Развитие познавательной активности студентов колледжа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Развитие познавательной активности учащихся является одной из актуальных проблем как методической науки, так и всего учебного процесса в средних специальных учебных заведениях. У будущих учителей важно сформировать познавательный интерес и развить самостоятельность, привить умение учиться. Самостоятельность - принципиально важная, стержневая черта будущего учителя.

Только учебно-познавательная деятельность, основанная на самостоятельности студентов, может обеспечить достижения цели обучения. Настоящее овладение знаниями требует систематической напряженной самостоятельной работы, глубокого разбора фактов и критического отношения к ним.

Реальной основой самостоятельности является система знаний, умений и навыков, которыми овладевает личность, которые используются ею для самостоятельного овладения новыми знаниями, умениями и навыками.

Учебно-познавательная деятельность, опирающаяся на самостоятельность студентов, приводит к возрастанию их познавательных сил.

Из всех задач, стоящих перед средними учебными заведениями, активизация учебно-познавательной деятельности студентов является основной. Важно вызвать у студентов интерес к предмету, превратить их из пассивных наблюдателей в активных участников занятия. Решить эту важную установку можно лишь в том случае, если преподаватель опирается на самостоятельную работу студентов, используя активные формы и методы обучения.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности студентов можно выделить 4 типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность студентов при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности студента. Роль преподавателя состоит в том, чтобы для каждого студента определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит студента необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу - бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У студентов пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности студентов. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности студентов.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, студент определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи ученик уже имеет, но отображать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность студента. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания студента более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности студентов. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность студентов при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых преподавателями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

1. Работа с учебником. Это работа с текстом и графическим материалом учебника; пересказ основного содержания части текста, составление плана ответа по прочитанному тексту, краткий конспект текста, поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы, анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

  1. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образу, составление предложений, вопросов, рецензирование ответов других студентов, оценка их деятельности на уроке, различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

  2. Решение лингвистических задач, выполнение практических работ.

  3. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

  4. Подготовка докладов и рефератов.

  5. Домашние письменные задания.

Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания студентами цели действия и способов действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в организации самостоятельной работы:

- нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по

количеству, и по форме;

- уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям студента; слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

- самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.

Таким образом, самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка, рационально организуемая и систематически проводимая, не только помогает прочно овладеть знаниями, но и вырабатывает у студентов умения и навыки учетного труда, воспитывает серьезное отношение к учебным занятиям, дисциплинирует.

Системный подход к организации самостоятельной работы усиливает стремление учащихся к обучению. А если человек научился учиться и достиг определенных успехов, то у него возникает чувство удовлетворения своим трудом.

Следовательно, активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов - необходимое условие повышения эффективности обучения.

Главное назначение деятельности преподавателя - всемерно способствовать активизации самостоятельности студентов. Обязательной стороной всей этой работы является сотрудничество, сотворчество студентов и преподавателей, что создает творческий микроклимат в коллективе, постоянно действует вдохновляющее начало. В работе преподавателя нет, и не может быть единого универсального приема, применения бы которого в практике обучения активизировало самостоятельную познавательную активность студентов.

Среди направлений, стимулирующих самостоятельную познавательную деятельность студентов на уроках русского языка, привлекающих к познанию, можно назвать несколько. Прежде всего - поднятие уровня проблемности самостоятельной деятельности студентов на уроках русского языка.

Эффективным средством активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов на уроке русского языка выступает решение проблемных задач (поисковых, проблемно-занимательных, познавательных). Их решение требует от студентов осуществления осознанного выбора признаков языковых явлений, определяющих способ решения учебных задач.

Проблемные задачи могут быть использованы при организации частично-поисковой работы во время объяснения нового материала. Решение таких задач развивает способность студентов к самостоятельному анализу синтаксических явлений, стимулирует познавательную деятельность на уроках русского языка.

Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность студентов на уроках русского языка при работе с лингвистическим текстом позволяют следующие приемы:

  • самостоятельная постановка вопросов, самопроверка и взаимопроверка;

  • свертывание лингвистической информации до опорных (ключевых) слов и развертывание ее до полного объема;

  • пересказ лингвистического текста по опорным понятиям, сопоставление его с текстом учебника.

Средством активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов на уроке русского языка является работа с дидактическими заданиями различной сложности, которые подбираются для различных групп студентов. При организации самостоятельной работы учитываются индивидуальные возможности каждого студента, уровень его умений и навыков, темп работы.

Карточки-задания могут составляться самими студентами, с использованием которых организуется взаимоконтроль. Оценки выставляются за содержание, качество изготовления карточек, правильность ответа.

Существование множества приемов создает необходимость определения рациональной системы средств формирования и развития самостоятельной познавательной активности обучаемых, причем эти системы должны быть подчинены одному общему принципу - принципу активности в обучении.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых студента должны:

  • отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в дискуссиях, обсуждениях;

  • задавать вопросы своим товарищем и учителям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

  • помогать отстающим;

  • объяснять более слабым ученикам непонятные места;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

  • создавать ситуации самопроверки; анализа личных познавательных и практических действий;

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Обучение в колледже должно развивать творческие способности студентов, формировать умение самостоятельно работать, быстро ориентироваться в потоке новой информации.


© 2010-2022