Урок литературы учителя первого уровня Лаптевой Ольги Борисовны Устное народное творчество с использованием инновационных методов обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5

Тема: Обобщение материала по УНТ.

Тип урока: урок-состязание.

Цель:

1.Закрепить с уч-ся понятие фольклора и его составляющих.

2. Умение отличать виды сказок, малые фольклорные жанры..

3. Воспитание добра и человеколюбия.

Х О Д У Р О К А:

Целевая установка урока.

Деление класса на 2 команды по иллюстрациям сказок. Команда «Почемучки» и команда «Всезнайки».

Команды поприветствуйте друг друга.

1 этап (работа в группе) Кластер. «Сообрази вперёд»

Уч-ся даны различные слова на листах. Они должны выбрать нужные и составить кластер. Затем один от команды должен подытожить, что же такое Фольклор.

2 этап (работа в группе) «Отличи нас».

Посмотрите у нас какие-то странные схемы и почему-то они пустые. А- это фольклор с литературой не могут найти свои сходства и отличия. Надо им помочь ребята. Заполните, пожалуйста схемы.

ФОЛЬКЛОР ЛИТЕРАТУРА

СХОДСТВО

РАЗЛИЧИЯ

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Итог.

3 этап (тв-ая работа) конкурс «Пантомима».

Сейчас каждой команде я дам по 2 пословицы. Вы должны при помощи вашей мимики и жестов, без слов показать нам те пословицы, которые вам даны. А другая команда должна угадать, о какой пословице идёт речь.

1. Не пойманный- не вор.

2. Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

1. Семь раз отмерь, один отрежь.

2.Под лежачий камень и вода не течёт.

4 этап «Доскажи начатое».

Сейчас я читаю вам начало пословицы, а вы должны её закончить.

1 команда

Волков бояться- в лес не ходить.

Семь бед- один ответ.

Семь раз отмерь- один отрежь.

Старость не радость- да и молодость не жизнь.

Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

2 команда.

Лучше воробей в руках, чем синица в облаках.

Без труда- не вынешь рыбку из пруда.

Любопытной Варваре- нос оторвали.

Нечего на зеркало пенять - коли рожа крива.

Больше знай- да меньше болтай.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

5 этап «Обгони нас»

Вам на листочках даны пословицы народов Азии. Вы должны подобрать русские пословицы, соответствующие по смыслу данным.

  1. Головы двух баранов в одном котле не поместятся.

  2. Сорвавшееся слово не догонишь и на скакуне.

  3. Покатившись, и яйцо где-нибудь остановится.

  4. В детстве медведь в коляску заглянул.

  5. Гнилая редька портит всю кучу.


  1. В одной берлоге два медведя не уживутся.

  2. Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.

  3. Сколько верёвочке не виться, а кончику быть.

  4. Медведь на ухо наступил.

  5. Паршивая овца всё стадо портит.

6 этап. «Кто больше?»

Сейчас я вам буду показывать рисунки, а вы должны вспомнить и назвать как можно больше загадок к этому рисунку. Морковь, снег, лук, арбуз, капуста.

7 этап «Помоги сказкам».

У нас с вами на доске 3 сказки (волшебная, бытовая, ск-ка о животных) они растеряли все свои предметы, нам нужно им помочь разобрать свои вещи.

Волшебная палочку, дудочка-помощница, ковёр-самолёт, клубочек, посох, говорящее зеркальце, топор, метла, смекалка, хитрость, зёрнышко, петух, заяц, медведь, боб, лиса.

8 этап «Угадай героя»

Сейчас я вам по очереди буду читать шуточные описания героя. Вы должны отгадать о ком речь.

  1. это героиня многих русских народных сказок. Вредная и изворотливая. Может быть красавицей и уродиной, умеет колдовать. Имеет свой дом и личный транспорт, у неё много слуг. В её доме постоянно живут чёрный кот, ворона, филин. В детстве, видимо, сломала ногу.

  2. их много! Очень. Они живут в сказке А.С.Пушкина. место их пребывания необычно. Они охраняют покой царя Гвидона.

  3. это героиня русских народных сказок. Не человек и не животное. Умеет разговаривать. Выполняет все желания главного героя или помогает ему в трудную минуту. Умеет плавать и нырять. Живёт то в реке, то в море- океане. Умная, но рассеянная: запросто может угодить в ведро с водой.

  4. живёт в очень неприглядном месте во многих волшебных сказках. Чрезвычайно вредный и самоуверенный. Всегда всем приносит горе. Любит похищать к себе во дворец героинь сказок и уговаривать их выйти за него замуж. А они не соглашаются. Очень боится за свою жизнь.

  5. живой, но не человек, маленький- но не ребёнок. Ужасно любопытный и доверчивый. Всё время попадает в удивительные истории, но выходит победителем. Даже в воде не тонет. На лице его одна замечательная деталь. У него длинный…

  6. это герой волшебных сказок. Он может быть очень добрым к хорошим людям, а злых наказывает. Его любят и дети и взрослые. Один раз в год он приходит в гости в каждый дом и не один, а с внучкой.

  7. это герой самой печальной русской народной сказки. Он трагически заканчивает жизнь, потому что очень самонадеян и непослушен. Всё время всем, кто его встречает, поёт.

9 этап «Угадай сказку»

показываю иллюстрации, а уч-ся называют сказку.

10 этап Теория литературы. Индивид.работа. карточка.

Приведи примеры

метафор (дождинки-слёзы)_______________________________________________

эпитет (красна девица) __________________________________________________

гипербол (ударил и ушёл он в землю по самую шею) ________________________

подбери постоянные эпитеты к словам

сторонка__________________ вода __________________

лебедь ____________________ руки __________________

девица ___________________ слёзы ________________

сокол ____________________ змея _______________

меч _____________________

11 этап Итоговый тест.

Итог урока.



© 2010-2022