Урок по русскому языку для 5 класса «Повторение изученного по фонетике»

"Описание материала: Заключительный урок по фонетике в 5 классе проходит в форме игры. Урок позволяет повторить основные темы в данном разделе в игровой форме, подготовиться к контрольному диктанту, а также проверить полученные знания учащимися по разделу. В начале игры делим класс на 2 - 3 команды. Просим ребят придумать название своей команды, связанное с изученным разделом. На доске вывешивается слово «Фонетика». Каждую букву вырезаем отдельно и прикрепляем к доске на магнитики. В ходе игры...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика»

(Задания к уроку)

1. Фестиваль вопросов

Описание задания: Каждой команде предстоит ответить на 5 предложенных вопросов. Вопросы командам задаются по очереди. Если команда не может ответить на свой вопрос, другой команде дается возможность ответить на вопрос команды-соперницы и получить дополнительный балл. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Что изучает фонетика? (звуки речи)

  2. Что такое орфоэпия? (раздел языка, который изучает правила произношения слов и постановку ударения)

  3. Сколько букв в русском алфавите? (33)

  4. Какие буквы в русском алфавите называются немыми? (ь, ъ)

  5. Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)

  6. Как называется азбука, от которой происходит русский алфавит, а также украинский белорусский, сербский, болгарский (кириллица)

  7. Какие слова нельзя разбить для переноса? (из одного слога)

  8. Почему гласные называются гласными? (состоят из голоса)

  9. В каком слове 7 букв я? (семья)

  10. В каких словах сто согласных? (стог, стол, стой, стон, стоп)

2.«Опять двойка?!»

Описание задания: Наш старый знакомый Петя Ошибкин может получить очередную двойку по русскому языку. Ему необходимо выполнить фонетический разбор слова «встать». А он не выучил порядок фонетического разбора и вообще не знает, что это такое! Я думаю, что мы-то справимся с этим заданием и поможем Пете снова.

Итак, вспомните, что такое фонетический разбор слова и выполните разбор слова «встать».

За это задание вы можете получить 5 баллов, если все сделали правильно.

3. «Ну-ка, ответь-ка!»

Описание задания: Вам нужно ответить всего на один вопрос. К этому вопросу даны пять вариантов ответов. Выберите правильный. За правильный ответ - 1 балл.

Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?

  1. Что ешь?

  2. Где ёж?

  3. Как уж?

  4. Куда идешь?

  5. Когда встаёшь?

(Только в одном из этих коротеньких вопросов буквы стоят в том же порядке, в каком они идут в русском алфавите: ...ГДЕЁЖ... Именно такой вопрос уже не одну сотню лет задает вам азбука. Ответ: 2).

4. «Есть лингвистическая задачка»

Описание задания. Вам предлагается правильно решить 3 лингвистические задачки на время. Задачки для команд даются одинаковые. Будьте внимательны! За каждое правильное решение - 1 балл.


  1. Разрешите звуковые «пропорции»: К:Г=Т: ?(д)

Д:Т=Б:? (п)

К:С=Г :?(з)


  1. Запишите слова, данные в транскрипции, орфографически: [пазб'ищ'э], [спарцм'эн] (пастбище, спортсмен)


  1. Сколько раз встречается звук [3] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе? (ни разу, в этом предложении встречается только звук [3'])

5. «Тест - пятиминутка»

Описание задания: На выполнение задания дается ровно 5 минут. Задание включает в себя 5 тестовых задания. За каждый правильный ответ - I балл.

Задания:

  1. В слове УЩЕМИТЬ:

а) все согласные мягкие б) все согласные твердые в) есть твердые и мягкие согласные


  1. Какой звук дает выделенная буква в слове СЛАДКО:

а) [д] б) [т]


  1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:

а) веранда, ветеран, ветерок;

б) ветерок, ветеран, веранда;

в) веранда, ветерок, ветеран.


  1. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:

а) алфавит б) пунктуация в) фонетика

5. Сколько раз встречается мягкий звук [т] в предложении: Открытая тетрадь лежала на столе, а рядом блестел угол жестяной коробки.

а)3 6) 4 в) 5 г)6

Ответы: 1.а. 2.б. 3.а. 4.в. 5.б.


6. «Истинно - ложно»

Описание задания: Даются утверждения (их всего три). Необходимо отметить, какое утверждение «истинно», т.е. правильное, а какое - «ложно», т.е. неправильное. За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. В русском алфавите 10 гласных букв (истинно: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я)

  2. В слове конь мягкий знак смягчает букву н. (истинно)


  1. Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук после гласных (ложно, после согласных)

7. «Кладоискатели»

Описание задания: Необходимо найти слова, в которых правильно выделены буквы, обозначающие ударный гласный звук. За каждый правильный ответ -1 балл.

СлучАй, столЯр, пОртфель, звонИт, срЕдства, кИлометр, цЫган, красИвей, договОр, щавЕль.

8. «Абракадабра»

Описание задания: отгадайте метаграмму.

С ч летаю над волною,

С л не дам волкам покою,

С м рубашка - безрукавка,

С з скачу в лесу по тропке,

С г меня крепи к детали

Из железа или стали.

(чайка - лайка ~ майка - зайка - гайка)

Подводим итоги.

Команда победительница получает небольшие сувениры, например, календарики. Команды отмечают самых активных своих игроков, которым можно поставить пятерки за урок.


© 2010-2022