Рабочая программа по литературе для 11 класса

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.   Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская национальная средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.С.Овчинникова села Осиновка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



«Согласовано»

Руководитель РМО

учителей русского языка и литературы

Никитина Р.Г.________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Мохнаткина С.И._________

«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ с.Осиновка

Беляева Т.В._____________

Приказ № 80-ОД

от 29 августа 2014г.

Рабочая программа

по литературе для 11 класса

на 2014-2015 учебный год

Составила учитель русского языка и литературы

Воробьёва Евгения Михайловна

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

МБОУ СОШ с.Осиновка

Протокол № 1

от 26 августа 2014 года

Руководитель ШМО

Самойлова Л.А._____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа:

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 г. №1089).;

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МБОУ СОШ с.Осиновка от 7 апреля 2014г. №28-ОД «О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МБОУ СОШ с.Осиновка;

- Календарный учебный график учебного процесса на 2014-2015 учебный год МБОУ СОШ с.Осиновка;

-Учебный план МБОУ СОШ с.Осиновка на 2014-2015 учебный год;

-Положение МБОУ СОШ № с.Осиновка «О рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)»;

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания:

- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2010.

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК «Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под ред. Журавлёва В. П.- М.: «Просвещение», 1999.

Цель и задачи учебного предмета

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5 - 9 класс и 10 - 11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5 - 6 класс, 7 - 8 класс и 9 класс.

В 10 - 11 классах учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе.

Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В 11 классе представлена русская литература XX века и современная русская литература.

Монографическое изучение великих классиков XX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и другим.

Программа последовательно обращает внимание к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

В 11 классе развивается и углубляется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XX веке, о тенденциях и особенностях развития современной русской литературы. Эти литературные процессы рассматриваются в тесной связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

В центре анализа - литературный процесс XX века и современная русская литература. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 11 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.

Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Кроме того данная программа содержит и региональный компонент. Этнокультурные особенности Республики Башкортостан обсуждаются в ходе изучения таких тем, как «Великая тайна любви в повести А.И.Куприна «Олеся», «Изображение любви в рассказе «Гранатовый браслет», когда учащиеся читают и анализируют произведения М.Карима. При изучении творчества Н.Гумилёва старшеклассники знакомятся с произведениями Р.Гарипова, произведения В.Маяковского изучаются вместе с книгой Е.В.Маяковской (Патрисии Томпсон) «Моё открытие Башкортостана» и т.д.

Большое значение на современном этапе развития общества приобретает социализация и самореализация личности учащихся. Задачи социализации легко могут быть решены на уроках литературы посредством включения ребят в специально организованные ситуации урока. И до того, как жизнь поставит ученика перед проблемой выбора, у него уже будет собственное мнение, он будет иметь возможность самостоятельно принимать решения, будет адекватен окружающей его реальности.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного (или среднего) общего образования. Представленная программа предусматривает изучение литературы в 11 классе общеобразовательных учреждений: 99 часов (3 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (предметные)

Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

* написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

* понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

* понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные - творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Объектом итоговой оценки достижений учащихся 11 класса в овладении литературой являются предметные результаты обучения.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.

Внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

При составлении рабочей программы были внесены изменения. Так как в авторской программе не указано количество часов на изучение программного материала, распределение часов произведено, исходя из сложности и важности тем. Темы уроков внеклассного чтения определены, исходя из перечня произведений для самостоятельного чтения, предлагаемых в приложении к авторской программе. В календарно-тематическом планировании программный материал сформулирован в сокращённом варианте, исходя из основных вопросов содержания авторской программы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание предмета

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Количество часов на развитие речи

Количество часов на внеклассное чтение

I четверть

9

3

23

1

1

1

II четверть

8

3

24

1

2


III четверть

9

3

27

1

1

1

IV четверть

7

3

25

1

8

Итого в год

33

3

99

4

4

10

Литература начала XX века - 1ч.

Русская литература ХХ вв. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Новейшая проза XX века - 18ч.

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Крещенская ночь», «Одиночество», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», цикл «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Поединок». Проблема самопознания личности. Смысл названия повести.

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Повесть «Олеся». Поэтическое изображение природы в повести. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Серебряный век русской поэзии - 12ч.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Новокрестьянская поэзия - 6ч.

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Литература процесс 20-х годов - 9ч.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

Литература 30-х годов - 25ч.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Литература периода Великой Отечественной войны - 6 ч.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление русской литературы в литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе в литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин

Повесть «Живи и помни».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Зарубежная литература XX века - 4ч.

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор).Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца»

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Т.С.Элиот

Жизнь и творчество (обзор).«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Э.М.Ремарк.Жизнь и творчество (обзор). «Три товарища». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти своё место в жизни.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

  1. Бунин. «Одиночество».

  2. Брюсов. «Юному поэту».

  3. Гумилёв. «Жираф».

  4. Блок. «Незнакомка», «Россия».

  5. Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».

  6. Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».

  7. Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».

  8. Мандельштам. «NotreDame».

  9. Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».

  10. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».

  11. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».

  12. Бродский. 1 стихотворение (по выбору учащихся).

  13. Окуджава. 1 стихотворение (по выбору учащихся).

  14. Рубцов. 1 стихотворение (по выбору учащихся).















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

проведения урока

Тема урока

Примечание


По

плану

Фактически



Раздел 1. «Литература начала XX века» - 1ч.


1

01.09.2014г.


Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века.


Раздел 2. « Новейшая проза XX века» - 18ч.(15ч.+1ч.Р/р+1ч.Вн.ч.+1ч.К/р)


2

05.09.2014г.


И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность.


3

06.09.2014г.


Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.


4

08.09.2014г.


Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.


5

12.09.2014г.


Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина.


6

13.09.2014г.


Внеклассное чтение. Рассказы И.А.Бунина о любви.


7

15.09.2014г.


А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение любви в рассказе «Гранатовый браслет».


8

19.09.2014г.


Великая тайна любви в повести «Олеся».


9

20.09.2014г.


Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок».


10

22.09.2014г.


Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Проблематика повести «Иуда Искариот».


11

26.09.2014г.


Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л. Андреева.


12

27.09.2014г.


М. Горький. Судьба и творчество. Романтизм М.Горького.


13

29.09.2014г.


Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.


14

03.10.2014г.


«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.


15

06.10.2014г.


Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне».


16

10.10.2014г.


Три правды в пьесе «На дне».


17

13.10.2014г.


Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы.


18

17.10.2014г.


Развитие речи. Написание сочинения по творчеству М.Горького.


19

18.10.2014г.


Контрольная работа по теме «Новейшая проза XX века».


Раздел 3. «Серебряный век русской поэзии» - 12ч.(11ч.+1ч.Р/р)

20

20.10.2014г.


Анализ сочинений. Серебряный век русской поэзии.


21

24.10.2014г.


Русский символизм и его истоки. Творчество 3. Гиппиус.


22

25.10.2014г.


В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова.


23

27.10.2014г.


Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.


24

07.11.2014г.


Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.


25

08.11.2014г.


Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.


26

10.11.2014г.


А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. Цикл стихов «Стихи о прекрасной Даме».


27

14.11.2014г.


Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе.


28

15.11.2014г.


Тема Родины в лирике А. Блока.


29

17.11.2014г.


Развитие речи. Написание сочинения «Тема родины в творчестве русских поэтов».


30

21.11.2014г.


Анализ сочинений. Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.


31

22.11.2014г.


Ассоциативно-символические образы в поэме А.А.Блока «Двенадцать».


Раздел 4. «Новокрестьянская поэзия» - 6ч.

32

24.11.2014г.


Новокрестьянские поэты.


33

28.11.2014г.


С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.


34

29.11.2014г.


Тема России в лирике С. Есенина.


35

01.12.2014г.


Любовная тема в лирике С. Есенина.


36

05.12.2014г.


Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.


37

06.12.2014г.


Традиции русской литературы в поэмах «Анна Снегина», «Чёрный человек».


Раздел 5. «Литература процесс 20-х годов» - 9ч. (7ч.+1ч.Р\р+1ч.К/р)

38

08.12.2014г.


Литературный процесс 20-х годов.


39

12.12.2014г.


Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.


40

13.12.2014г.


Русская эмигрантская сатира.


41

15.12.2014г.


В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.


42

19.12.2014г.


Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики.


43

20.12.2014г.


Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.


44

22.12.2014г.


Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.


45

26.12.2014г.


Развитие речи. Написание сочинения «Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов».


46

27.12.2014г.


Контрольная работа «Серебряный век» русской поэзии».


Раздел 6. «Литература 30-х годов» - 25ч. (22ч.+1ч.Р/р+1ч.Вн.ч.+1ч.К/р)

47

29.12.2014г.


Анализ сочинений. Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.


48

16.01.2015г.


М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита».


49

17.01.2015г.


Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа.


50

19.01.2015г.


Сатира и глубокий психологизм романа.


51

23.01.2015г.


Проблема творчества и судьбы художника.


52

24.01.2015г.


Развитие речи. Написание сочинения по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».


53

26.01.2015г.


Анализ сочинений. А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»: обзор.


54

30.01.2015г.


Внеклассное чтение. А.П.Платонов «Песчаная учительница».


55

31.01.2015г.


А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика.


56

02.02.2015г.


Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой.


57

06.02.2015г.


Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы.


58

07.02.2015г.


Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.


59

09.02.2014г.


О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.


60

13.02.2015г.


Трагический конфликт поэта и эпохи в лирике О.Э.Мандельштама.


61

14.02.2015г.


М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.


62

16.02.2014г.


Тема Родины в лирике М. Цветаевой.


63

20.02.2015г.


Дневниковая проза М. Пришвина.


64

21.02.2015г.


Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы».


65

27.02.2015г.


Контрольная работа по творчеству А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Э.Мандельштама.


66

28.02.2015г.


М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. Цикл рассказов «Донские рассказы».


67

02.03.2015г.


Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».


68

06.03.2015г.


Проблемы и герои романа.


69

07.03.2015г.


Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».


70

13.03.2015г.


Женские судьбы в романе «Тихий Дон».


71

14.03.2015г.


Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».


Раздел 7. «Литература периода Великой Отечественной войны» - 6 ч.

72

16.03.2014г.


Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.


73

20.03.2015г.


Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.


74

21.03.2015г.


Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.


75

03.04.2015г.


К. Воробьёв. Тема положения советских военнопленных.


76

04.04.2015г.


А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.


77

06.04.2014г.


Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории.


Раздел 8. «Литература 50-90-х годов» - 18ч. (12ч.+5ч.Вн.ч.+1ч.К/р))

78

10.04.2015г.


Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.


79

11.04.2015г.


Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие


80

13.04.2015г.


А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».


81

17.04.2015г.


Внеклассное чтение. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».


82

17.04.2015г.


Внеклассное чтение. Б. Екимов «Про чужбину». Тюремная тема в рассказе, отношение современников к несвободе.


83

18.04.2015г.


Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие.


84

20.04.2014г.


Поэтическая «оттепель».


85

24.04.2015г.


«Деревенская» проза в современной литературе.


86

25.04.2015г.


В.П. Астафьев. Человек и природа в рассказе «Пожар» Нравственная проблематика произведения.


87

27.04.2015г.


В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни».


88

02.05.2015г.


Внеклассное чтение. Б. Екимов. Нравственная проблематика рассказа «Ночь проходит».


89

04.05.2015г.


Внеклассное чтение. «Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».


90

08.05.2015г.


Внеклассное чтение. В. Дёгтев. Тема памяти, греха и покаяния в рассказе «Крест». Осуждение войны в рассказе «762».


91

11.05.2015г.


И.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.


92

15.05.2015г.


Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю.Кима и др.


93

15.05.2015г.


Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Искренность и глубина поэтических интонаций.


94

16.05.2015г.


Проза реализма и «нереализма», поэзия литературы Русского зарубежья последних лет.


95

18.05.2015г.


Итоговая контрольная работа.


Раздел 9. «Зарубежная литература» - 4ч. (1ч.+3ч.Вн.ч.)

96

22.05.2015г.


Внеклассное чтение. Д.Б. Шоу. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца».


97

22.05.2015г.


Т.С.Элиот. Слово о поэте. Многообразие мыслей и настроений стихотворения «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».


98

23.05.2015г.


Внеклассное чтение. Э.М. Ремарк. Трагедия и гуманизм повествования «Три товарища».


99

23.05.2015г.


Внеклассное чтение. Э. М.Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные средства обучения (учебники)

  1. Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 1999.

Дидактические пособия

1. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.

2. Кучина Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс: Методическое пособие, - М.: Дрофа, 2001.

3. Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. - М. АСТ. Астрель, 2002.

Методические материалы для учителя

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 11 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2002.

  2. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 11 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.2010.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс. 1-ое полугодие. - М.: Вако, 2007.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс. 2-ое полугодие. - М.: Вако, 2007.

  5. Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература: 11 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

  6. Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Литература: 11 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.

  7. Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение.


Технические средства обучения

  1. Видеопроектор

Электронные образовательные ресурсы

  1. CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008

  2. Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: window.edu.ru.

  3. Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫: [Электронный документ]. Режим доступа: school-collection.edu.ru.

  4. Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: fcior.edu

29


© 2010-2022