- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект урока русского языка на тему
Проект урока русского языка на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбачёва И.В. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект урока русского языка
Горбачевой И.В. учителя МБОУ Лоинская ОШ
Класс: 5 УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.
Тип урока: комбинированный
Тема: Имя существительное как часть речи
Цель: систематизация изученного ранее о существительном и углубление знаний.
Задачи
-
Образовательные: повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи; закрепить умение определять синтаксическую роль существительных в предложении;
-
Развивающие: формировать орфографическую зоркость учащихся, умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль;
-
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою работу и работу всего класса.
Планируемые образовательные результаты:
-
Предметные:
знать, что обозначает существительное (что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности), морфологические признаки существительных, их синтаксическую роль;
уметь рассказывать об имени существительном в форме научного описания, доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, уметь отличать существительные, образованные от глаголов и прилагательных, определять морфологические признаки и синтаксическую роль.
-
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
-
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, по парам.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, толковый словарь.
Основные понятия: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Межпредметные связи:
Сценарий урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)
- Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы ее понимаете? (Ответы детей).
- Все знания, которые мы получаем в жизни, мы запоминаем и складываем, словно вещи, в чемоданчик, а когда нужно, достаем и пользуемся ими.
- Когда обычно нам требуется чемодан? Правильно, если нам предстоит отправиться в путь.
2. Актуализация и пробное учебное действие (3 мин.)
- Сегодня мы совершим небольшое путешествие, а вот до какой станции нам нужно купить билет, предстоит определить вам. О какой части речи говорится в стихотворении А. Шибаева? (Его изображение на экране).
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами. (Имя существительное)
- Правильно, станция, на которую мы отправимся, называется «Имя существительное».
3. Выявление места и причины затруднения (5 мин.)
- Что нам уже известно об этой части речи?
(Отвечает на вопросы «кто?» и «что?»; изменяется по падежам, родам, числам; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным, в предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.)
- Предлагаю выполнить задание, решив которое, вы получите ключ к заветному чемоданчику со знаниями. На экране - стихотворение, ученик выразительно его читает.
ЗЕМНЫЕ СЛОВА
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова - путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной -
Мы - люди.
Мы - дети планеты одной. (Р.Фархади)
- О чем это стихотворение?
-Назовите синонимы, антонимы.
-Выберите из него существительные и объясните свой выбор.
(Ученики называют существительные, доказывают принадлежность).
-Почему в стихотворении так много существительных?
- Почему вы не назвали среди существительных слова синева, работа, разорение?
- Как вы думаете, хватило ли нам имеющихся знаний, чтобы безошибочно найти все существительные в тексте? (Ответы детей).
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (3 мин)
- В любом путешествии, чтобы не заблудиться, нужно точно представлять себе маршрут.
Найдите в словаре значение этого слова (Ученик зачитывает).
- Вот и нам с вами нужно точно продумать намеченный путь.
- Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы узнать больше об имени существительном?
Ученики предлагают свои варианты. Обсуждаем вместе, корректируем.
- Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием остановок, в который вы будете себе выставлять баллы за выполненные задания. Отправляемся в путь!
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (10 мин)
- Каждый из вас хорошо знает, что существительное отвечает на вопросы «кто?» или «что?», обозначает предмет. Но ответьте, разве слова тревога, страх, вражда, мир, дружба из стихотворения «Земные слова» - это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин предмет употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, явлений, событий и качеств. В связи с этим имена существительные по значению можно разделить на большие группы.
- Чтобы выяснить, какие названия предметам дают имена существительные, мы поработаем в парах и выполним 1 задание.
1-я остановка «Теоретическая»
На столе у вас карточки с заданиями. Выберите из текста стихотворения те слова, которые обозначают указанные названия, обсудите в паре, запишите
(базовый уровень), добавьте 1 свой пример (повышенный уровень). Ученик выбирает уровень по своему желанию.
1. Названия лиц (мать, люди + свой пример)
2. Названия вещей (словари + свой пример)
3. Названия веществ и продуктов (хлеб + свой пример)
4. Названия фактов, событий, явлений (огни + свой пример)
5. Название признаков (синева, жестокость + свой пример)
6. Название действий (работа, разорение + свой пример)
7. Название отвлеченных понятий (дружба, любовь, вражда, красота + свой пример)
Проверка выполнения правильности задания осуществляется другой парой.
2-я остановка «Морфологическая»
Задание 1. Найдите примеры существительных разного рода (по одному примеру), обсудите в паре, запишите.
Задание 2. Найдите примеры существительных одушевленных и неодушевленных (по 2 примера), обсудите в паре, запишите.
Задание 3. Найдите примеры существительных единственного и множественного числа (по 2 примера), обсудите в паре, запишите.
Проверка выполнения правильности задания осуществляется другой парой.
4-я остановка «Синтаксическая»
Определите, какую синтаксическую роль в предложении играют слова огни, суть, тревогу?
- Сделайте вывод о том, каким еще членом предложения, кроме известных нам ранее, может быть имя существительное (сказуемым).
Затем учитель собирает маршрутные листы для проверки и корректировки дальнейшей работы по теме.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (5 мин)
- Мы приближаемся к концу маршрута, во время которого узнали много нового об имени существительном. Сверьте полученные знания с материалом учебника (пар. 88, стр. 44, часть 2). По итогам этой работы составьте опорный конспект для рассказа о существительном как части речи. (Ключевые фразы конспекта находятся на ваших столах, впишите туда необходимые слова).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)
Учащиеся вставляют слова в опорный конспект.
Опорный конспект
1. Существительное - отвечает на вопросы …
Обозначает …
2. Морфологические признаки: собственные и …, одушевленные и …, род (…), склонение (…).
Изменяется по …
3. В предложении является …
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений в соответствии с уровнем подготовки класса по учебнику .
8. Включение в систему знаний и повторение (2 мин)
- Расскажите об имени существительном по опорному конспекту
9. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)
Продолжите предложения:
-
Я вспомнил о том, что существительное, …
-
Мне необходимо повторить материал о …
-
Я доволен своей работой на уроке, потому что …
10. Итоги урока и домашнее задание (3 мин)
- Что нового вы узнали на уроке? Возникли ли трудности при выполнении заданий? Домашнее задание: параграф 88, индивидуальные задания разной сложности на карточках.
Упражнение 1. Сделайте синтаксический разбор предложений.
1. Кижи - небольшой остров в Онежском озере. 2. Роняет лес багряный свой убор. (А.Пушкин) 3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатил. (М.Лермонтов) 4. Холодная сырость выползала из кустов. (Ф.Абрамов)
Сделайте вывод о синтаксической роли существительных в предложении. В каких случаях существительное не является членом предложения? Приведите свои примеры.
Упражнение 2. Прочитайте текст. Выпишите из него в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.
Я очень волновался, как примут барсучонка Барсика старожилы дома: кот Иваныч и охотничий пес отца Джек.
Знакомство состоялось в тот же день. Пока Барсик спал, свернувшись комочком на диване, пришел Иваныч с прогулки. Он направился к дивану и вдруг заметил спящего зверька. «Кто такой?» Иваныч широко раскрыл глаза, растопырил уши и шагнул к незнакомцу. В этот момент Барсик проснулся, но Иваныч не показался ему страшным зверем. Барсучонок потянулся к нему и неожиданно лизнул Иваныча прямо в нос. Кот фыркнул, тряхнул головой, однако принял с одобрением дружеское приветствие. Он замурлыкал, выгнул спину, прошелся к дивану и устроился возле барсучонка, напевая свою неторопливую песенку.
Упражнение 1. Составьте и запишите предложения, в которых слова море, солнце, роса выступали бы в роли различных членов предложения.
Упражнение 2. Прочитайте текст. Выпишите из него в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.
Я очень волновался, как примут барсучонка Барсика старожилы дома: кот Иваныч и охотничий пес отца Джек.
Знакомство состоялось в тот же день. Пока Барсик спал, свернувшись комочком на диване, пришел Иваныч с прогулки. Он направился к дивану и вдруг заметил спящего зверька. «Кто такой?» Иваныч широко раскрыл глаза, растопырил уши и шагнул к незнакомцу. В этот момент Барсик проснулся, но Иваныч не показался ему страшным зверем. Барсучонок потянулся к нему и неожиданно лизнул Иваныча прямо в нос. Кот фыркнул, тряхнул головой, однако принял с одобрением дружеское приветствие. Он замурлыкал, выгнул спину, прошелся к дивану и устроился возле барсучонка, напевая свою неторопливую песенку.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Составитель Г.В. Цветкова. Волгоград - 2014 год. Часть 2.
2. Г.А. Богданова. Материалы к уроку «Имя существительное в 5 классе». (Интернет - источник)
3. Учебник «Русский язык 5 класс» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов М.:Просвещение,2012.
8