УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА яЗЫК МОЙ - ДРУГ МОЙ!

Урок-беседа на тему «Язык мой - друг мой»Цель урока:- расширить общие сведения о языке; - развивать познавательный интерес;- воспитывать интернациональные чувства, любовь к родному языку.В ходе конкурса учащиеся выполняют задания, декламируют стихотворения; все это оценивается баллами. В конце соревнования подводятся итоги и называются победители,Ход урокаВступительное слово учителя. Учитель: Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-беседа на тему «Язык мой - друг мой»

Цель урока:

- расширить общие сведения о языке;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать интернациональные чувства, любовь к родному языку.

В ходе конкурса учащиеся выполняют задания, декламируют стихотворения; все это оценивается баллами. В конце соревнования подводятся итоги и называются победители,

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд:

1. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не находят. (Месяцы).

2. Маленький, пузатенький, весь дом бережет. (Замок).

3. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда встать, когда работу начинать. (Часы).

4. Склеена, сшита, кто ее открывает, много знает. (Книга),

Учитель: Какое слово получилось из выделенных букв? (Ответы учащихся). Правильно, язык.

Итак, тема нашего занятия - «Язык мой - друг мой». И мы начинаем интересную беседу, которая будет состоять из моих вопросов и ваших ответов.

Учитель: Когда возникли языки? (Отвечают желающие, затем подготовленный ученик).

- Ученые считают, что разные языки, на которых теперь говорит население Земли, возникли в первобытные времена, когда люди, живя общиной, стали заниматься охотой. Чтобы понимать друг друга, требовались знаки, слова. Потом первобытные языки стали соединяться, становились богаче, разнообразнее. Языки разных народов «проникали» один в другой, дополняли друг друга, в наше время они продолжают развиваться, обогащая друг друга.

Учитель: Для чего служит язык? (Ответы учащихся)

- С помощью языка можно передавать свои наблюдения, фантазировать, рассуждать, объяснять, то есть общаться друг с другом.

Учитель: Сколько языков сегодня существует на планете? (Ответы учащихся)

- У людей нет одного общего языка, они говорят на разных языках, которых на земле насчитывают более 10 тысяч. И этот список еще не окончательный. Но самый распространенный язык - китайский. На нем говорит 1 млрд. человек, 470 млн. говорят по- английски. У каждого человека есть свой родной язык.

Чтение стихотворения учеником / ученицей

Любой язык по - своему велик.

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

(Н. Доризо)

Учитель: Великий Абай говорил: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно…».

Чтение стихотворения

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою- мало,

Если два - вопросов нет -

Ты для всех авторитет;

Все за гениев считают,

Ну, а если все четыре -

Нет людей богаче в мире.

- В Казахстане люди говорят более чем на ста языках. Государственным языком в нашей республике является казахский язык, языком межнационального общения законодательно утвержден русский язык.

Учитель: В Казахстане функционируют многие национальные

языки. Во всех школах дети изучают русский язык, знание которого

сближает народы нашей республики, укрепляет их дружбу. Забота

об их развитии возведена в республике в ранг государственной

политики. Поэтому у нас принят Закон не о государственном языке, а «О языках в Республике Казахстан». Известный

киргизский писатель Ч. Айтматов сказал: «Я пишу на киргизском и

русском языках... Киргизский и русский для меня как две руки -

левая и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них!» (Стихотворение Т.Зумакуловой «Два языка» читает ученица

Разных народов сыны

Здесь, как одна мы семья.

Разные мы, но равны -

Будь это ты или я.

Много людей у нас,

Много разных здесь наций.

На родных языках

Здесь мы можем общаться, -

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала: «Мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Но как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык -

Я онемею.

Утратив русский -

Стану я глухой.

Учитель: Язык - это не только слова и выражения, 'nj история и культура. Много пословиц сложил народ о языке. Я начну пословицу или или поговорку о языке, а вы продолжите:

Язык острее (меча)

Если б не было его, (не сказал бы ничего)

Язык до Киева (доведет)

Не спеши языком, (торопись делом).

А какие пословицы знаете вы о языке? (Примеры учащихся)

Учитель: Итак, сегодня на уроке вы узнали, что язык - это средство общения людей друг с другом. Язык такой же древний, как и сознание человека, он связан с жизнью общества. Язык всегда был общим и единым для рода, племени, нации:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Как дар бессмертный, - наш язык.

(И. Бунин).

Итоги урока.

Выявление самого активного и эрудированного учащегося.

Награждение победителей

- Спасибо всем за активное участие!

© 2010-2022