- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рассыпнова Г.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
2-й урок. Двоеточие в БСП.
Цель урока:
Создать условия
-
для формирования у обучающихся умения самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи и добывать знания, работать индивидуально и в группе;
-
для формирования навыков постановки знаков препинания в БСП и умения объяснить их;
-
для развития речевых способностей (умение составить предложение, связным текстом объяснить постановку знаков препинания).
Наглядные пособия и техническое оснащение:
-
Тексты отрывка из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (у каждого учащегося).
-
Сюжетный рисунок «Начало весны».
-
Тест «Бессоюзное сложное предложение» (интернет).
-
Листок обратной связи у каждого ученика.
1 этап. Постановка цели.
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока самостоятельно. (Знаки препинания в БСП.) Почему вы так решили? (Ответ: Так как изучаем БСП и познакомились только с запятой и точкой с запятой, значит, не со всеми знаками препинания).
Учитель: Зачем нам нужно знать знаки препинания в БСП? Какую цель вы ставите перед собой на данном уроке?
2 этап. Повторение пройденного (теория).
Учитель: Запишите в тетради по пунктам всё, что вы знаете по данной теме. (Запись в тетрадях: «Знаю: 1. Что такое БСП. 2. Какие знаки препинания ставятся в БСП. 3. Когда ставится запятая. 4. Когда ставится точка с запятой»). Учащиеся озвучивают свои записи, начиная с тех детей, у кого меньше пунктов «Знаю». За каждый пункт ставится балл в листок обратной связи.
Подведение итогов 2 этапа:
Учитель: Итак, мы знаем… (один ученик снова повторяет все известные правила по БСП).
Этап 3. Повторение пройденного (практика). Написать под диктовку предложение, расставить и объяснить знаки препинания. Назвать произведение и автора: Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая; ты будешь стоять там.
Составление предложений по сюжетному рисунку «Ранняя весна» с постановкой запятой и точки с запятой. (В листок обратной связи ставится 1 балл за каждое предложение). Легко ли, по-вашему, составлять предложения с использованием запятой и точки с запятой в БСП? Почему?
Этап 4. Новый материал.
Учитель: Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (Когда ставится двоеточие и тире). Оба знака сразу? Почему нет? (Ответ). Сегодня мы познакомимся с правилами постановки двоеточия. Что вам подсказывает интуиция насчёт двоеточия (ожидание продолжения предложения). А что говорит наука, прочитаем в учебнике (чтение правила). Пересказ.
Этап 5. Закрепление. Теория.
Совместное составление схемы-«паучка»: в центре круг- «ЗСП», от него 4 «лапки» - перечень знаков препинания, от которых идут правила их постановки. Четвёртую «лапку» - тире - заполним на следующем уроке.
Этап 6. Закрепление. Практика.
А) В розданных каждому листочках с текстом расставить знаки препинания. Назвать произведение. (Уж небо осенью дышало… до слов: Стоял ноябрь уж у двора). Проверка: какие знаки препинания расставили? Объяснить постановку двоеточия. (Балл в листок обратной связи ставится только если все знаки препинания расставлены правильно).
Б) Записать по памяти 4 строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Объяснить постановку двоеточия.
В) Индивидуально: 2-3 человека решают тест по интернету «Бессоюзное сложное предложение», остальные выполняют упражнение по учебнику.
Этап 7. Подведение итогов урока. Выставление оценок по листам обратной связи с учётом устных ответов и оценки олнайн (кто выполнял тест).
Этап 8. Домашнее задание.