• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок русского языка для 11 класса Подготовка к ЕНТ. Отработка орфографических и пунктуационных навыков. » Тип урока: Урок – обобщение, закрепление. Вид: Урок – корректор. (с использованием работы в парах, группах, индивидуальной)

Урок русского языка для 11 класса Подготовка к ЕНТ. Отработка орфографических и пунктуационных навыков. » Тип урока: Урок – обобщение, закрепление. Вид: Урок – корректор. (с использованием работы в парах, группах, индивидуальной)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Боровская средняя школа им. А. Чутаева отдела образования акимата Мендыкаринского района Костанайской области»









Урок русского языка 11 класс

«Тема: Подготовка к ЕНТ. Отработка орфографических и пунктуационных навыков.»


Тип урока: Урок - обобщение, закрепление.


Вид: Урок - корректор. (с использованием работы в парах, группах, индивидуальной).





Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы

Гридасова О.В.











Урок русского языка. 11 класс.

«Подготовка к ЕНТ».

Тема: Подготовка к ЕНТ. Отработка орфографических и пунктуационных навыков.

Тип урока: Урок - обобщение, закрепление.

Вид: Урок - корректор. (с использованием работы в парах, группах, индивидуальной).

Цели: I Определить уровень орфографической и пунктуационной зоркости;

II Совершенствовать правописные навыки. Формировать нормы правильной литературной речи;

III Наметить программу развития каждого ученика, которая поможет каждому успешно подготовиться к ЕНТ. Создать условия для овладения первыми навыками профессии «корректора».

Оборудование: Кодоскоп, компьютерные таблицы, раздаточный материал, демонстрационные материалы, словарные слова, карточки с заданиями.



Ход урока.

I Орг. момент.

Приветствие,

Рассаживание по группам.

II Вступительное слово учителя.

Не секрет, что каждый из вас в этом учебном году является выпускником школы. А выпускник, это не просто тот, кто закончил среднюю школу.

Это

Во 1х: интеллектуально, творчески развитая личность, имеющая здоровье, обладающая развитыми чувствами, познавательными потребностями и деятельностными качествами;

Во 2х: это, тот, кто имеет жизненно-необходимые знания об окружающем мире;

В 3х: это тот, кто имеет опыт самовыражения в эмоциональной, чувственной, поведенческо - волевой и интеллектуальной сферах;

В 4х: это тот, кто умеет использовать свои природные способности.

В этом году вам предстоит серьезное испытание - ЕНТ. И вот как, насколько вы сможете использовать свои природные и интеллектуальные способности, покажет время.

А чтобы все прошло успешно, необходимо много работать над собой.

И сегодня на этом уроке мы вместе попытаемся

I Определить уровень орфографической и пунктуационной зоркости;

II Совершенствовать правописные навыки;

III Формировать нормы правильной литературной речи;

IV Наметить ту программу развития, которая поможет каждому успешно подготовиться к ЕНТ.

На уроке не будет какой - то одной конкретной темы, мы коснемся многих разделов русского языка, как этого и требует любой вариант тестов по русскому языку. Но основной упор будет сделан все-таки на орфограммы.

III Мозговой штурм.

Для того, чтобы ваш мозг начал работать в нужном ритме, темпе, чтобы развивалась «творческость» мышления(а именно «креативность»), проведем «Мозговой штурм».

И назовем его «Орфографическая грамотность современного культурного человека.»

1.В языке древних римлян было слово terra , что означало «земля». Оно подарило нам несколько слов, прочно вошедших в нашу жизнь. Вы их хорошо знаете. Задание 1 группы связано с этим словом.

Этап 1 .

1 группа.

Задание

terra

1. Соотнести и записать слово и его значение:

А)Художественные изделия из обожженной глины;

Б)Открытая или застекленная пристройка к дому;

В)Помещение для содержания земноводных и пресмыкающихся;

Г)Пространство земли с определенными границами.

(территория, террариум, терраса, терракота)

2.Образовать от слова террор глагол, существительное, прилагательное.

Объяснить значение полученных слов.

2.Латинский язык подарил нам слово correctus , что означает «выправить» . и 2 группа работает с этим словом.

Этап 1.

2 группа.

Задание

Correctus


1.Догадайтесь, как называется:

а)Поправка, частичное изменение;

б)Исправлять, поправлять;

в)Типографский набор, предназначенный для исправления ошибок;

г)Человек, исправляющий ошибки в типографском наборе.

(коррекция, корректировать, корректура, корректор, корректив)

2.Каково значение слова корректный.

3.Какие еще слова имеют вставку -КОРР-?

3.У древних римлян было слово illusio, что значит «ошибка», «заблуждение». И 3 группа работает с корнем этого слова. (3-4 минуты)

Этап 1.

3 группа.

Задание

Illusio


1.Как называют

а) артиста, который показывает фокусы;

б)яркое,нарядное освещение города;

в)окошко на корабле;

г)рисунок к художественному произведению.

(иллюстрация, иллюзионист , иллюминация, иллюминатор)

2.Дать определение словам: аллея, артиллерия, троллейбус, аллергия).

После выполнения задания - прослушивание и оценивание лидерами каждой группы.

Что общего объединяет задания к мозговому штурму?

Вывод- итог. Одно или 2-р, одно или 2- л , вот вопрос, который ставит нас в тупик. Выбраться из этого тупика - дело вполне реальное. Немного понимания, немного запоминания, немного привыкания и вы победили. Итак , мы повторили слова с удвоенными согласными, которые могут встретиться в тесте.

IV.А теперь я прошу 2 группу повторить то ключевое слово, которое определило всю работу группы. Это слово КОРРЕКТОР.

Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо , чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений. И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряжённой работы мысли. « До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство- точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания , твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность» - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс- корректор по профессии.

-Итак, кто такой корректор?

-Какими качествами должен обладать корректор?

Каждый из вас будет выполнять роль корректора.(обращение к стенду)

V.Работа с текстом.

Исходя из качества корректора- обладание орфографической зоркостью, проверим, насколько вы обладаете этим качеством:

  • перед вами текст;

  • найти орфограммы;

  • указать их вид;

  • подсчитать, сколько их в тексте.

  • 1.Найти орфограммы, указать их вид, подсчитать, сколько их.

  • Я обнял эти плечи и взглянул

  • На то, что оказалось за спиною,

  • И увидал, что выдвинутый стул

  • Сливался с освещенною стеною.

  • Был в лампочке повышенный накал,

  • Невыгодный для мебели истертой,

  • И потому диван в углу сверкал

  • Коричневою кожей , словно желтой.

  • Стол пустовал. Поблескивал паркет.

  • Темнела печка. В раме запыленной

  • Застыл пейзаж. И лишь один буфет

  • Казался мне тогда одушевленным.

  • Но мотылек по комнате кружил,

  • И он мой взгляд с недвижимости сдвинул.

  • И если призрак здесь когда-то жил,

  • То он покинул этот дом. Покинул.

(какая группа найдёт больше и быстрее).Работу оценивает лидер.5-6 минут.

Проверка ответов групп. Добавления. Исправления недочётов.

Какие виды орфограмм нашли в тексте?

VI.Работа со словарём.

Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверить написание следующих слов. (КАРТОЧКА)

  • проверка в группе;

  • оценка лидера;

  • вынесение на лист кодоскопа красным фломастером ;

  • проверка учителя.

  • С помощью словаря проверить написание следующих слов:

  • АСС…ГН…ВАНИЕ

  • АСС…РТ…МЕНТ
    А…УРАТНЫЙ

  • АБ…Н…МЕНТ
    АГ…Н…СТВО

  • Д…СП…НСЕР

С помощью словаря проверить написание следующих слов:


  • Д…Ф…ЦИТ

  • Д…Т…КТИВ

  • Д…Т…КТОР

  • К…Т…ЛОГ

  • К…М…ЕРЧ…СКИЙ

  • …ПП…ЗИЦ…Я

С помощью словаря проверить написание следующих слов:

  • Ф…СТ…ВАЛЬ

  • П…Р…Л…ЕЛИ

  • Ф…Л…Т…ЛИСТ

  • Р…НТАБ…ЛЬНОСТЬ

  • ФАЛЬШ…

  • Р…КЛАМА

  • П…Т…НТ

Каким общим признаком можно объединить слова?

VII.Орфографическая дуэль.

Диктант с взаимопроверкой (работа в парах)

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

  • Предоставляю вам право выбора оружия.

  • Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведём орфографическую дуэль. Пишем диктант с взаимопроверкой. А кто будет убит, определят оценки.

Во время тестирования.

Пробегите глазами текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.

Внимательно прочитайте задания до конца, чтобы понять его смысл.

Начните с лёгкого! Отвечайте на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь. Пропустите трудные вопросы.

Помните: в тесте всегда найдутся задания, с которыми вы обязательно справитесь.


  • Написали

  • Обменялись тетрадями

  • Взаимопроверка

  • Взаимооценка

  • Занесение оценок в лист.

Я думаю, эти советы помогут вам на ЕНТ.

VIII.Корректирование текста.

К вам в центр коррекции прислали работу студента- заочника, он мечтает получить за неё «5».

Работа состоит из 3-х разделов. Вам необходимо её откорректировать, найдя ошибки, исправить и в рецензии написать студенту ,на что ему необходимо обратить внимание.

-Какое правило не знает студент- заочник?

-Какими пунктуационными навыками не обладает студент? Что ему необходимо повторить?

-Какие теоретические положения перепутал студент?

Контрольная работа

1.Раздел языкознания, который изучает звуки речи, называется

а)лексика

б)морфология

в)фонетика

2.Омонимы- это

а)слова, употребляемые в той или иной местности.

Б)слова с противоположным лексическим значением

В)слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3.Междометие- это:

а)служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в предложении;

б)особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения;

в) особая форма глагола,которая обозначает признак предмета по действию.

4.Обстоятельства обособляются, если выражены

а) причастным оборотом;

б)фразеологическим оборотом;

в) деепричастным оборотом, именами существительными с предлогами: несмотря на, благодаря, согласно, вопреки.

2.

Изпользовать по назначению,

Щедро расдавать,

Постоянный безпорядок,

Бесвкусная пища,

Издательская работа,

Расделить поровну,

Разписаться в получении,

Безсонная ночь,

Возпоминание о прошлом.

3.

Случаются, в Петербурге ,такие ,воскресные дни, когда воздух делается как-то чище,и светлее, небо ярче и солнце светит, точно праздничная ,русская девушка в алом сарафане, идущая в церковь под бурный, и радостный ,колокольный звон.

IX. Тестирование . Проведём тест из 15 вопросов .

X.Урок подходит к концу.

В заключении мне хотелось бы сказать следующее:

  • вы неплохо потрудились;

  • проверили свои навыки и умения;

  • определили, какие пробелы есть у каждого;

  • над чем ещё нужно поработать дополнительно;

  • показали свою орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • попытались быть корректорами (узнали сложность, но и прелесть этой профессии, а главное, отработали ряд тестовых заданий, которые встречаются в сборниках тестов.

Как же вы сработали на уроке?

Результаты: «5»-

«4»-

«3»-

«2»-

%качества- %успеваемости-


© 2010-2022