Мастер-класс на тему Проблемы русского языка в современном обществе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс на тему

«Проблемы русского языка в современном обществе»

Современный русский язык. Язык, на котором говорим мы, русские люди 21 века, язык, который воспринимается нами с экранов телевизоров и со страниц газет и журналов. Тот ли он великий и могучий, что был прежде? Или в наш стремительно несущийся вперёд век он навсегда утратил свою красоту и поэтичность и превратился в язык заимствований, штампов и грубых просторечных слов? В чём причины засорения русского языка? И что мы, русские люди, должны сделать, чтобы сохранить, спасти родной язык?

Именно о судьбе родного нам русского языка я предлагаю поговорить с учащимися 7-8 классов на уроке, тема которого звучит так: « Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее». В качестве эпиграфа к уроку мною выбраны строки из стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество»:

…Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

О чём будет данный урок? О необходимости сохранения русского языка.

Позади нас 20-ый век. Если обратиться к русскому языку начала и конца прошлого века, то можно обнаружить , что язык заметно изменился. Но в любой период мастера слова обращались к родному языку, пытались оценивать то, что мы говорим. В начале 20-го столетия к теме русского языка обратился в своём творчестве Валерий Яковлевич Брюсов. Мною выбраны два стихотворения поэта, в которых он создаёт яркий образ родного языка. Это стихотворения «Родной язык» (1913 г.) и «Только русский» (1919 г.).

Стихотворения в начале урока должны быть выразительно прочитаны учителем или заранее подготовленными учителем учениками. Поскольку учеников сегодня нет, стихотворения прочитаю я сама. ( Тексты стихотворений проецируются на слайд, а также тексты находятся на столах учащихся).

Когда стихотворения прочитаны, обращаемся к одному из наших любимых заданий и находим в текстах ключевые слова.

В.Я.Брюсов

«Родной язык» (1913 г.) «Только русский» (1919 г.)

«Мой верный друг», «Новый, пламенный язык»,

«мой царь», «твои богатства», «брань и буйный крик»,

«подобен великану», «в нём теперь - простор надежде»,

«ты - в вечности», «в нём - свободный человек»,

«ты - мой Спаситель», «полюби…даже грубый, даже гневный,

«навек моя обитель», даже с бранью пополам».

«небо надо мной»,

«мой враг коварный», «мой раб»,

«ты - мститель мой»,

«Я пред тобой склонён лицом».

Беседа продолжается по вопросам:

1.Какой образ родного языка создаёт поэт в стихотворении «Родной язык»?

( В стихотворении создаётся двоякий образ родного языка. С одной стороны, («мой верный друг», «мой царь», «Ты дал мечте безумной крылья», «Меня спасал в часы бессилья», «в тайне звуков странных», «в потаённом смысле слов», «подобен великану», «ты - в вечности», «твои богатства», «ты - мой Спаситель», «навек моя обитель», «небо надо мной») это некая высшая сила, помогающая поэту творить, помогающая ему обрести смысл жизни, покровительствующая ему и дающая успокоение после бури жизненных страстей. А с другой стороны, родной язык - это сила, противостоящая поэту, сила, с которой он ведёт постоянный бой («мой враг коварный», «мой раб», «мечту ты путами обвил», «сокрушал избытком сил», «ты - Мститель мой»).

2.С чем, на ваш взгляд, связано появление такого противоречивого образа родного языка в стихотворении В.Я.Брюсова?

(В.Я.Брюсов - поэт, и ему, как никому другому, известны муки творчества, когда родной язык, который, кажется, ты знаешь в совершенстве, не позволяет тебе выразить те мысли и чувства, которые тревожат и волнуют твою душу).

Следующий вопрос позволяет сопоставить образ родного языка в стихотворениях В.Я.Брюсова.

3.Что нового сказал В.Я.Брюсов о родном языке в стихотворении «Только русский»?

(Поэт создал образ нового вольного языка, языка свободного человека, немного грубого, но открытого и непосредственного: «к нашей новой вольности», «брань и буйный крик», «новый, пламенный язык», «в нём теперь - простор надежде», «в нём - свободный человек», «даже грубый, даже гневный, даже с бранью пополам»).

4.С чем, на ваш взгляд, связано изменение образа русского языка в стихотворении «Только русский»?

(С переменами, которые происходят в обществе).

5.Несмотря на столь разные образы родного языка, созданные В.Я.Брюсовым, что объединяет эти стихотворения?

(В.Я.Брюсов преклоняется перед родным языком, восхищается им: «мой царь», «подобен великану», «божеством», «ты - в вечности», «ты - мой Спаситель», «небо надо мной», «Я пред тобой склонён лицом». И даже несмотря на перемены, поэт любит родной язык и призывает читателей полюбить обновлённый русский язык: «Вникни душой…», «Ты расслышишь в нём…», «Полюби…», в стихотворениях много восклицательных предложений).

Работу со стихотворениями В.Я.Брюсова можно организовать по-разному. Если класс сильный, то эту работу можно провести по вариантам, по группам с последующим обобщением. Если класс слабый, первое стихотворение проанализировать вместе, а второе самостоятельно. Но в итоге работы в тетрадях учащихся должна появиться запись ключевых слов. (В ходе работы).

Переходя к следующему этапу урока, отмечаем, что, несмотря на утверждение В.Я.Брюсова ( язык - «в вечности»), язык изменяется в связи с переменами, происходящими в обществе. Можно спросить у учащихся, какие, на их взгляд, перемены произошли в русском языке со времён В.Я.Брюсова, т.е. за последние сто лет, и с чем они связаны.

(Несомненно, русский язык 21 века и русский язык 20 века заметно отличаются друг от друга. Это связано с событиями русской истории, с развитием науки и техники, а также с уровнем образованности и воспитанности носителей русского языка).

Подводя итог тому, что было сказано учениками, следует отметить, что русский язык изменился и, к сожалению, не в лучшую сторону. На уроке нам предстоит определить самые главные проблемы современного русского языка, а так как мы носители русского языка, это проблемы и нас, русских людей. В тетради делается запись «Актуальные проблемы носителей русского языка».

Внимание учащихся обращается на доску, где записаны три слова: крутой, братан, лох.

Далее работа ведётся по вопросам:

1.Знакомы ли вам эти слова? О чём идёт речь? (хороший, друг, плохой)

2.Подберём синонимы к этим словам (крутой - клёвый, классный, прикольный, хороший; братан - братишка, кореш, корефан, друг; лох - тормоз, дурилка, отстой, плохой). Синонимы записываются на доске по мере их подбора.

3.В какой речевой ситуации они могут быть произнесены? (1 - 1, н\о, общение)

4.В какой ситуации они не должны быть произнесены? (1 - много, о\о, сообщение, воздействие)

5.Русский язык болен подобными словами. Почему всё же мы так говорим? (Из-за того что хотим быть как все, из-за низкого уровня культуры, из-за недостатка слов для выражения своих мыслей.)

При ответе на данный вопрос уместно, на мой взгляд, вспомнить слова Д.С.Лихачёва: «…бывает так, что человек не говорит, а «плюётся» словами. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеётся, ничего не боится.

А на самом деле он потому и использует циничные выражения и насмешливые прозвища, что не уверен в себе».

Следовательно ещё одна причина употребления жаргонных слов - неуверенность в себе.

6.Войдут ли, на ваш взгляд, данные слова в словарь современного русского языка?

7.Какие пометы будут иметь эти слова в словаре? (Разговорное, грубое, просторечное, жаргонное).

8.Назовите первую проблему носителей современного русского языка. (Активное использование в повседневной речи грубых просторечных слов, жаргонизмов).

Проблема записывается в тетрадь под диктовку учителя.

Работа над этой проблемой носителей современного русского языка может быть начата и с инсценировки с использованием слов школьного сленга, и с работы в парах над речевыми ситуациями, и с игры «Третий лишний», в которой звучат подобные слова. Важно, чтобы учащиеся осознали эту проблему, поняли, насколько грубые жаргонные слова обедняют русский язык.

Отметив, что, к сожалению, использование жаргонизмов - это не единственная проблема носителей современного русского языка, мы обращаемся к слайду с двумя группами слов: паника, диалог, штрих, эгоизм, алоэ - черта, себялюбие, разговор, столетник, страх. Используя эти слова, учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

1.Что вы можете сказать об этих группах слов? Чем они отличаются друг от друга? ( Слова первой группы заимствованные, второй - исконно русские).

2. Объедините слова первой и второй групп в пары синонимов, называющих одно и тоже понятие. (Паника - страх, диалог - разговор, штрих - черта, эгоизм - себялюбие, алоэ - столетник).

3.Какие из синонимов вы чаще слышите и употребляете в повседневной жизни? (Делается вывод, что многие иноязычные слова давно вошли в русский язык, активно употребляются в повседневной жизни и даже не воспринимаются нами как заимствованные).

Но в последнее время количество заимствованных слов в русском языке увеличилось в связи с тем, что наша страна стала одной из передовых держав в мире, в связи с тем, что в стране активно идут реформы. Поэтому слов иноязычного происхождения всё больше и больше воспринимаем мы с экранов телевизоров и со страниц газет и журналов. Перед вами выдержка из статьи , напечатанной в «Еженедельном журнале» в 2002 году. Внимание учащихся обращается на слайд.

«Впрочем, права человека отвергаются и как принцип. Вместе с политкорректностью и толерантностью.» ( «Еженедельный журнал», 2002 год).

Работа продолжается по вопросам:

1.Какие заимствованные слова вы можете выделить в данных предложениях? (Политкорректность и толерантность)

2.Давно ли, на ваш взгляд, эти слова вошли в русский язык и в связи с чем? (В связи с защитой прав человека в конце 20 века.)

3.Знакомы ли вам эти слова? Можете ли вы объяснить их значение, подобрать синонимы? (Если класс сильный, можно работу над значением этих слов дать на дом; если класс слабый, то можно вывести словарные статьи, объясняющие значение этих слов, на слайд.)

4.Уместно ли использование подобных заимствованных слов в средствах массовой информации? Почему? (Нет, так как часто подобные слова не понятны людям.)

5.Назовите мне вторую проблему носителей современного русского языка. (Неуместное использование заимствованных слов.)

Сформулированная проблема записывается в тетрадь.

И, наконец, чтобы назвать последнюю проблему носителей современного русского языка, мы обращаем внимание на слайд. Перед нами небольшая выдержка из статьи о современном русском языке, появившейся в интернете.

«В последние несколько лет начала прослеживаться тенденция к обновлению «великого и могучего» русского языка. Приверженцы новых правил в своих интернет - сообщениях нарушают все мыслимые и немыслимые правила орфографии русского языка, чем вызывают бурное возмущение российской интернет - интеллигенции. Набор выражений для обмена мнениями ограничен, но достаточен для интернет - пользователей, которые не имеют возможности писать длинные тирады. Хуже, когда такие фразы выходят на улицы. Теневая, нелитературная сторона русского языка от введения новых правил стала ещё жёстче, грубее».

Работу над текстом можно начать с вопроса: «Какие фразы в тексте интернет - статьи привлекли ваше внимание, может быть, показались искусственными для живого русского языка?» (прослеживаться тенденция, все мыслимые и немыслимые, бурное возмущение, длинные тирады, теневая сторона)

Далее следует спросить у учащихся, часто ли они читают и слышат такие выражения, если да, то где. (С экранов телевизоров, из статей газет и журналов)

Учитель делает вывод, что в последнее время слишком часто подобные выражения используются средствами массовой информации, поэтому превратились в языковые клише, избитые выражения, которые кажутся нам искусственными для живого русского языка.

Учащиеся определяют третью проблему носителей современного русского языка, которая также записывается в тетрадь. (Злоупотребление языковыми клише)

Работу над этой проблемой носителей русского языка можно начать с работы с текстом любой газетной или журнальной статьи, с редактирования текста, а если класс сильный, то можно поработать над отрывком из сочинения, в котором подчёркнуты фразы, правильные с речевой и грамматической точек зрения.

В конце урока необходимо, чтобы учащиеся назвали три проблемы носителей современного русского языка, выявленные в ходе работы.

В свете обозначенных нами проблем носителей современного русского языка обращаемся к эпиграфу. Учитель напоминает, что это строки из стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество», написанного в 1941 году, и просит учащихся объяснить, почему именно эти строки стали эпиграфом к уроку на тему «Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее».

(Как и в годы ВОв, сегодня русский язык нуждается в спасении. В 1941 году сохранить «великое русское слово» клялась А.А.Ахматова. И мы, люди 21 века, должны следовать её завету во имя прошлых и будущих поколений русских людей.)

Завершить урок следует вопросом: «Что мы можем сделать для спасения русского языка?»

(Быть бережнее и внимательнее к слову, следить за своей речью, избегать использования «слов - плевков», замечать речевые ошибки других и стараться не повторять их в своей речи, почаще обращаться к словарям.)

На мой взгляд, учащимся можно предложить на выбор несколько вариантов домашнего задания, а они уже должны выбрать, как будут работать над чистотой своей речи. Это могут быть следующие виды работы:

1.Создание словарика заимствованных слов (5 - 10), появившихся в русском языке недавно. Заимствованные слова обязательно должны быть объяснены. Количество слов словарика зависит от заинтересованности ребёнка. Составление словарика может продолжаться в течение всего учебного года и вылиться в исследовательскую работу, например, в реферат.

2.Создание словарика языковых единиц, относящихся к школьному сленгу, с их толкованием, подбором синонимов. Работа по составлению словарика школьного сленга также может быть продолжена в течение всего учебного года и носить исследовательский характер.

3.Сочинение - размышление на тему «Будущее русского языка».

4.Редактирование текста с учётом выявленных на уроке актуальных проблем носителей современного русского языка.

5.Составление словарных статей заимствованных слов, слов школьного сленга, определённых учителем.

© 2010-2022