Урок по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок (5 класс): «Обобщение пройденного по теме:

«Имя прилагательное как часть речи».


Цель: повторение и обобщение пройденного материала по имени прилагательному для успешного написания диктанта.

Задачи:

  1. Показать роль прилагательного в тексте;

  2. Выявить морфологические признаки прилагательного;

  3. Научить разбираться в разрядах прилагательных;

  4. Уметь правильно употреблять прилагательные в речи.

Форма проведения: деловая игра.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кого сегодня нет? Итак. Начинаем наш очередной урок. Ваше домашнее задание я проверю самостоятельно, так как мы сегодня об этом еще поговорим, чтобы не повторяться. Раздайте тетради, запишем в них сегодняшнее число. Перед тем, как начать наш урок, хочу, чтобы вы послушали одно стихотворение:

Я имя прилагательное,

Я очень замечательное!

Всё о предметах подмечаю -

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет -

И это вовсе не секрет!

Ведь без меня не скажешь ты

Какого цвета тут цветы,

Какие парты, стол какой,

Какой котенок озорной,

Я подружиться с вами радо,

Мне будут знания наградой.

Дружу я с существительным,

Очень удивительным…


Я думаю, все уже четко знаете, о чем пойдет сегодня речь (об имени прилагательном). Совершенно верно. Теперь напомните мне, что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Каков? Чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. В предложении являются определениями и сказуемыми.

А кто может мне привести примеры прилагательных: красивое платье, белые бусы.

А теперь посмотрите на этот слайд, прочтите его и скажите, что в нем не так (в предложении отсутствуют прилагательные, что делает текст пресным). А какие прилагательные можно сюда подставить? А теперь посмотрите на этот текст. Разница есть? Так как вы считаете, для чего нужны прилагательные? (для того, чтобы сделать текст ярче и интереснее для прочтения и восприятия).

Хорошо, верно, а теперь посмотрите на другой слайд. Назовите мне здесь лишнее слово в каждой строке. Почему оно лишнее? (это прилагательное). А другие слова чем являются? (именем существительным).

Хорошо, мы говорили о том, что имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам. Скажите мне, как можно определить эти признаки у прилагательных?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Задать от него к прилагательному вопрос.

  3. Определить род, падеж, число существительного и эти же признаки автоматически перейдут на прилагательное.

  4. Выделить окончание прилагательного и подчеркнуть.

Вот давайте с вами сделаем следующее упражнение. Здесь нужно раскрыть скобки, поставить прилагательные в нужной форме и определить их род, число, падеж.

Прекрасное утро (ср.р., И.п., ед.ч.)

От ослепительного блеска (м.р., Р.п., ед.ч.)

Солнечных лучей (Р.п., мн.ч.)

Плакучая ива (ж.р., И.п., ед.ч.)

В густых зарослях (П.п., мн.ч.)

Большие желтые цветы (И.п., мн.ч.)

Волшебные песни (В.п., мн.ч.)

Молодцы, справились с этим задание. А теперь вспомните ребята: что за формы есть у прилагательного и что о них можно сказать? (полная и краткая формы. У полной - полное окончание, отвечает на вопросы какой, чей?, является определением или сказуемым, а у краткой - неполное или нулевое окончание, отвечает на вопросы каков? Какова? Является только сказуемым). Приведите примеры: красное платье, -ое, но платье красно, -о.

А теперь поработаем с таблицей. Делите на три части. Ученик у доски самостоятельно распределяет свои ответы на карточках в нужную колонку:

Волшебные песни (1), ветер свеж (3), стройных берез (1), в лунном сиянии (1),

в холодную воду(1), из синей воды (1), в большом овраге (2), в пахучей хвое (2),

пирог горяч (3), в дальнюю дорогу (1), песок сыпуч (3), газ горюч (3), ветер жгуч (3),

дремучего леса (2), шипучую жидкость (2), свежего воздуха (2), медведь неуклюж (3).

Хорошо, а теперь у меня вопрос, а правильно здесь записаны краткие прилагательные: горяч, неуклюж, сыпуч (Да, поскольку в кратких прилагательных на конце шипящих не пишется Ь).

Наверное, ребята, вы немножечко устали. Сейчас у нас физкультминутка. Я говорю и показываю, а вы повторяете мои движения.

Называется: «А вот и ЯБЛОКО»


Вот так яблоко (встали)!

Оно (руки в сторону)

Соку сладкого полно (руки на пояс).

Руки протяните (протянули руки вперед),

Яблоко сорвите (потянули руки вверх).

Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками),

Трудно яблоко достать (встали на носочки).

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)!

Вот так яблоко (сели)!

Оно (руки вперед)

Соку сладкого полно (руки на парту).

А теперь, ребята, переходим к самой тяжелой теме по изучению прилагательных - это разряд. Сколько разрядов имен прилагательных по значению существует: три - качественные, относительные и притяжательные. Какие признаки каждый из разрядов в себя включает?

Качественные: цвет, вкус, форма, характер, размер, вес, температура и т.д.

Относительные: материал, место, время, отношение к предмету (плавательный бассейн) и т.д.

Качественные: отношение к лицу или животному - мамино пальто.

Определите, какие разряды прилагательных здесь приведены:

Деревянный дом - дом из дерева (относительные - материал)

Пастушья сумка - сумка пастуха (притяжательные - отношение к лицу)

Железные ворота - ворота из железа (относительные - материал)

Железные мышцы - накаченные, крепкие мышцы (качественные - форма тела)

Бабушкин платок - платок бабушки (притяжательные - отношение к лицу)

Голубой цветок - цветок голубого цвета (качественные - цвет).

Молодцы, а теперь определите разряд у одного и того же слова, но разного значения:

ЗАЯЧЬЯ

Нора Душа Шапка

Нора зайца Трусливая из заячьего меха

(отношение к животному) (характер) (материал)

Относительное качественное притяжательное

Молодцы, а теперь мне нужен помощник у доски. Начертите три столбика: качественные, относительные, притяжательные. К какому столбику самостоятельно отнесете тот или иной разряд?

Волчий аппетит, спортивный костюм, золотые руки, беличий хвост, зимний день, свежее молоко, лисья нора, папин портфель, школьная парта, бабушкины сказки, большое яблоко, каменная стена.

качественные

относительные

притяжательные

Волчий аппетит

Спортивный костюм

Беличий хвост

Золотые руки

Зимний день

Лисья нора

Свежее молоко

Каменная стена

Папин портфель

Большое яблоко

Школьная парта

Бабушкины сказки

А теперь, ребята, перейдем к теме попроще. Вспомните, что такое антонимы?

Антонимы - это слова с противоположным значением.

Сейчас я буду называть вам прилагательные, а вы добавлять к нему антоним.

Белый Черный

Кривой Прямой

Длинный Короткий

Горячий Холодный

Сытый Голодный

Грустный Веселый

Толстый Худой

Здоровый Больной

Острый Тупой

Мягкий Твердый


Вы сегодня просто молодцы! Радуете как никогда! А теперь последнее творческое задание для всех. Посмотрите на картину. Это Исаак Левитан «Март». Что на картине изображено? Теперь прочтите текст. Вместо (…) вы должны поставить подходящие по смыслу прилагательные любой формы, чтобы получилось красочное описание картины. Делаем быстро. Удачи!

НАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ: Вот и закончилась …зима. Март! …солнышко согрело березки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и …каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

ГОТОВЫЙ ВАРИАНТ: Вот и закончилась долгая (суровая) зима. Март! Теплое солнышко согрело березки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал грязным (рыхлым) . На крыше он уже подтаял и тяжелыми каплями скатывается вниз. Мартовский воздух чист и свеж . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

Ребята, как вы считаете, у кого правильнее и красочнее получилось описание картины? Нам с вами не впервые давать друг другу оценки. Молодцы, все сегодня поработали хорошо. А тем, кому не удалось побывать у доски - получат заслуженные оценки за работу с места.

Итак, подведем итог урока. Что мы сегодня с вами повторили:

  1. Что такое прилагательное?

  2. Какими признаками оно обладает?

  3. Какие формы прилагательного бывают?

  4. Какие разряды прилагательных по значению есть?

Завтра, у нас с вами диктант, поэтому все закрепленные знания сегодня и в течение марта, что мы изучает имя прилагательное, пусть вам помогут написать контрольную работу успешно. А чтобы дома не скучали - домашняя работа вам пойдет на карточках:

ЗАДАНИЕ: Списать. Произвести морфологический разбор выделенных прилагательных:

«Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика («В дурном обществе» В.Г.Короленко)».

Всем спасибо, урок окончен. Можете быть свободны.


© 2010-2022