- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Авторская рабочая программа по предмету Русская словесность
Авторская рабочая программа по предмету Русская словесность
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яцышена И.М. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса составлена на основе авторской программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности: от слова к словесности для 5-9 классов», рекомендованной Министерством образования РФ .
Главная цель изучения русской словесности - творчески овладеть родным языком, освоить духовный опыт человечества.
Задачи изучения словесности:
-
изучить законы употребления языка, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;
-
учиться воспринимать произведение как целостное явление искусства слова;
-
учиться творческому употреблению родного языка.
Сведения о рабочей программе.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.
В результате изучения русской словесности ученик 6 класса должен знать / понимать - уметь:
-
некоторые свойства языка, позволяющие выражать содержание, различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской;
-
первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и литературных произведениях;
-
правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях;
-
создавать собственные произведения.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, составляет 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, комбинированный урок, контроль знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний.
Технология обучения.
Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, ИК-технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Ключевая компетенция обучающихся
Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная)
Извлекать пользу из опыта.
Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.
Организовывать собственный способ, прием обучения
Социально-трудовая компетенция
Включаться в социально-значимую деятельность.
Оперативно включаться в проекты.
Коммуникативная компетенция
Умение высказывать и отстаивать вою точку зрения.
Овладение навыками неконфликтного общения.
Способность строить и вести общение.
Компетенция в сфере личностной ориентации
Критически относится к тому или иному аспекту.
Уметь противостоять сложностям.
Занимать личную позицию.
Виды и формы контроля.
Самостоятельная работа, контрольная работа, сочинение, тест, фронтальный опрос.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
-
Русская словесность: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Р. И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2009.
-
Р. И. Альбеткова. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс.» - М.: Дрофа,2009.
Информационно-методическая и Интернет-поддержка:
-
Журнал «Русский язык в школе», «Литература в школе».
-
Сайт prov.ru (рубрика Русский язык и Литература).
Календарно-тематическое планирование уроков словесности в 6 классе.
№
п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Требования к уровню подготовки
Дата
план
факт
1
Употребление языка
Стилистические возможности слов и выражение
1
Уметь понять один из важнейших законов словесности - закон употребления слов языка в зависимости от условий высказывания
2
Общеупотребительные слова
1
Знать назначение употребительных слов, уметь находить их в тексте
3
Диалектные слова.
Специальные
(профессионализмы)
1
Уметь определять в тексте диалектные и профессиональные слова
4
Заимствованные слова
1
Уметь находить в тексте заимствованные слова и уметь определять их значение
5
Неологизмы
1
Уметь отличать неологизмы от общеупотребительных или профессиональных
6
Употребление имени существительного
1
Знать грамматические свойства и состав слова имен существительного
7
Употребление имени прилагательного
1
Знать стилистическую и эмоциональную окраску имен прилагательных
8
Употребление глагола
1
Знать грамматическую формулировку глаголов и их употребление в различных стилях речи
9
Средства художественной изобразительности
Сравнение, аллегория, эпитет
1
Знать определение эпитета, аллегории, способы выражения сравнение и его роль в художественном произведении
10
Контрольная работа
1
Работа над журналом для собственных сочинений
11
Метафора.
Олицетворение
1
Знать определение метафоры и олицетворения в произведениях словесности
12-13
Метонимия. Синекдоха. Гипербола.
2
Знать и уметь находить в произведениях словесности метонимию, синекдоху и гиперболы
14
Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор.
1
Знать и уметь находить в текстах предложения, с инверсией и повтором
15
Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза
1
Уметь находить в текстах антитезу, предложения с риторическими вопросами
16
Контрольная работа
1
Уметь понимать языковые средства изображения жизни
17-18
Юмор в произведения словесности
Что такое юмор.
Комическая неожиданность.
2
Знать определение юмора и способы его создания
19
Остроумная речь
1
Знать определение, уметь использовать в речи
20-21
Произведения устной народной словесности
Былины. Былинный стих. Особенности языка
2
Знать определение былины и уметь отличать их от других произведений словесности
22
Легенда. Предание
1
Знать определение легенды и придания.
Уметь отличать от других произведений словесности
23-24
Эпическое произведение, его особенности
Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой и его характер
2
Знать, что является главным в эпическом произведении(человек) отношения автора к характерам героев
25
Герой произведения и его автор. Особенности языка эпического произведения
1
Уметь высказывать что-то очень важное для героев художественных произведений
26
Контрольная работа
1
27
Лирические произведения, их особенности
Лирическое произведение. Особенности языка
1
Знать определение лирического произведения и средства художественного изобразительности
28
Двухсложные размеры стиха
1
Уметь определять двухсложные размеры стиха
29
Трехсложные размеры стиха
1
Уметь определять трехсложные размеры стиха
30
Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов
1
Знать определение. Что является свойством стихотворной речи
31
Играем со словами
1
Уметь сочинять, Участвовать в конкурсе на лучшее стихотворение, викторине
32
Драматическое произведение, его особенности
Особенности языка драматического произведения
1
Знать определение драматического произведения и его особенности
33
Как изображается характер героя в пьесе, сюжет драматического произведения
1
Знать, что является главным средствами изображения характера героев; уметь определять сюжет драматического произведения
34
Итоговая контрольная работа
1