- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Научно-исследовательская лаборатория имени Существительного
Научно-исследовательская лаборатория имени Существительного
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Игнатовская Н.Г. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого урока в 5 А классе
«Научно-исследовательская лаборатория имени Существительного» 14.03.2016.
Цели урока: закрепить изученное об имени существительном, систематизировать материал, подготовить базу для морфологического разбора, формировать навыки командообразования, самоконтроля, рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять морфологические признаки имени существительного и их особенности; применять правила написания гласных в окончаниях существительных; объяснять языковые явления.
(Перед уроком расставляются столы для работы трёх групп)
Ход урока
1 Организационный момент: приветствие.
2. Разбивка на 3 группы исследователей. Приглашаются три старших научных сотрудника. Каждый из них по очереди называет имя ученика, которого они берут в свою команду, затем группы рассаживаются за столы.
3. Определение целей работы (сократовские вопросы):
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? (Фонетика)
- Какой раздел науки о языке изучает значимые части слова? (Морфемика)
- Какой раздел науки о языке изучает словарный состав языка? (Лексика)
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)
- Какой раздел науки о языке изучает слова как части речи? (Морфология)
- С какой частью речи мы работали на последних 11 уроках? (Имя существительное)
- Завершая изучение этой части речи, каких целей мы хотим достичь? (повторить пройденный материал, обобщить данные, подготовиться к морфологическому разбору и контрольному диктанту).
4. Проверка домашнего задания. Группы исследователей должны выбрать лучший проект систематизации знаний об имени существительном, нарисовать его на ватмане.
5. Найти постоянные и непостоянные морфологические признаки существительных. Работа с карточками, в которых нужно найти повторяющиеся существительные и определить, какими морфологическими признаками они отличаются (т.е. непостоянные признаки), а какие остаются неизменными (постоянные признаки):
№ 1 - Я в весеннем лесу пил берёзовый сок. Кедровые леса Сибири - это особый таёжный мир.
№ 2 - Обычной ромашке было суждено стать символом дня семьи, любви и верности. Ромашки расцветают в июне и цветут почти всё лето.
№ 3 - Красавицей русских лесов называют люди березу. В Красную книгу занесены четыре вида дальневосточных берез.
Вывод: непостоянные признаки: число и падеж.
6. Разминка для глаз.
7. Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
-
сила
-
труба
-
цирк
-
камень
-
аптека
-
журнал
8. Запишите собственные имена существительные:
-
Автор сказки «Аленький цветочек»
-
Фамилия кота - героя отечественного мультфильма
-
Известный русский баснописец
-
Название басни, где музыканты никак не могли сыграться
-
Название стихотворения М.Ю. Лермонтова, посвящено известному сражению
-
Название поэмы А.С. Пушкина, начинается: «У лукоморья дуб зелёный…»
9. Проверь себя. Обобщить знания об имени существительном, заполнив пробелы:
Имя существительное - это _______________,
которая отвечает на вопросы ____, ___и обозначает ________.
Имена существительные могут быть _______, ______
и ______ рода.
К 1-ому склонению относятся существительные
_________________________, ко 2-ому - ____________, к 3-ему - _______________.
Имена существительные могут изменяться по _____
и _______.
10. Рефлексия:
Мне понравилось …
Я узнал (а) …
Меня удивило …
У меня получилось …
Было трудно …
Мне захотелось …
11. Домашнее задание: Стр. 78 - ответить на вопросы, упр. 561.
12. Выставление оценок.