Методическая разработка урока по предмету Литература на тему: Повесть Е. И. Носова Усвятские шлемоносцы: летопись сборов на войну

Методическая разработка урока по предмету "Литература" на тему "Повесть Е. И. Носова "Усвятские шлемоносцы": летопись сборов на войну". Литература: 1. Носов Е. И.  Усвятские шлемоносцы. – М., 1985. 2.  Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. В чистом поле: рассказы, повести / Е.И. Носов ; [авт. вступ. ст. и примеч.В.Васильев ; ил. В. Смирнова]. - М.: Советская Россия, 1983. – 509 с. – Содерж.: Усвятские шлемоносцы; И уплывают пароходы, и остаются берега: повести. 3.  Акаткин В. Всматрива...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока

по повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы»

Тема: «Великая Отечественная война 1941-1945гг в произведениях русской литературы. Повесть Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: эвристическая беседа.

Педагогические цели (обучения, воспитания, психологического развития обучающихся):

1.Совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; развивать навык составления и применения даймонда на уроке литературы; учить представлять на уроке литературы самостоятельно созданные мультимедийные проекты;

- совершенствовать основные общеучебные умения: читать осмысленно, понимать прочитанное; запоминать и воспроизводить устный и письменный текст; монологически высказываться; отвечать на вопросы; выделять главную мысль; формулировать и решать проблему;

- изучить идейно-художественное своеобразие повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы».

2. Способствовать процессу духовного развития через вдумчивое чтение художественного произведения, формировать личностно значимую позицию к проблеме урока.

3. Развивать психологические свойства, такие как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, коммуникативность, воображение, ясность речи.

Методическая цель: применение на уроках литературы мультимедийных продуктов.

Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные проекты преподавателя и обучающихся на электронных носителях.

Литература:

1. Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы. - М., 1985.

2. Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. В чистом поле: рассказы, повести / Е.И. Носов ; [авт. вступ. ст. и примеч.В.Васильев ; ил. В. Смирнова]. - М.: Советская Россия, 1983. - 509 с. - Содерж.: Усвятские шлемоносцы; И уплывают пароходы, и остаются берега: повести.

3. Акаткин В. Всматриваясь в человека: о творчестве Е. Носова / В. Акаткин // Голоса времени. - Воронеж, 1974. - С. 93-107. (фх. 622622)

4. Баскевич И. Ради жизни на земле: тема Великой Отечественной войны в творчестве Е. Носова / И. Баскевич // Литература в школе. - 1985. - № 1. - С. 5-10.

5. Журавлев С. Главная армия России: [о повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»] / С. Журавлев // Москва. - 1978. - № 10. - С. 212-213.

6. Щекотов П. Сказание об Усвятах: [о повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»] / П. Щекотов // Волга. - 1978. - № 3. - С. 176-178

Ход урока:

1. Организационная часть.

Добрый день. Я рада встрече с вами. Командир, доложите о явке на урок (доклад командира). Итак, мы начинаем.

2. Формулировка темы урока. Подготовка к восприятию.

Преподаватель:

Как мало знаем мы о той войне…

Сухие цифры подсчитать пытаясь,

Стараемся прощенья попросить

У тех, кто в двадцать лет состарясь,

Ушёл, не оглянувшись на родных,

На братьев и сестёр, жён и детей своих…

Как мало знаем мы о той войне,

Что миллионы жизней унесла не глядя,

Заставив, обезумя, матерей

Носить цветы к могилам сыновей…

Давайте спросим каждый у себя:

Что знаю я о страшной той войне?

(Ответы обучающихся)

3. Сообщение темы и целей урока.

Преподаватель: Итак, тема урока - Великая Отечественная война 1941-1945гг в произведениях русской литературы. И начнём с изучения повести Евгения Ивановича Носова «Усвятские шлемоносцы».

(тема высвечивается на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради)

На уроке вы должны:

- познакомиться с творчеством Е. И. Носова;

-изучить идейно-художественное своеобразие повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы»;

-развивать умение самостоятельно работать с текстом.

4. Основная часть. Открытие нового знания (Осмысление и понимание темы урока).

Преподаватель: К сегодняшнему уроку (поскольку вы будущие операторы ЭВМ), вы должны были подготовить компьютерные проекты, которые помогут нам представить, что для вас, детей 21 века, война 1941-1945года? Какие ассоциации вызывает? Над чем вы задумались, задавая себе вопрос: что знаю я о страшной той войне?

А) ПРОЕКТ №1 (проект обучающегося)

(просмотр компьютерного проекта № 1 «Памятники России»)

(см. Электронное приложение 1 фильм «Памятники России»)

Обучающийся читает стихотворение:

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд.

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них живые говорят.

Преподаватель: Вы посмотрели проект «Памятники России» - как можно прокомментировать работу?

- Что в представлении автора проекта война?

- Какие проблемы поднимает автор проекта?

(ответы ребят)

- Какие трудности возникли при создании проекта?

Б) ПРОЕКТ №2 (проект обучающегося)

(см. Электронное приложение 2 фильм «Как много жёлтых фотографий на Руси…»)

(просмотр компьютерного проекта №2 «Как много жёлтых фотографий на Руси…»)

Преподаватель: В этой работе - фотографии тех лет. Ваши комментарии.

(Ребята высказывают своё мнение по поводу проекта)

Преподаватель: Интересные, достойные работы и главное в них - ваше личное отношение к теме.

Да, тема эта - Отечественная война - даже спустя годы тревожит сердца людей, напоминая о себе памятниками, фотографиями, фильмами…

Можно назвать огромное количество талантливых композиторов, художников, поэтов, писателей, в творчестве которых тема эта занимает большое место: В. Лебедев-Кумач, композитор Александров (авторы песни «Священная война»), К. Симонов, А. Твардовский …Не обошли эту тему стороной и курские художники, писатели - известны призывные плакаты Александра Ивановича Дейнеки, повести К. Д. Воробьёва (показ сладов).

На уроке мы будем говорить о курском писателе Е. И. Носове, о его повести «Усвятские шлемоносцы».

Справку о биографии писателя подготовил обучающийся …

Преподаватель:

- Что запомнилось из увиденного, услышанного?

- Каким вы представляете себе Е. И. Носова (ребята говорят о писателе как о человеке скромном, интересном и увлекательном рассказчике; обращают внимание на военные фотографии, указывают на автобиографичность произведений).

Преподаватель: К сожалению, 13 июня 2002 года Е. И. Носова не стало, но мы с вами должны гордиться тем, что являемся современниками нашего знаменитого земляка.

Итак, переходим к изучению повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы» - откройте начало повести.

Преподаватель: О чём повесть? (ответы ребят)

Е. И. Носов говорил так: «Суть человека труда и особенно хлебороба такова, что он к войне не готов…Обращение земледельца в солдата - это всегда трудный психологический порог. В «Усвятских шлемоносцах» я попытался раскрыть этот процесс превращения пахаря в солдата».

-Какую же задачу ставит автор? Что хочет поведать произведением?

(ответы ребят)

Преподаватель: Обратили внимание на то с чего начинается повесть?

(ребята читают эпиграф:

И по всей Руси тогда

редко пахари перекликалися,

но часто граяли враны,

трупы между собой деля. - «Слово о полку Игореве»)

Преподаватель:

- Какие картины рисует воображение, когда читаете эпиграф?

- Строки, открывающие повесть, из древнего восьмисотлетнего сказания, из «Слова о полку Игореве» - как вы думаете, почему Е. И. Носов именно ими начинает повествование?

- Что роднит эти произведения (времена)? (ответы ребят)

Преподаватель: Действительно, произведения перекликаются темой, настроением…

Писатель Ю. Бондарев говорил: «Произведения близки теплотой патриотизма, печалью разлуки, военной тревогой, бесконечной любовью к земле, скорбью о навсегда ушедших на поле брани из родного дома».

- Как вы думаете, почему повесть называется «Усвятские шлемоносцы»?

- Как можно объяснить множественное число в названии повести?

- Обратимся к началу повести. Что представляют собой первые эпизоды? Приведите примеры из текста (стр.3, стр.6). Ваши комментарии к прочитанному?

- Что можно сказать о главном герое, Касьяне?(ребята отвечают, пользуясь текстом повести)

- Каково отношение Касьяна к труду?

- Касьянова семья - какова она? (ответы ребят)

- Давайте посмотрим экранизацию эпизода, когда становится известно о начавшейся войне. Какова реакция усвятцев?

(просмотр эпизода, ответ на поставленный вопрос)

(см. Электронное приложение 3отрывок из фильма «Родник»)

Преподаватель: Е. И. Носов говорил, что неслучайно взял в качестве главного героя человека средних лет - чтобы показать, что он теряет с приходом войны. Как изменяется жизнь Касьяна - да и жизнь усвятцев - с началом войны? Приведите примеры из текста (работа с текстом)

- Каково отношение усвятских мужиков (и Касьяна) к убийству, к смерти на войне? (ответы ребят)

- То есть усвятцы (и весь русский народ) удивительно миролюбивы. И тем не менее, Касьян чувствует в определённый момент готовность поднять руку на врага. Когда это происходит? (ответы ребят, работа с текстом).

- Е. И. Носов говорил: «Всей своей повестью я хочу сказать: посмотрите, какой мирный наш народ! Он никому не может угрожать. Но если его побеспокоят, - он постоит за себя».

Трогательна до слёз сцена прощания Касьяна с семьёй (просмотр эпизода).

(см. Электронное приложение 3отрывок из фильма «Родник»)

Уходят на войну усвятцы… Автор даёт понять, что мало кто из них вернётся: покидая деревню, почти у каждого дома спотыкается Касьян… Стало видно, с чем остаются Усвяты: с белыми платками да с белоголовыми малолетками…Последние слова повести звучат как недоброе предзнаменование: «Словно чёрная рубаха, в недосягаемом одиночестве всё кружил и кружил всеми забытый курганный орёл…»

- Как вы думаете, чем отличается сюжет повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы» от других произведений о войне? (ответы ребят)

- В повести - лишь ощущение войны, её первое жаркое и тяжёлое дыхание. Логическим продолжением «Усвятских шлемоносцев», темы войны в творчестве Е. И. Носова станут рассказы «Красное вино победы» и «Шопен, соната №2» - первые дни победы, тема памяти затронута в этих произведениях.

даймонд

5. Домашнее задание.

Преподаватель: Оглянитесь вокруг. Посмотрите на близких, знакомых. Может, есть среди них человек, о котором можно сказать, что они шлемоносцы, защитники. Домашнее задание к следующему уроку - Подготовить сообщение или создать мультимедийный продукт по теме «Шлемоносцы есть и в наши дни».

6. Итог урока.

Подведение итогов. Составление даймонда.

Мир

Добрый, созидающий

Рождает, украшает, спасает

Прекрасный мир уничтожает война

Убивает, обезображивает, губит

Война



Домашнее задание: мультимедийный проект



© 2010-2022