Рабочая программа по чтению и развитию речи (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №12»

Утверждена приказом

руководителя образовательного учреждения

№_________ от ______________







Рабочая программа

по чтению и развитию речи в 7 классе











Рогозина Татьяна Владимировна

(Ф.И.О. учителя - разработчика)




Рассмотрена на

педагогическом совете

от «___» _________ 2013 г.

2013-2014 г.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы ,2011г, под редакцией Воронковой В.В., учебника «Чтение» 7 класс, под редакцией А.К.Аксеновой - М.: Просвещение, 2013г.

Цель программы:

-совершенствование техники беглого, осознанного чтения.

Задачи программы:

  • Развивать высшие психические функции учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • Учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Программа включает в себя следующие разделы:

Тема 1. «Устное народное творчество».

Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества: сказки, загадки, былины, литературные сказки

Тема 2. «Из произведений русской литературы ХIХ века».

Учащиеся знакомятся с доступными художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Изучают краткие сведения об их жизни и творчестве.

Тема 3. «Из произведений русской литературы ХХ века».

Учащиеся знакомятся с произведениями, современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы происходит воспитание морально - этических и нравственных качеств личности подростка.

Кроме того, программа 7 класса предусматривает формирование навыков чтения:

совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Также предусмотрено внеклассное чтение, которое предусматривает формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.

Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Основными методами являются:

-словесные методы:

- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;

- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;

- объяснение, используется для раскрытия причинно - следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки;

-работа с книгой и учебником.

-наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)

- наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 7 класса для специальных (коррекционных) школ VIII вида; на 102 часа, 3 часа в неделю.

Данная программа предусматривает использование регионального компонента за счет уроков внеклассного чтения с целью ознакомления учащихся с литературой родного края.




















Требования к уровню подготовки учащихся:


учащиеся 7 класса должны уметь:


  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • давать характеристику главным героям;

  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки;

  • пересказывать содержание прочитанного, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным..

учащиеся 7 класса должны знать:


  • Наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.



Содержание тем учебного курса


Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова.

Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, Р. И. Рождественского, А. Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П. Погодина.



Учебно-тематический план

п\п

Дата

проведения

Содержание

Кол-во часов

Нагляд.

пособия,

ЦОРы

Примечание

1.

05.09.

Введение.

Устное народное творчество.

Фольклор родного края.

1

ЦОР

№ 21-24


2-3.

07.09.

09.09.

Сказки.

«Сивка - бурка»

(русская народная сказка)

2

ЦОР

№19


4.

12.09.

«Журавль и цапля»

(русская народная сказка)

1



5.

14.09.

«Умный мужик»

(русская народная сказка)

1



6.

16.09.

Вн.чт. Легенды и мифы Дальнего Востока

1



7-8.

19.09.

21.09.

Былина.

«Три поездочки

Ильи Муромца».


2

ЦОР

№52


9.

23.09.

Русские народные песни.

«Ах, кабы на цветы не морозы…»

«По улице мостовой…»

1



10.

26.09.

Пословицы. Загадки.

1

ЦОР

№21, 24


11.

28.09.

Вн.чт. Малые жанры в русском фольклоре на Дальнем Востоке: пословицы, поговорки, считалки, дразнилки, небылицы.

1





Из произведений русской литературы 19 века 44 часа




12.

30.09.

Пушкин Александр Сергеевич

(1799 -1837)

1

ЦОР

№16


13.

03.10.

Пушкин А.С.


«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1 ч, заучивание наизусть отрывка из стихотворения.


1



14.

05.10.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...», 2ч. Составление характеристик героев с помощью учителя.

1



15.

07.10.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...», 3ч., деление прочитанного на части, составление плана.


1



16.

10.10.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...», 4ч. ,пересказ по плану.

1



17.

12.10.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ,5 ч., заучивание наизусть отрывка из стихотворения

1



18.

14.10.

Пушкин А.С.

«Зимний вечер»


1

ЦОР

№54

аудиозапись

19.

17.10.

Пушкин А.С.

«У Лукоморья»

(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)


1

ЦОР

№55


20.

19.10.

Вн.чт. Сказки народов Приамурья.

1



21.

21.10.

Лермонтов Михаил Юрьевич

(1814 -18410

1

ЦОР

№ 1


22-23.

24.10.

26.10.

Лермонтов М.Ю.

«Бородино»

2

ЦОР

№ 56


24.


Крылов Иван Андреевич

(1769 - 1844)

1

ЦОР

№ 57


25.


И.А. Крылов

«Кукушка и Петух»


1



26.


И.А.Крылов

«Волк и Журавль».

1



27.


И.А. Крылов.

«Слон и Моська»

1



28.


Николай Алексеевич Некрасов

1

ЦОР

№ 14


29.


Н.А. Некрасов.

«Несжатая полоса».

1



30.


Н.А. Некрасов.

«Генерал Топтыгин»

1



31.


Вн.чт. Родной край в творчестве дальневосточных писателей.

1



32.


Лев Николаевич Толстой

Жизнь и творчество

1

ЦОР

№ 58




Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» - 9 ч.




33.


Л.Н. Толстой

«Кавказский пленник» Глава 1

Неудачное решение

1

ЦОР

№ 59


34.


Глава 2

В плену.

Поведение Жилина и Костылина.

1



35.


Глава 3

Жилин не смирился с жизнью в плену

1



36.


Глава 4

Жилин готовится к побегу

1



37-38.


Глава 5

Побег.

Настоящий товарищ

2



39-40.


Глава 6

Дружба Жилина и Дины

2



41.


Л.Н. Толстой

«Кавказский пленник»

(урок-обобщение)

Тестирование.

1



42.


Антон Павлович Чехов

1

ЦОР

№ 60


43-44.


А.П. Чехов «Хамелеон»

2



45.


Вн.чт. В.К.Арсеньев "Встречи в тайге"

1



46.


Владимир Галактионович Короленко.

1





В. Г. Короленко «Дети подземелья» 9 часов




47.


В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Я и мой отец

1



48-49.


Я приобретаю новое знакомство

2



50.


Знакомство продолжается

1



51.


Осенью


1



52-53.


Кукла

2



54.


Сочинение «Минуты радости и тревоги»


1



55.


Вн.чт. П.С.Комаров. Стихотворения.

1





Из произведений русской литературы 20 века - 47 часов




56.


Максим Горький

(1868-1936)

1



57.


A.M. Горький «Детство», 1ч. Пересказ с изменением лица рассказчика.

1

ЦОР

№ 61


58.


A.М. Горький «Детство», 2ч. Составление характеристики героя с помощью учителя.

1



59.


A.M.Горький «Детство», З ч. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждения своего заключения словами из текста.

1



60.


A.M. Горький «Детство», 4ч. Выделение главной мысли произведения.

1



61.


A.M. Горький «В людях», 1ч. Деление прочитанного на части, составление плана.

1



62.


A.M. Горький «В людях», 2ч. Пересказ по плану.

1



63.


Михаил Васильевич

Исаковский

1



64.


М.В. Исаковский.

«Детство».

1



65.


М.В. Исаковский.

«Весна».

1



66.


М.В. Исаковский.

«Ветер».

1



67.


Вн.чт. Стихи ДВ поэтов о природе родного края.

1



68.


Константин Георгиевич Паустовский

(1892-1968

1

ЦОР

№ 62


69-70.


К.Г. Паустовский.

«Последний черт».

2



71.


Михаил Михайлович Зощенко

(1894 - 1958)

1



72-74.


М.М. Зощенко.

« Великие путешественники».

3



75.


Константин Михайлович

Симонов

(1915 - 1979)

1

ЦОР

№ 63


76-77.


К.М. Симонов. «Сын артиллериста».


2



78


Валентин Петрович

Катаев

(1897 - 1986)

1



79-80.


В.П. Катаев.

«Флаг».

2

ЦОР

№ 64


81.


Вн.чт. В.П.Сысоев "Золотая Ригма"

1



82.


Николай Иванович Рыленков (1909-1969)

«Деревья»

1



83.


Н.И.Рыленков

«Весна без вещуньи-кукушки…»

1



84.


Н.И.Рыленков

«Всё в тающей дымке…»

1



85-86.


Юрий Иосифович

Коваль (1938-1995)

«Капитан Клюквин»

2

ЦОР

№ 65, 66


87-88.


Ю. И. Коваль «Картофельная собака»

2



89-91.


Юрий Яковлевич

Яковлев (1922-1996)

«Багульник»

3

ЦОР

№ 25


92-93.


Радий Петрович

Погодин (1925-1993)

«Время говорит - пора»

2



94.


Вн.чт. «Стихи на войне, стихи о войне»

(поэты России, ДВ о ВОВ)

1



95-97.


Анатолий Георгиевич

Алексин (р. 1924)

«Двадцать девятое февраля»

(отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

3



98.


Константин Яковлевич

Ваншенкин (р. 1925)

«Мальчишка»

1



99.


К.Я. Ваншенкин

«Снежки»

1



100.


Повторительно - обобщающий урок по изученным произведениям


1



101.


Вн.чт. Вяземские поэты (Скрипченко Л., Ходацкий А, Мурашкин Ю., Королева И., Бельцова Н.)

1



102.


Урок - конкурс «Книга - источник знаний».

1







Литература



Дополнительная литература для учащихся

1.В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». В 4 томах. - М.: Русский язык. - Медиа, 2006г.

2. Хрестоматия по ДВ литературе.

Дополнительная литература для учителя

1. Бородич, А.М. Методика развития речи [Текст] / А.М. Бородич. - М., 1981.

2. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - М.:

Просвещение, 1963.

3. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных

учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. - М.: Издательский центр «Академия»,

4. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б.

Иншакова.- М.: Педагогика, 2000.

5. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб., 1997. 25

6 .Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.

7. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,5-9 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2011, под редакцией Воронковой В.В.

Интернет-ресурсы

  • Региональная коллекция ЦОР.


© 2010-2022