Солженицын происходил из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, а за 6 месяцев до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицына занимались мать, дедушка и бабушка. Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе познакомился с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году. В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что был представлен к ордену Красного Знамени. Вместо награды Солженицына арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина "Вовкой", а Сталина - "Паханом"

Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново - Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе

После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на "вечное ссыльнопоселение" в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта "вечность" поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицына "Матренин двор". В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет "В круге первом".

В 1952 году Солженицын узнал, что смертельно болен, и решился на операцию по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь продолжалась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда - умирать. А меня вернули пожить еще, - так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила. «Пока я пишу - у меня отсрочка», - признался впоследствии Солженицын

В конце 50 - начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них "Один день Ивана Денисовича". Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в Союз писателей. С этого момента начинается творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда Союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из Союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство, Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит "Архипелаг ГУЛАГ". Это вызвало бурю возмущений в Советской печати. 13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. "Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым".

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче. В конце 2002 года перенёс тяжёлый гипертонический криз, последние годы жизни тяжело болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной - президентом Фонда Александра Солженицына - работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука. . Он много пишет, работает с молодыми талантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов).

Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме от острой сердечной недостаточности.

4.История создания рассказа

Учитель:О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ "Матренин двор". Его называют "блистательным", "подлинно гениальным произведением". "Рассказ правдив", "рассказ талантлив", отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появилось это произведение. Слово нашим историкам.

(Выступление учащегося с презентацией "История создания рассказа "Матренин двор».)

В 1963 году был напечатан небольшой рассказ, о каком позже скажут, что из него вышла чуть не вся современная деревенская проза, как из гоголевской шинели вышла русская проза прошлого века, сострадающая бедному, «маленькому» человеку. Речь идет - о «Матренином дворе» Александра Солженицына, который как бы продолжает лесковские повествования о русских праведниках.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Изначально автор назвал свое произведение "Не стоит село без праведника". Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века. При публикации его в «Новом мире» Солженицын согласился с предложением главного редактора дать нейтральное название - «Матрёнин двор».

5.Подготовка к восприятию рассказа . Работа с репродукцией.

Учитель:- Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость». Мысленно погрузитесь в жизнь российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло, о чем подумалось?

(Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить одиночество. Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)

Как вы думаете, зачем я предложила вам репродукцию этой картины? Ответ учащихся

6 Анализ рассказа

Учитель: Первоначальное название рассказа - «Не стоит село без праведника».

1) Кто же такой праведник? Какого человека мы можем назвать праведным?

(Такого, который верит в Бога, любит людей…) Кластер.

2) Объясним лексическое значение слова «праведник» по толковому словарю С.И. Ожегова:

Слово филологам

«Праведник - у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный - благочестивый, безгрешный».

3) Что же прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера, Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми обусловливают его миропонимание).

Итак, что же сопровождает жизнь праведника?

1.Праведник

2.Грешник

1.Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.

2.Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство - «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

Учитель: Главная героиня рассказа - крестьянка Матрена. Можно ли её назвать праведницей? Обладает ли она всеми этими качествами?

Ответ учащихся

Учитель: Как изображена в рассказе религиозность героини?

(Матрена соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника». Она зажигает лампадку «во время всеношной» (ночная служба) и с утра по праздникам). Текст: «Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила». Игнатич, постоялец Матрены, говорит, что всякое дело она начинала «С Богом».

Расскажите, что еще узнал Игнатич о Матрене?

(Матрена Васильевна - пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе, «не за деньги, а за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетника». Но пенсии так не заработала ни рубля. Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное - она «решила добиваться пенсии», так как, по словам автора, «Наворочено было много несправедливостей с Матреной»). Текст.

О чем еще поведала Матрена? Что рассказала о себе постояльцу? Послушаем монолог Матрёны

Понаблюдаем за речью героини.

(Речь Матрены - это речь крестьянской женщины из глубинки. «Не умемши, не варемши - как утрафишь», - предупреждала она квартиранта. Текст.

Ребята, есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему?

(Писатель не даёт подробного, конкретного портретного описания героини (как, например, описывается внешность Фаддея). Лишь одна портретная деталь постоянно подчёркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрёны, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Весь окружающий Матрёну мир в её темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Найдите художественные детали, важные для понимания главной героини.

(Всё в её доме органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далёкий шум океана»; и колченогая, подобранная из жалости Матрёной кошка; и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Неоднократно упоминаются любимые Матрёной фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы»).

(В описании внешности Матрены Солженицын опирается на христианские и эстетические традиции).

Как вы понимаете фразу автора «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»?

10) Анализ эпизода «Матрена слушает музыку».

(Текст)

А какой мы видим героиню в работе?

(Матрена Васильевна - труженица. В работе она находит смысл жизни. Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. Оставляя свою работу, шла помогать соседке. Текст. Говорила без зависти: «Ах, Игнатич, и крупная картошка же у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она - редкой доброты человек).

Почему Матрена Васильевна была нужным человеком в деревне?

(Это редкий человек с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Она не утратила способности откликаться на чужую беду. Ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием).

Стоит обратить внимание на саму форму «приглашения», все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, просто констатируют факт: «Завтра, Матрёна, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать», «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!»

- Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера героини?

(1.Матрёна способна на самоотверженный поступок: она остановила коня, когда тот, испугавшись, понес сани к озеру. Молодая, сильная, красивая, Матрёна была из той породы русских крестьянок, что «коня на скаку остановит»

2. Когда приходит очередь кормить пастухов, Матрёна готовит от души

3. Воспитывает племянницу Киру.)

7. Композиция рассказа

Учитель:А.И. Солженицын разделил рассказ о Матрене на три части. Каждая часть открывает что-то новое в облике главной героини:

1 часть - Матрёна предстает в восприятии рассказчика.

2 часть - Матрёна сама рассказывает о своём прошлом.

3 часть - И после смерти Матрёны к ее образу добавляются новые грани.

- Каково отношение окружающих к Матрене? Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга - вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же?

8.Работа в группах Класс поделен на 3 группы (индивидуальное задание в каждой группе)

I группа Матрёна и другие жители деревни Тальново. Общее в жизни Матрены и других жителей деревни.

1.Вставали рано; выходили все вместе на работу;

Потихоньку воровали торф; питались одной картошкой

В домах не было радио, электричество казалось чудом

2. Отличие Матрёны от других жителей деревни

Матрёна выходила на работу, даже если болела

Не «сводила счёты» и не обсуждала ,кто вышел, а кто не вышел на работу

Не могла отказать, когда кто-то просил помочь в работе на огороде: выкопать картошку, вспахать на себе огород;

За работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама

Не досаждала никому расспросами; не сплетничала

Вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери

II группа Матрена и Игнатич

общее

Одиночество.

Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми («Комнаты мы не делили… Изба Матрены… нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша… Мы их [ тараканов] травили… Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто…»).

Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. ( «Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования… У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа…).

Вежливость и деликатность. (Матрёна «не досаждала никакими расспросами», Игнатич «тоже не бередил её прошлого…»)

Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел «сфотографировать кого-нибудь за старинным ткацким станом», Матрёну привлекало «изобразить себя в старине».)

Матрёна и Игнатич близки своим отношением к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей хорошо видит корысть, стяжательство её родственников, не считающих себя виноватыми в смерти Матрёны и желающими поскорее завладеть её двором.)

Матрена и Игнатич различное

Социальное положение и жизненные испытания. (Он учитель, бывший зэк, исколесивший по этапам страну. Она крестьянка, которая никогда не уезжала из своей деревни далеко)

Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией).

Он городской житель, она живёт по законам деревни. ( «Когда Матрёна уже спала, я занимался за столом… Матрёна вставала в четыре - пять утра… Я спал долго…» «По бедности Матрёна не держала радио», но затем стала «повнимательней слушать и моё радио…»).

Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Во время погрузки брёвен Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она только сказала: «Прости, Игнатич»)

Матрёна сразу поняла своего квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич, слушая неодобрительные отзывы на поминках, пишет: «…Выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник…»

III группа Матрёна и Фаддей

Жизненные ситуации

1.Матрёна 2.Фаддей

Возвращение Фаддея из пленаплена

1.«В колена б ему бросилась»

2.«…Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих»

Семейная жизнь

1«Детей у неё было шестеро, и один за другим умирали все очень рано»

2.«Родила ему Матрёна тоже шестерых детей»

Дом в наследство

1.«Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире»

2.«Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни…»

Подготовка горницы к вывозу

1.«Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет»

2.«Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил…живо суетился…горницу ярко разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора»

Похороны Матрёны

1.«Лицо оставалось целёхонькое, спокойное, большое, живое, чем мёртвое…»

2.«Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр…»

После похорон

1.«Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны…» 2.«…Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик…»

Учитель:Значительное место в рассказе А.И. Солженицын отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства». Самая страшная фигура в рассказе - Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В том, что он сегодня такой, есть и доля вины самой Матрены, ведь не дождалась она его с фронта, похоронила в мыслях раньше времени - и обозлился Фаддей на весь белый свет. На похоронах Матрены и сына он был мрачен одной тяжкой думой - спасти горницу от огня и от Матрениных сестер.

Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств?

Всем повествованием автор убеждает. Что смерть Матрены неизбежна и закономерна. Ее гибель на переезде приобретает символический смысл. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже не за свои грехи. Да, смерть Матрены - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.

Учитель: В статье "Раскаяние и самоограничение" Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим:

"Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это - праведники, мы их видели, удивлялись (" чудаки"), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину".

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

"У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей".

Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица - в нем Совесть.

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой "двор".

- В чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа "Матренин двор"?

(Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и

Л.Н. Толстой.)

- Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

(Да, нужны)

Учитель: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни - уроками добра, совести и человечности.

( Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы )

В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.

Учитель: Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Матрена Васильевна прожила свою жизнь, как сказал Н.Рубцов «до конца, до тихого креста..» и душа у нее осталась чиста.

Видеоклип «Окно» Светланы Копыловой

Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос «О чем заставил меня задуматься рассказ И.И. Солженицына «Матренин двор»?































© 2010-2022