- Преподавателю
- Русский язык и литература
- НПК Славянская календарно-обрядовая культура в Восточной Сибири: весенне-летний период
НПК Славянская календарно-обрядовая культура в Восточной Сибири: весенне-летний период
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Канурина Ю.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
XIII Районная научно-практическая конференция
для школьников «Шаг в будущее!»
Направление: Социально-гуманитарное
Славянская календарно-обрядовая культура в Восточной Сибири: весенне-летний период
Автор: Шелковников Юрий, обучающийся 10 класса МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» с.Тихоновка Боханского района Иркутской области
Руководитель: Канурина Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» с.Тихоновка Боханского района Иркутской области
с.Тихоновка, Боханский район
2014 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Народный земледельческий календарь восточных славян……………………...….4
Глава 2. Славянские календарные обряды и праздники весенне-летнего периода..………8
2.1. Масленица…………………………………………………………………………….…..…8
2.2. Вербное воскресенье………………………………………………………………………10
2.3. Пасха………………………………………………………………………………….…….10
2.4. Иван Купала……………………………………………………………………….……….11
Заключение…………………………………………………………………………….………..12
Список литературы………………………………………………………………….………….13
Приложение…………………………………………………………………………….……….14
Введение
С глубокой древности в жизни славян огромную роль играли аграрные праздники и обряды, тесно связанные с трудом и бытом.
Исследованием календарных обрядов давно уже занимаются как этнографы, так и фольклористы, которые обращают внимание на разные стороны их бытования. Среди работ на данную тему можно назвать следующие: монографию В.К. Соколовой «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов», книгу В.Я. Проппа «Русские аграрные праздники». Интерес к весенне-летнему циклу славянского календаря в той или иной степени присутствовал всегда в отечественной науке.
Среди ученых, которые внесли ценный вклад в изучение календарной обрядности Восточной Сибири, можно назвать В.С.Виноградова, исследовавшего фольклор Иркутской области; А.А.Макаренко, занимавшегося рассмотрением региональной традиции (Красноярский край).
Региональная традиция календарного фольклора, которой посвящена данная работа, также в полной мере еще не изучена, чем определяется актуальность нашего исследования.
Цель работы: выявить особенности календарной обрядности весенне-летнего периода в Восточной Сибири в результате наблюдения над ее современным состоянием.
В ходе работы предстоит решить следующие задачи:
-
На основе сравнительно-сопоставительного анализа выявить своеобразие данной региональной традиции образного фольклора весенне-летнего периода.
-
Систематизировать рассказы о календарных обрядах и праздниках.
Объект исследования - календарный фольклор Восточной Сибири.
Предметом исследования является региональная традиция календарного фольклора (Восточная Сибирь).
Глава 1. Народный земледельческий календарь восточных славян
Слово «календарь» восходит к латинскому «calendal» (первый день месяца), и оно, в свою очередь, к глаголу «calare», что означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца.
Вообще же календари создавались независимо от Древнего Рима, задолго до и после него в разных уголках Земли, потому что потребность измерять время возникла у всех народов.
Исстари основным занятием восточных славян, и русских в том числе, было земледелие, поэтому культура в целом носила земледельческий характер. Календарь русского крестьянина прошлого века представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного творчества. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.
Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особо выделялись четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.
На Руси в течение некоторого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный), которые то совпадали, то расходились. Так, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV века церковь пыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября было окончательно определено лишь в 1492 году. Спустя два века Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января, таким образом, в российском государстве 1699 год продолжался всего четыре месяца (сентябрь-декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 года. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к ХХ столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный - григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 году декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый «новый стиль».
Как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года и за основные вехи принимало период зимнего солнцеворота - Спиридоньев день, позднее перенесенный (23 июня / 6 июля) до Петрова дня (29 июня / 12 июля); середину марта (Сороки - Благовещение), а также Семен - день (1/14сентября), который и в XIX в. сохранял черты, напоминавшие о бывшем когда-то сентябрьском «Новом годе»
По народным представлениям, две половины года взаимно влияют и обуславливают друг друга, отчего в пословицах, приметах, загадках много сравнений зимы с летом, осени с весной. в земледельческом календаре все составные части увязаны: одно время года определяется по другому, а каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия.
Крестьянину надо было заботиться об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающему поколению, и все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывались с точки зрения земледельца. О такой особенности крестьянского ума ярко и правдиво писал еще в прошлом веке Глеб Успенский. Цикл очерков под характерным названием «Власть земли» включал рассказ о земледельческом календаре, где писатель рассматривал народные приметы - прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Сравнивая календари «для господ» и народный месяцеслов, Г.Успенский писал: «Без перерыва на целый год, вплоть до будущего крещения, - у господ идут: взятие, покорение, одоление и т.д., а у крестьян: «На Трифона звездно - весна поздняя». «На Евдокен снег - урожай». <…> «Коли на Юрья березовый лист в полушку, на Успенье клади хлеб в кадушку». «Если на «Если на Николу заквакают лягушки - хорош будет овес». «На Луку полуденный ветер - к урожаю яровых» [8; 127].
Полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательнейшим образом изучать окружающий мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю, да и не только ему.
«Если галки большой стаей летают - к ненастью, садятся высоко на деревьях к морозу, низко - к оттепели».
«Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки начинают квакать».
«Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, зима не наступит, оттепель его сгонит».
«Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели с морозами» и т.д.
Зоркий крестьянский глаз подмечал все, детальность наблюдений и, соответствие примет поражает современного человека. К примеру, такое наставление «В конце сентября бывают иногда морозы, повреждающие картофель, свекловицу и другие огородные овощи. Признаки, по которым можно узнать наступление холода, - пролет диких гусей <…>, собирание в стаи мелких птичек, а также ясный блеск луны, рога которой принимают острую форму после новолуния, и притом малые и низкие облака стремятся к северу» [7].
В народном календаре существовала иерархия дней, то есть выделялись дни более или менее значимые, но практически не существовало дней безымянных, неотмеченных. Каждый день здесь - особый, со своим богатым или скромным содержанием, своим смыслом и предназначением, он не сам по себе, а в цепи других, подготовлен предшествующими и готовит следующие. К примеру, «какой день в Миколу зимнего, такой и в Миколу летнего»; зимний Никола, в глазах крестьян, завершает ту работу по установлению зимы, которую начинали Платон и Роман (18 ноября/1 декабря), продолжал Прокоп (22 ноября/5 декабря), «заваривала» Варвара с Саввой (4 и 5 / 17 и 18 декабря).
Кроме обычного числового обозначения внутри месяца и наименования внутри недели (3 мая, среда), некоторые дни имели и «личное» определение: великий четверг, чистый понедельник, Красная горка, радуница, семик, духов день и др., что указывало на их особое место и роль в народном месяцеслове.
Сравнивая праздники и обряды земледельческого года между собой, можно убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, повторяются некоторые действия, употребляются одни и те же ритуальные кушанья. В.Я.Пропп объясняет это тем, что все действия и помыслы земледельца направлены на то, чтобы вырастить и сохранить урожай.
От урожая зависело благополучие, да и сама жизнь хлебороба, поэтому он старался в точности выполнять предписанные традицией правила крестьянской агрономии (проведение сева, подготовка семян, пахота, удобрение навозом, уход за всходами и пр.). Насущный хлеб доставался тяжким трудом и нуждался, по мнению крестьянина, в защите от злых сил. Для этого в течение веков выработалась целая система обрядовых действ, включая песни, пляски, особые ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения, издевки, плачи и др.)
Земледелец был уверен, что особой силой воздействия на природу и человека обладает слово. Неудивительно, что в обрядовых текстах так много повелительной интонации и обращений: «Родись, капуста, бела и кругла!», «Покров - батюшка, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком», «Жаворонки, прилетите! Весну красну принесите!» и т.п.
Народный месяцеслов дает прекрасную возможность увидеть, услышать, прочувствовать всю красоту и емкость фольклорного слова. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова.
Еще есть одна сторона годового аграрного цикла. Это ритмичность календаря. В нем чередуются праздники и будни, работа и отдых, посты и дни неумеренной сытной еды. В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понималось как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен. Земледельческий праздник давал к тому же ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней.
Глава 2. Славянские календарные обряды и праздники весенне-летнего периода
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы. Будничная жизнь русского народа, по словам многих наблюдавших ее, была «уныло - однообразна с бесхитростными радостями и скорбями».
Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.
Все русские праздники выстраивались в определенную иератическую лестницу. Главным праздником для всех православных людей была Пасха, которою называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств.
Среди праздников, связанных с деревнями языческой традицией, особенно почитались Святки, Масленица, братчины, заветные праздники.
Отношения русских к празднику было довольно своеобразным. Они считали его совершенно необходимым для человека, едва ли не главным событием в круговерти жизни: «Мы целый год трудимся для праздника», «Хоть все заложи, да Масленицу проведи», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» - любили говорить крестьяне.
Кроме того, праздник, с точки зрения русских, требовал подчеркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявляя гостеприимство ко всем, прибывшим в деревню, даже к совершенно незнакомым, к нищим, странникам, калекам перехожим - слепцам, поющим духовные стихи.
Праздники, с их весельем, плясками, песнями, кулачными боями, борьбой, позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, передать свое умение более молодым.
-
Масленица
А мы масленицу прокатили.
А мы в глазах не видали,
Мы думали: масленица сем недель
Ажно масленица семь денечков
Масленица сподманила,
Великий пост посадила
И на хрен аге, на редьку
На белую капусту.
Известно, - пишет Р.Н.Сахоров, - что с древних времен на Руси масленица служит самым веселым и раздольным общенародным праздником. На масленицу каждый день имел в старину особенное значение, которому обыкновенно определялся и самый характер народных забав и развлечений. Понедельник, например, называется встречею, потому что тогда праздновалось начало масленицы; вторник - заигрыши, так как с этого дня начинались разного рода развлечения, катанья; среда - лакомка, так как открывались угощения у всех блинами и другими подобными яствами; четверг - широким, потому что с него начинался масленичный разгул; пятница - тещины вечеринки, когда тещи угощали своих зятьев; суббота - золовкины посиделки, так как в этот день молодые невесты приглашали к себе на пир родных. Суббота являлась и днем проводом масленицы, поскольку на следующий день наступал прощенный день [Приложение № 4].
В России во всю Масленицу пекут блины, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу.
Главною роль в русской Масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю. Но все же центральной фигурой оказывалась сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу.
В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжали на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.
С Масленицей прощались и в шутку и в серьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
И в преддверии великого поста стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение.
-
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой.
В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине.
По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки.
Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам.
Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья.
«Ветки вербы, принесенные из церкви, обыкновенно прячутся и в случае летней грозы, и в особенности града, их выбрасывают на двор в уверенности, что от этого гроза прекращается, и град перестает идти».
Освященная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение всего года [Приложение № 2].
-
Пасха
Праздник Пасха в православной традиции почитается как «праздник праздников и торжество торжеств». Происхождение самого слова «пасха» вызывает споры у этимологов. Одни ученые говорят, что слово берет начало от древнееврейского «песах», означающее «происхождение», другие же настаивают на его древнегреческом начале. С греческого оно переводится как «страдание». Эти два взгляда отражают неоднозначную историю праздника Светлого Воскресения.
Давай те же посмотрим традицию Пасхи, чтобы понять основное значение этого великого праздника и правильно соблюдать его ритуалы.
Итак, первоначально Пасхой называли праздник скотоводческих племен, перенявших затем оседлый образ жизни. В этот день они приносили жертвоприношения духам природы. Люди просили богов плодородия (Осириса, Диониса, Адониса) послать на землю благодать, богатый урожай и сочную траву.
Культура христианства внесла иной смысл в этот праздник, который стали называть Светлым Христовым Воскресением. В центре христианского праздника - чудо Воскресение Христа - свидетельство о божественном даре вечной жизни.
На Руси к пасхальному столу начинают готовиться с Великого Четверга: готовят пасхи, пекут куличи, блины, пироги, красят и расписывают яйца.
Вообще к Чистому четвергу была отнесена основная подготовка к Пасхе: в этот день убирали в избе, все мыли, чистили, и это органически увязывалось с очистительным характером обрядов этого дня [Приложение № 1].
На Пасху был обычай: в этот день прощать друг другу обиды, в знак чего было принято целоваться («христосоваться») [Приложение № 1].
Существовал обычай дарения крашеных яиц. Согласно легенде, он исходил от Марии Магдалены, которая подарила крашеное яйцо римскому императору со словами «Христос Воскрес». Крашеное яйцо является символом воскресения Христа - символизирует возрождение, а красный цвет - наше возрождение кровью Христа.
На Пасхальной неделе на центральных площадях городов возникали пестрые волшебные городки с балаганами, качелями, каруселями, с шатрами, в которых продавались напитки [Приложение № 3].
Традиционно на Пасху было принято загадывать желания, так как существовало поверье, что желание, загаданное в праздник Воскресения Христова, обязательно исполнится.
-
Иван Купала
День рождения св. Иоанна Предтечи, совершенное 24 июня, составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но почти во всей Европе. Праздник этот в народе известен под названием Ивана Купалы.
Из явлений природы, столь важных для человека, как повороты солнца, разделяющие год на две равные части, были сильным поводом к тому, чтобы учредить коляду и Купалу, как праздники, столь важные в отношении и к нуждам человека.
Замечательно, что богу Купалу приносят жертву купаньем.
В Ивановскую ночь, по народному мнению, цветет для счастливцев папоротник.
В Малороссии, накануне этого праздника, молодые люди купаются в реках до захода солнца. Потом в сумерки, раскладывая огонь на выгонах, полянах и садах, держась за руки, попарно перепрыгивают через огонь. Если во время перепрыгивания руки не разойдутся - это означает, что пара, то есть парень и девушка поженятся.
Заключение
Подводя итоги исследования, мы пришли к следующим выводам:
-
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается мы знаем поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий; историю какой бы то ни было эпохи представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства.
Что заботило, радовало, тревожило крестьянина или ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели; что передавали своим детям и внукам?
Все это просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей; поможет избежать некоторых ошибок и найти способ с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
-
Одним из ведущих в обрядности весенне-летнего периода является культ растительности. В семантике весенне-летней обрядности можно выделить следующие темы:
-
тема очищения;
-
тема избавления от грехов;
-
тема начала и обновления;
-
тема плодородия.
-
Сопоставив региональную традицию календарно-обрядового фольклора славянского населения на современном этапе ее бытования с другими региональными традициями календарной обрядности, можно сказать, что отдельные элементы праздника весенне-летнего периода сохранили свое архаичное смысловое содержание (обряды с вербой). В основном же компоненты праздничных обрядовых комплексов весенне-летнего периода народного аграрного календаря стали восприниматься как различные формы забав и увеселений.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть применена при изучении традиционной культуры и устного поэтического творчества.
Основная часть работы и материалы приложения могут послужить основой при составлении сценариев фольклорных праздников, викторин.
Список использованной литературы
-
Байбородин А. Русский месяцеслов. Православный календарь. Народные обычаи, обряды, поверья, приметы на все случаи жизни. Календарь хозяина. - Иркутск, 1998.
-
Гуревич А.В. Фольклор Восточной Сибири. Иркутск, 1938. - 180 с.
-
Забылин М. Русский народ: Его обычаи, придания, обряды и суеверия. - М.:ЭКСМО, 2003. - 608 с.
-
Иванова Л. Русский фольклор// Воспитание школьников, 2001. - № 10.
-
Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. - М.: Лабиринт, 2008. - 480 с.
-
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб, 1993.
-
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Елис, 1995.
-
Успенский Г.Н. Власть земли // Собр.сочинений: в 9 т. - М., 1956. - Т.5. - С. 127-128.
Приложение
Воспоминания Ильясовой Жанны Анатольевны
№ 1 Воспоминание о Пасхе
Мы встречали Пасху. Перед Пасхой за неделю, где-то в Чистый Четверг красили родители яйца куриные. Мы ложили, значит, перья от лука и красили яйца. Мы дети ждали этого праздника. А в субботу или в пятницу, мама моя пекла куличи. Потом наступал этот праздник. Утром рано мы вставали, бежали и брали яйца каждый, подходили и били яйца, стукали друг о друга и у кого яйцо выдерживало удары, тот и выигрывал и забирал разбитое яйцо себе… Потом бежали на гору, и катали яйца укого как бы дальше прокатится яйцо. А еще я помню, что у нас в деревне, на улице собирались. Каждый в доме стряпали куличи. К обеду собирались в одном доме и приносили свой кулич. Было очень весело и пробовали куличи, у кого вкуснее.
№ 2 Воспоминание о Вербном воскресенье
Я из детства также помню, как мы встречали Вербное воскресенье. Мы перед воскресеньем, праздником вербным, ходили гурьбой с ребятами к реке за вербой, рвали веточки, приносили домой. Дома ставили эти веточки, держали целый год.
Воспоминания Алексеевой Галины Михайловны
№ 3 Воспоминание о Пасхе
Пасха. Это раньше мы были маленькие, но все помним хорошо. Родители наши уходили в 6 часов вечера, да и до утра в церкви. С вечера готовят, стол накрывают и потом уходят на всю ночь в церковь. Молятся всю ночь и потом освещают все, что есть на столе. И потом приходят домой родители, пожилые. Они собираются в один дом и начинают чай пить, угощение у кого ничего нет им все раздают или в дом приносят, они с ними чаепитие делают. И всю неделю ходят по домам и чай пьют, угощают друг друга.
[А вот вы, дети, играли. Игры какие-нибудь были? - Собир.]
Да, они ходят. А мы уходим, яйца наберем и уходим где-то на гору.
[А что вы там делали? - Собир.]
И мы там играемся и босиком бегаем, носимся, яйца катаем, значит, у кого разобьется, плачем, и идем домой со слезами и опять берем одно яичко и …
№ 4. Воспоминание о Масленице
В Масленицу на конях катались. Утром уже идем на конный и нам конюх запрягает самую лучшую тройку. И мы выезжаем, одеваемся, наряжаемся и коней наряжаем и колокольчик, и по деревне ездим по улице и берем значит блины и орехи, и семечки, конфеты, и еще знаешь в соседнюю деревню поедем и мы туда приезжаем, а они нас встречают хорошо. Все выходят, смотрят, а мы их угощаем и нас угощают. Мы полную корзинку набираем: угощение, гостинцев, блинов много. Приезжаем домой. Нет, еще на 2 соседнюю деревню поедем. Что делать-то? Кони хорошие, красивые и там нас тоже угощают, мы угощаем. Оттуда приезжаем, или ко мне зайдем или к кому-нибудь и делаем чаепитие, все вылаживаем на стол.
Сидим, разговариваем, смеемся.