Неделя русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Неделя русского языка

«Мы любим русский язык и литературу»

Основная цель предметной недели: повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний.

Задачи :

1.Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей.

2. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
3. Оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.

4. Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.

5. Создание праздничной творческой атмосферы.

Сроки проведения предметной недели -

П л а н

мероприятий Недели русского языка и литературы

20.01.14г. - Понедельник - Открытие недели. Линейка.

21.01.14г. - Вторник - Викторина по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов.

Аукцион знаний по русскому языку для учащихся 8 - 9 класс.

22.01.14г. - Среда - День иллюстрации (выставка рисунков «По страницам любимых произведений»)

Принимаются иллюстрации к любым художественным произведениям от учащихся 5 - 9 классы.

23.01.14г. - Четверг - Беседы «Ты и твое имя» (для учащихся 7-9 классов), «Словари - твои добрые помощники» (для учащихся 5, 6 классов).

24.01.14г. - Пятница - Вечер русского языка.

25.01.14г. - Суббота-Подведение итогов.








Содержание заданий по дням.

Высказывания о русском языке оформлены на стенде.

1. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

В. Г. Белинский

2. Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

3. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

4. Как материал словесности, язык славяно - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

А. С. Пушкин

5. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

М. В. Ломоносов

6. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой все выражается на нём - отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования… крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

А. И. Герцен

7. Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилия форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Н. А. Добролюбов

8. Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…

К. Д. Ушинский

9. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

И. С. Тургенев

10. Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры… Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…

Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен….

А. И. Куприн


О литературе и поэзии

1. Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников.

И. В. Гёте

2. Не нужно, чтоб всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь.

А. П. Сумароков

3. …Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет;

Хорошие стихи не так легко писать…

А. С. Пушкин

4. Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты - умы и сердца истинных художников.

А. М. Горький

5. Где и когда работали в одно и то же время такие несоединимые, столь чуждые один другому таланты, как Помяловский и Лесков, Слепцов и Достоевский, Гл. Успенский и Короленко, Щедрин и Тютчев? Продолжайте эти параллели, и вас поразит разность лиц, приемов творчества, линии мысли, богатство языка.

А. М. Горький

6. Стих, как монету, чекань -

Строго, отчетливо, честно,

Правилу следуй упорно;

Чтобы словам было тесно,

Мыслям - просторно.

Н. А. Некрасов

7. Пушкин у нас - начало всех начал.

А. М. Горький

8.Чтобы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет её гордостью, её славой, её украшением…

Н. А. Добролюбов

9. (О поэзии)

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок.

Б. Л. Пастернак

10. Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

С. А. Есенин


Сценарий школьной линейки,

посвящённой открытию Недели русского языка и литературы

1.Выступление учителя (объявление о начале Недели русского языка и литературы)

2. Выступление учащихся 1 - 9 классов (звучат слова известных мастеров русского слова, крылатые выражения, пословицы о силе, значимости и красоте русского языка)

9 класс

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

8 класс

Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи русский язык!

7 класс

Если ты писать не будешь,

Если ты читать не будешь,

Если говорить не будешь,

Кто тогда рассеет мрак?!

6 класс

Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает правил. (А.П.Сумароков)

5 класс

Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо владеть им. (А.М.Горький)

4 класс

Слово пуще стрелы (русская пословица)

3 класс

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота - знания черпать. (Русская пословица)

2 класс

Если хочешь знать истину, начинай с азбуки (Русская пословица)

1 класс

Умную речь хорошо и слушать (Русская пословица)

Слово учителя (знакомство с планом проведения Недели русского языка и литературы

Аукцион знаний по русскому языку

(Участвуют все желающие 5-7 классов)

За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

1. Задание. "Волшебный круг".

Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

Бульон (французский)
Футбол (английский)
Галстук (немецкий)
Бухгалтер (немецкий)
Баскетбол (английский)
Жалюзи (французский)
Школа (греческий)
Балет (французский)
Гимназия (греческий)
Спорт (английский)

3. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова:
Вершок (мера длины, равная 4,5 см).
Кушак (пояс из мягкой ткани).
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень).
Невод (сеть).
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль (оружие).
Ржа (ржавчина).

4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

Дискуссия - спор.
Диалог - разговор двух лиц.
Дебаты - обсуждение.
Инновация - нововведение.
Консилиум - совещание врачей.
Менталитет - склад ума.

5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)

6. Назовите слова, в которых две приставки и два суффикса.

(Например, необдуманный)

7. Произнеси словами числительные:

К 518 + 242

От 263 - 75

К 359 +923

От 841 - 136

С 678 рублями

С 849 рублями

8. Назовите основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить - Родине служить.
Д) Свобода - это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.

По итогам аукциона определяется победитель, которому будет вручен диплом во время подведения итогов Недели (на торжественной линейке).

Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.



Беседа

«Словари - наши добрые помощники»

Только люди обладают даром речи. С помощью слов люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.

Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».

Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле - никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко».

Александр Трифонович Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова:


Да, есть слова, что жгут , как пламя,

Что светят вдаль и вглубь - до дна.

Но их подмена словесами

Измене может быть равна.

Поэт мечтает о таком времени,

Чтоб ограничить трату слов,

Чтоб сердце кровью их питало;

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало…

А великий Лев Николаевич Толстой когда - то писал: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.

В однотомном «Толковом словаре» С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.

В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексикография за все своё существование. Почти вплоть до середины ХХ века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.

На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более 120 тысяч слов) и четырехтомный.

Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находятся ударение, как оно изменяется.

Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова - дело плоти, крови и души родины и человечества».

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет!

По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.

Ученый - языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

Какие еще есть словари?

«Орфографический словарь русского языка» под редакцией С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи слов).

«Словарь ударений» ( для работников радио и телевидения) под редакцией Д. Э. Розенталя.

«Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений).

«Словарь синонимов русского языка» под редакцией З. Е. Александровой.

«Словарь русских личных имен» под редакцией Н. А. Петровского.

«Словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения).

Есть и другие языковые словари.

В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам:

«Энциклопедический словарь» (86 томов).

«Большая энциклопедия» (20 томов).

Задания для учащихся

  1. Какие словари лежат перед вами? Кто их авторы? О чём можно узнать с помощью этих словарей?

  2. Каким словарём необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний:

между двух огней;

полететь вверх тормашками;

пожинать лавры;

хлопать глазами;

одна нога здесь, другая там;

зубы заговаривать;

голова идет кругом.

Объясните происхождение и значение фразеологизмов. Пользуйтесь «Фразеологическим словарем».

  1. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю.

  2. Пользуясь «Школьным словообразовательным словарем», объясните, как образовались данные слова;

Пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка, инертность и др.

  1. Что означают слова?

Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, тральщик, ротационный.

Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.

Беседа

«Ты и твоё имя»

1. Рассказ учителя.

Имя человеку дается один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем.

Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений ,признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина.

До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первой, Первуша, Второй, третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей). Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль, Селянин, Гольтепа), место происхождения (Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец, Серпуховитин), церковные отношения (Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь). Иногда и клички (Олух, Болван, Беспортошник).

Наши предки пользовались иносказательными именами (Баран, Волк, Лиса, Блоха, Ворона, Гнида, Оладья, Бандук, Дуб).

В летописи ХV века сохранились имена : Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов.

Были имена другого рода - княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Владимир, Всеволод, Будимир и др.

Некоторые славянские имена возникли позже: Бажен - желаемый, Тарас - беспокойный, Руфина - рыжая.

Иногда в качестве имен брались нереальные, а желаемые признаки: Светозар (светлый, как заря) Владимир (владею миром) Доброслава (имеющая добрую славу) Всемила (всеми милая).

Детям давались и древнегреческие, и римские имена: Калистрат (хороший воин), Севастиан (достойный поклонения), Наум (радость, утеха), Домна (хозяйка).

Красивых женских имен сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Святослава).

Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Имя Прасковья осознается как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном значении - «пятница».

Некоторые обрусевшие имена подверглись сокращению: Борислав - Борис (борющийся за славу), Вадимир - Вадим (наставляющий мир).

В. А. Жуковский опоэтизировал имена Светлана (светлая), Людмила (людям милая). А.С. Пушкин использовал имя Чернова. Д. И. Фонвизин назвал своего героя из комедии «Недоросль» Митрофаном. В буквальном переводе с греческого языка это имя означает «являющий свою мать», т. е. похожий на свою мать. Имя положительной героини - Софья (греч.) - «мудрая». В популярной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» главный персонаж - Эраст (греч.) - «прелестный, милый, возлюбленный».

Главный герой «Шинели» назван Н. В. Гоголем Акакием Акакиевичем (греч.) - «не делающий зла, безропотный, кроткий». Он на самом деле кроткий, тихий безропотно переносящий все невзгоды.

У А. Н.Островского в «Грозе главная героиня Катерина, что означает «гордая чистая».

А в пьесе «Бесприданница» героиня - Лариса - «чайка». Она ,действительно, как чайка, стремившаяся к свету, свободе.

А вот имена из сказок: Елена и Василиса. Елена (от греч. helenos - «свет, факел»). Василиса (от греч. basileus - «царица, царственная»). Героини различны по своему характеру. Елена - мягкая, лиричная, «носит» постоянный эпитет «прекрасная». А Василиса - мужественная, находчивая, энергичная. Поэтому Василиса всегда «премудрая».

Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому, что это имя в полных святцах встречается 170 раз. (Святцы или месяцесловы в русской православной церкви - особые книги. В святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник родителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах.)

Иногда священник шёл на уступки и давал другое имя, которое в святцах не значилось. Этим объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь.

Революция и имена

Регистрацию новорожденных стали вести отделы актов гражданского состояния (загсы).

Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое. Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена.

Известно около трёх тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространения в последующие годы. Например, Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Рутений, Вольфрам, Рубин.

В качестве личных имен и математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина.

После революции были модны имена из других языков: Изольда, Артур, Элиза, Роберт, Эдуард, Эвелина.

Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана.

Очень много имен было образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель (если прочитать справа налево - получится Ленин), Вилена (Владимир Ильич Ленин - сокращенно Вилена), Нера (новая эра), Роблен (родился быть ленинцем).

Уродливые имена: Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (районная типография).

Н. А. Петровский рассказывает в «Словаре русских личных имен» о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например, Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич.

Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы) звали Палладий Меринов.

Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора.

Что означают некоторые имена?

Александр (от греч. alexo) - защищать, защитник.

Алевтина (от греч. aleuo) - отражать.

Анастасия(от греч. anastas) - воскресшая.

Андрей (от греч/ andreios) - храбрый, мужественный.

Анатолий (от греч. anatole) - восток, восточный.

Афанасий (от греч. athanasia) - бессмертный

Анна (от др. - евр. hanna, hen) - грациозная, миловидная.

Валентин, Валентина (от латин. valens) - сильный (ая), здоровый (ая).

Валерий, Валерия (римс. имя valerius) - крепкий (ая), бодрый (ая).

Варвара (от греч. barbaros) - иноземка.

Василий, Василиса (от греч. basileus) - царский, царственная.

Виктор, Виктория (от греч. victor victoria) - победитель, победа.

Виталий (от латин. vitalis) - жизненный, витаминный.

Владимир (др. - рус. форма имени Володимьръ) владеющий миром.

Галина (от греч. galena) - спокойная, безмятежная.

Геннадий (от греч. gennadas) - благородный.

Георгий (от греч. georgos) - земледелец.

Герасим (от греч. gerasmios) - почтенный.

Герман (от лат. germanus) - родной, единокровный.

Григорий (от греч. gregoreo) - бодрствующий.

Дарья (персидское Dareios) - сильная, побеждающая.

Дмитрий (от греч. Demetrios) - принадлежащий Деметре, богине земледелия и плодородия.

Евгений, Евгения (от греч. eugenes) - благородный, благородная.

Екатерина (от греч. Katharios) - чистая.

Елена (от греч. helenos) - светлая, солнечная, факел.

Елизавета (др. евр.) - почитающая бога.

Иван (Иоанн) (евр.) - благодать Божия.

Игорь (др. рус.) - хранитель.

Ирина (от греч. eirene) - мир, мирная.

Кирилл (от греч. Kyrios) - повелитель, владыка.

Константин (от лат. constans) - стойкий, постоянный.

Максим (от лат. maxsimus) - величайший.

Марина (от лат. mare) - море, морская.

Наталия (от лат. natalis) - родная, природная.

Олег, Ольга (др.- рус. Ольгъ, Ольга) - святой, святая.

Петр (от греч. petra) - каменный.

Раиса (от греч. radia) - легкая.

Роман (от лат. Romanus) - римский, крепкий.

Светлана (славянское имя) - светлая.

София, Софья (от греч. sophia) - мудрая.

Татьяна (от лат. tatiuas и греч. tatto) - учредительница, устроительница.

Филипп (греч. личное имя Philippos)- любящий лошадей.

Полная информация о значении имен в книге: Н. А. Петровский. Словарь русских личных имен. М.: Сов. Энциклопедия, 1980.

II. Вопросы для викторины

  1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне?(Анна, Алла и др.)

  2. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня - Ваня.)

  3. Какое женское имя состоит из 30 букв я? (Зоя.)

  4. Назовите города, состоящие из двух мужских имен. (Борисоглебск, Петропавловск.

  5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

владеть миром (Владимир);

владеть всем (Всеволод);

любить мир (Любомир);

свято славить (Святослав);

милая людям (Людмила).

  1. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны женскими, а также мужскими именами. (Например, Анисья - анис (травянистое растение), Василий, Василиса - василек, Лилиана, Лилия - лилия, Роза, Розалия - роза, Маргарита - маргаритка, Агата - агатис, Снежана - подснежник и др.)

  2. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор, спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля.)

  3. Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев - лед - лад -лат - лит - Тит.)





Сценарий Вечера русского языка.

Чтец: Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

("Грустные вести" А. Шибаев ) письмо проецируется на экран

Пришло письмишко мне,

Гляжу -

Из лагеря, от Мишки…

"Здесь чудный лук, и я лижу", -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

"Здесь - лиса,

Красивый длинный прут".

И что такое он плетет -

Не разберусь, хоть тресни:

"Когда отряд идет в поход,

Я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть

И очень был доволен…"

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Королева Пунктуация:

Твой друг серьезно болен.

Вернется - надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография: Да-да , пойду его лечить.

Заставлю правила учить!

Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )

Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: Ну, Федя.

Королева: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя: Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение на карточках держат слуги.)

Неделя русского языка и литературыНеделя русского языка и литературыНеделя русского языка и литературыНеделя русского языка и литературы

Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова Неделя русского языка и литературы) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…

Королева: Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Неделя русского языка и литературыНеделя русского языка и литературыНеделя русского языка и литературыНеделя русского языка и литературы

Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и тащат его в сторону)

Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не надо мне домой если можно

(предложение написано на экране)

Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.

Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)

Сценка об омофонах "Несуразные вещи».

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Королева: Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.

Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.

Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:


Рассказывают 2 чтеца (слуги)

1-ый; Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Придворный :Вот какой ленивый Лежебокин.

Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного. Мы собрались здесь с вами, чтобы отметить праздник русского языка.




Выходят чтецы.

1-й: «Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й: Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

3-й: Русский язык - язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

4-й: Язык национальной гордости и достоинства!

1-й (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, - Как Основе Основ

3-й: ( стихотворение В.Шефера)

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

4-й: Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык.


© 2010-2022