Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

2-й урок. Двоеточие в БСП.

Цель урока:

Создать условия

  • для формирования у обучающихся умения самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи и добывать знания, работать индивидуально и в группе;

  • для формирования навыков постановки знаков препинания в БСП и умения объяснить их;

  • для развития речевых способностей (умение составить предложение, связным текстом объяснить постановку знаков препинания).

Наглядные пособия и техническое оснащение:

  1. Тексты отрывка из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (у каждого учащегося).

  2. Сюжетный рисунок «Начало весны».

  3. Тест «Бессоюзное сложное предложение» (интернет).

  4. Листок обратной связи у каждого ученика.

1 этап. Постановка цели.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока самостоятельно. (Знаки препинания в БСП.) Почему вы так решили? (Ответ: Так как изучаем БСП и познакомились только с запятой и точкой с запятой, значит, не со всеми знаками препинания).

Учитель: Зачем нам нужно знать знаки препинания в БСП? Какую цель вы ставите перед собой на данном уроке?

2 этап. Повторение пройденного (теория).

Учитель: Запишите в тетради по пунктам всё, что вы знаете по данной теме. (Запись в тетрадях: «Знаю: 1. Что такое БСП. 2. Какие знаки препинания ставятся в БСП. 3. Когда ставится запятая. 4. Когда ставится точка с запятой»). Учащиеся озвучивают свои записи, начиная с тех детей, у кого меньше пунктов «Знаю». За каждый пункт ставится балл в листок обратной связи.

Подведение итогов 2 этапа:

Учитель: Итак, мы знаем… (один ученик снова повторяет все известные правила по БСП).

Этап 3. Повторение пройденного (практика). Написать под диктовку предложение, расставить и объяснить знаки препинания. Назвать произведение и автора: Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая; ты будешь стоять там.

Составление предложений по сюжетному рисунку «Ранняя весна» с постановкой запятой и точки с запятой. (В листок обратной связи ставится 1 балл за каждое предложение). Легко ли, по-вашему, составлять предложения с использованием запятой и точки с запятой в БСП? Почему?

Этап 4. Новый материал.

Учитель: Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (Когда ставится двоеточие и тире). Оба знака сразу? Почему нет? (Ответ). Сегодня мы познакомимся с правилами постановки двоеточия. Что вам подсказывает интуиция насчёт двоеточия (ожидание продолжения предложения). А что говорит наука, прочитаем в учебнике (чтение правила). Пересказ.

Этап 5. Закрепление. Теория.

Совместное составление схемы-«паучка»: в центре круг- «ЗСП», от него 4 «лапки» - перечень знаков препинания, от которых идут правила их постановки. Четвёртую «лапку» - тире - заполним на следующем уроке.

Этап 6. Закрепление. Практика.

А) В розданных каждому листочках с текстом расставить знаки препинания. Назвать произведение. (Уж небо осенью дышало… до слов: Стоял ноябрь уж у двора). Проверка: какие знаки препинания расставили? Объяснить постановку двоеточия. (Балл в листок обратной связи ставится только если все знаки препинания расставлены правильно).

Б) Записать по памяти 4 строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Объяснить постановку двоеточия.

В) Индивидуально: 2-3 человека решают тест по интернету «Бессоюзное сложное предложение», остальные выполняют упражнение по учебнику.

Этап 7. Подведение итогов урока. Выставление оценок по листам обратной связи с учётом устных ответов и оценки олнайн (кто выполнял тест).

Этап 8. Домашнее задание.



© 2010-2022