Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

              Сравнивая басню "Ворона и лисица" Эзопа и Крыловапродолжаем  обучению вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; демонстрируем сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; даем образец выразительного чтения басни, тренируемся в сопоставительном анализе.Красочная презентация к уроку поможет лучше достичь поставленные задачи, по-новому взглянуть на знакомый текст, получить удовольствие от инсценирования бессмертной басни.Хорошей тренировкой дома б...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 15. Анализ басни Эзопа и И.А. Крылова

«Ворона и лисица»

Слайды

Цели урока:

-продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

-продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;

-дать образец выразительного чтения басни, тренироваться в сопоставительном анализе.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для групповой работы, на стенде басня «Ворона и лисица» разных авторов, портрет баснописца, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица», аудиозапись басни в исполнении Лии Ахеджаковой, запись песни Г.Гладкова из мультфильма «Пластилиновая ворона».


Ход урока

1.Организационный момент. (Звучит песенка из мультфильма «Пластилиновая ворона»)

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, с баснями вы уже знакомились в начальной школе. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

- Считается, что первым сочинителем басен был Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Прочитаем одну из его басен «Ворон и Лисица».

- Почему именно басню «Ворона и Лисица»?

- Итак, вернёмся к басне Эзопа. Прочитайте её с выражением.

- На что похожа эта басня? (Рассказ, сказка) Чем эта басня похожа на рассказ? Чем она похожа на сказку?

- И все-таки басня- это не рассказ, не сказка. А что тогда? Давайте прочитаем определение этого термина в учебнике.

-Какова задача басни? ( На ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.)

-Басня не только поучает, она высмеивает. Поэтому басня не только эпический, но и сатирический жанр. Она показывает недостатки людей, смеётся над ними.

- Написать басню - очень нелегкое дело. Многие писатели брались за этот жанр.







-Но прославился лишь один. Догадались кто?

- Давайте прочитаем басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица» и ответим на вопрос: почему же ворона каркнула?

3. Работа с текстом.

- Итак, на доске текст басни, прочитайте, её, пожалуйста, про

себя. (Чтение басни без морали)

- Назовите героев басни. Давайте понаблюдаем за ними. Для этого разобьёмся на группы, и каждая группа выполнит небольшое задание. Время работы в группе - 5-7 минут).

- Давайте послушаем 1 группу и познакомимся с результатами их труда.

Карточка № 1.

1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает?

2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? (Сравните свои догадки с мнением В.И.Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка».)

Ворона - нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение).

3. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах?

Ворона за море летала, да вороной и вернулась.

Зачем вороне большие разговоры, знай ворона своё воронье кра.

Пугана ворона и куста боится.

Не летать вороне в высокие хоромы.

Карточка №2.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась…

Задание:

1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздитьс.

2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь?

- Попробуем обобщить, какой же мы видим Ворону в басне Крылова? (Совместными усилиями составляем список эпитетов и строим схему, где записываем: тяжёлая, огромная, неуклюжая, громкоголосая. )

- Согласитесь, характеристика Вороны была бы неполной без той оценки, которую даёт нашей героине Лисица. Ребята из 4 группы выразительно нам прочитают необходимый фрагмент из басни и прокомментируют его.

Карточка № 3.

- Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!

1. Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону.

2. Какой мы представляем Лисицу, слушая её речь?

- Дополним схему (записываем слова: голубушка, светик, петь мастерица, царь-птица).

Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной).

- Насмешка, притворство в литературе получило название иронии. Ирония рождается от столкновения противоположных точек зрения, как молния рождается от удара грозовых туч (в тетради записывается новое понятие).

- Вернёмся к 3 группе

Речь Лисицы характеризует не только Ворону, но и саму Лисицу. Какой мы её представляем?

- Какой звук повторяется в речи Лисицы? (звук /с/) В старину было принято к обычным словам добавлять обращение сударь, сударыня, впоследствии эти слова упростились, и остался только звук /с/: «Будьте добры-с, извольте-с». Подобной манерой речи отличались либо люди зависимые, заискивающие либо лукавые, стремящиеся к личной выгоде. Подобная манера речи свойственна и лисе Крылова: она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.

- Вспомним, какие ассоциации вызывает у русских людей рыжая плутовка? (Выступление 3 группы.)

Карточка № 4.

Русский народ образовал множество слов и выражений от слова лиса.

Прочитайте их и объясните, что они значат?

Лисить -

Он облисит кого угодно -

Налисил и напел сладко -

Лису петь -

Проверьте себя. Переносное значение слова лисица В.И.Даль объясняет так:

Лисица - хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.

- Сформулируем черты Лисицы ещё раз и запишем их в схему. (Слева появляется запись: плутовка, проныра, льстец.)

- Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (В схеме заполняется правый столбик: хитроумная, сообразительная, находчивая.)

- Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.) А что Ворона слишком громко пела? («Кра-кра».) Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал - с ним была плутовка такова». Значит, Лиса ещё и победительница? (Дополняем схему.)

- После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями. На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)

- Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно. Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие? (В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)

- Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца - лисы гнусны, вредны.)

- Значит, Лиса - обманщица, а не победительница? Давайте рассмотрим иллюстрацию к басне художника Евгения Рачёва.

- Какими мы видим Ворону и Лисицу в его изображении?

(С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения - лиса. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги - это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули - и виной тому её собственная глупость.)

- То есть, если в начале басни автор называет деяния Лисицы гнусными и вредными, то после же смеётся над Вороною, нежели над Лисицею. Как же так? Выходит, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод.)

- Давайте обратимся за помощью к выдающемуся русскому психологу, исследователю литературы Л.С.Выготскому, который писал: «Мораль превращается в один из поэтических приёмов. Она играет роль литературной маски. Баснописец никогда не говорит от своего имени, а всегда от имени назидательного и поучающего старика».

- Следовательно, в нашем случае мораль - маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический эффект басни. Читая мораль, мы готовимся, если не к осмеянию льстеца, то хотя бы к его критике. Само же содержание басни скорее демонстрирует остроумное и игривое искусство льстеца. И как раз данное противоречие есть то самое столкновение, где рождается ирония автора. Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы. Здесь кроется ещё одна загадка басни: каждый читатель выводит свою мораль, формирует свой нравственный вывод, основываясь на собственном жизненном опыте.

Секрет крыловских басен, наверное, в том, чтобы создавать множество интерпретаций, множество вариантов прочтения. Давайте послушаем ещё одну интерпретацию басни «Ворона и Лисица», на этот раз актёрскую и поучимся у Лии Ахеджаковой выразительному чтению басен (звучит аудиозапись.)

4. Сравнительный анализ басен.

-Теперь сравним басню Крылова с басней Эзопа. А для этого ответим на вопросы.

- Что общего у этих басен?

- Чем они различаются?

- Сразу видно, что басня Эзопа - прозаическая и короткая. Басня Крылова - стихотворная и более длинная. Почему она длиннее? Другой сюжет? Другие герои? Нет. Почему же она длиннее?

- Где стоит поучительная часть?

- Сравните поучительные части. Одинаков ли смысл басен у Эзопа и Крылова?

- Как вы понимаете слово « лесть»?

5. Домашнее задание. Дома попробуйте сочинить басню в стихах или в прозе, как у Эзопа. А для поучительной части используйте любую народную пословицу.





Слайд 1

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Слайд 2

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Слайд 3

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)


Слайды 4-11

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Слайд 12

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Слайд 13

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)




Слайд 14

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)








Слайд 15

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)


Слайд 16

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)


Слайд 17

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)








Слайд 18

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)






Слайд 19

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

















Слайд 20

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)

Слайд 21

Анализ басни Эзопа и Крылова Ворона и лисица (5 класс)



© 2010-2022