Проект урока русского языка на тему

Проект урока  русского языка Класс: 5 УМК   Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тип урока: комбинированный Тема: Имя существительное как часть речи Цель: систематизация  изученного ранее о существительном и углубление знаний. Задачи Образовательные:повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи; закрепить умение определять синтаксическую роль существительных в предложен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока русского языка

Горбачевой И.В. учителя МБОУ Лоинская ОШ

Класс: 5 УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.

Тип урока: комбинированный

Тема: Имя существительное как часть речи

Цель: систематизация изученного ранее о существительном и углубление знаний.

Задачи

  • Образовательные: повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи; закрепить умение определять синтаксическую роль существительных в предложении;

  • Развивающие: формировать орфографическую зоркость учащихся, умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль;

  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою работу и работу всего класса.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные:

знать, что обозначает существительное (что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности), морфологические признаки существительных, их синтаксическую роль;

уметь рассказывать об имени существительном в форме научного описания, доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, уметь отличать существительные, образованные от глаголов и прилагательных, определять морфологические признаки и синтаксическую роль.

  • Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, по парам.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, толковый словарь.

Основные понятия: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Межпредметные связи:

Сценарий урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы ее понимаете? (Ответы детей).

- Все знания, которые мы получаем в жизни, мы запоминаем и складываем, словно вещи, в чемоданчик, а когда нужно, достаем и пользуемся ими.

- Когда обычно нам требуется чемодан? Правильно, если нам предстоит отправиться в путь.

2. Актуализация и пробное учебное действие (3 мин.)

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие, а вот до какой станции нам нужно купить билет, предстоит определить вам. О какой части речи говорится в стихотворении А. Шибаева? (Его изображение на экране).

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами. (Имя существительное)

- Правильно, станция, на которую мы отправимся, называется «Имя существительное».

3. Выявление места и причины затруднения (5 мин.)

- Что нам уже известно об этой части речи?

(Отвечает на вопросы «кто?» и «что?»; изменяется по падежам, родам, числам; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным, в предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.)

- Предлагаю выполнить задание, решив которое, вы получите ключ к заветному чемоданчику со знаниями. На экране - стихотворение, ученик выразительно его читает.

ЗЕМНЫЕ СЛОВА

На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова - путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной -
Мы - люди.
Мы - дети планеты одной. (Р.Фархади)

- О чем это стихотворение?

-Назовите синонимы, антонимы.

-Выберите из него существительные и объясните свой выбор.

(Ученики называют существительные, доказывают принадлежность).

-Почему в стихотворении так много существительных?

- Почему вы не назвали среди существительных слова синева, работа, разорение?

- Как вы думаете, хватило ли нам имеющихся знаний, чтобы безошибочно найти все существительные в тексте? (Ответы детей).

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (3 мин)

- В любом путешествии, чтобы не заблудиться, нужно точно представлять себе маршрут.

Найдите в словаре значение этого слова (Ученик зачитывает).

- Вот и нам с вами нужно точно продумать намеченный путь.

- Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы узнать больше об имени существительном?

Ученики предлагают свои варианты. Обсуждаем вместе, корректируем.

- Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием остановок, в который вы будете себе выставлять баллы за выполненные задания. Отправляемся в путь!

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (10 мин)

- Каждый из вас хорошо знает, что существительное отвечает на вопросы «кто?» или «что?», обозначает предмет. Но ответьте, разве слова тревога, страх, вражда, мир, дружба из стихотворения «Земные слова» - это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин предмет употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, явлений, событий и качеств. В связи с этим имена существительные по значению можно разделить на большие группы.

- Чтобы выяснить, какие названия предметам дают имена существительные, мы поработаем в парах и выполним 1 задание.

1-я остановка «Теоретическая»

На столе у вас карточки с заданиями. Выберите из текста стихотворения те слова, которые обозначают указанные названия, обсудите в паре, запишите

(базовый уровень), добавьте 1 свой пример (повышенный уровень). Ученик выбирает уровень по своему желанию.

1. Названия лиц (мать, люди + свой пример)

2. Названия вещей (словари + свой пример)

3. Названия веществ и продуктов (хлеб + свой пример)

4. Названия фактов, событий, явлений (огни + свой пример)

5. Название признаков (синева, жестокость + свой пример)

6. Название действий (работа, разорение + свой пример)

7. Название отвлеченных понятий (дружба, любовь, вражда, красота + свой пример)

Проверка выполнения правильности задания осуществляется другой парой.

2-я остановка «Морфологическая»

Задание 1. Найдите примеры существительных разного рода (по одному примеру), обсудите в паре, запишите.

Задание 2. Найдите примеры существительных одушевленных и неодушевленных (по 2 примера), обсудите в паре, запишите.

Задание 3. Найдите примеры существительных единственного и множественного числа (по 2 примера), обсудите в паре, запишите.

Проверка выполнения правильности задания осуществляется другой парой.

4-я остановка «Синтаксическая»

Определите, какую синтаксическую роль в предложении играют слова огни, суть, тревогу?

- Сделайте вывод о том, каким еще членом предложения, кроме известных нам ранее, может быть имя существительное (сказуемым).

Затем учитель собирает маршрутные листы для проверки и корректировки дальнейшей работы по теме.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (5 мин)

- Мы приближаемся к концу маршрута, во время которого узнали много нового об имени существительном. Сверьте полученные знания с материалом учебника (пар. 88, стр. 44, часть 2). По итогам этой работы составьте опорный конспект для рассказа о существительном как части речи. (Ключевые фразы конспекта находятся на ваших столах, впишите туда необходимые слова).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)

Учащиеся вставляют слова в опорный конспект.

Опорный конспект

1. Существительное - отвечает на вопросы …

Обозначает …

2. Морфологические признаки: собственные и …, одушевленные и …, род (…), склонение (…).

Изменяется по …

3. В предложении является …

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений в соответствии с уровнем подготовки класса по учебнику .

8. Включение в систему знаний и повторение (2 мин)

- Расскажите об имени существительном по опорному конспекту

9. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

Продолжите предложения:

  • Я вспомнил о том, что существительное, …

  • Мне необходимо повторить материал о …

  • Я доволен своей работой на уроке, потому что …

10. Итоги урока и домашнее задание (3 мин)

- Что нового вы узнали на уроке? Возникли ли трудности при выполнении заданий? Домашнее задание: параграф 88, индивидуальные задания разной сложности на карточках.

Упражнение 1. Сделайте синтаксический разбор предложений.

1. Кижи - небольшой остров в Онежском озере. 2. Роняет лес багряный свой убор. (А.Пушкин) 3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатил. (М.Лермонтов) 4. Холодная сырость выползала из кустов. (Ф.Абрамов)

Сделайте вывод о синтаксической роли существительных в предложении. В каких случаях существительное не является членом предложения? Приведите свои примеры.

Упражнение 2. Прочитайте текст. Выпишите из него в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.

Я очень волновался, как примут барсучонка Барсика старожилы дома: кот Иваныч и охотничий пес отца Джек.

Знакомство состоялось в тот же день. Пока Барсик спал, свернувшись комочком на диване, пришел Иваныч с прогулки. Он направился к дивану и вдруг заметил спящего зверька. «Кто такой?» Иваныч широко раскрыл глаза, растопырил уши и шагнул к незнакомцу. В этот момент Барсик проснулся, но Иваныч не показался ему страшным зверем. Барсучонок потянулся к нему и неожиданно лизнул Иваныча прямо в нос. Кот фыркнул, тряхнул головой, однако принял с одобрением дружеское приветствие. Он замурлыкал, выгнул спину, прошелся к дивану и устроился возле барсучонка, напевая свою неторопливую песенку.

Упражнение 1. Составьте и запишите предложения, в которых слова море, солнце, роса выступали бы в роли различных членов предложения.

Упражнение 2. Прочитайте текст. Выпишите из него в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.

Я очень волновался, как примут барсучонка Барсика старожилы дома: кот Иваныч и охотничий пес отца Джек.

Знакомство состоялось в тот же день. Пока Барсик спал, свернувшись комочком на диване, пришел Иваныч с прогулки. Он направился к дивану и вдруг заметил спящего зверька. «Кто такой?» Иваныч широко раскрыл глаза, растопырил уши и шагнул к незнакомцу. В этот момент Барсик проснулся, но Иваныч не показался ему страшным зверем. Барсучонок потянулся к нему и неожиданно лизнул Иваныча прямо в нос. Кот фыркнул, тряхнул головой, однако принял с одобрением дружеское приветствие. Он замурлыкал, выгнул спину, прошелся к дивану и устроился возле барсучонка, напевая свою неторопливую песенку.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Составитель Г.В. Цветкова. Волгоград - 2014 год. Часть 2.

2. Г.А. Богданова. Материалы к уроку «Имя существительное в 5 классе». (Интернет - источник)

3. Учебник «Русский язык 5 класс» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов М.:Просвещение,2012.

8


© 2010-2022